Маргарита Риттер: «Двум медведям в одной берлоге всегда тесно»
Бизнес‑леди, жена, мама и бабушка — все это гендиректор УК «Гринвич» Маргарита Риттер. В преддверии праздника она рассказала «ДК» о своем женском счастье.
В бизнес‑империю супругов Александра Бойко и Маргариты Риттер входят предприятия сразу нескольких отраслей экономики: дорожное и гражданское строительство, аренда, гостиничный бизнес, рестораны, когда‑то была сеть АЗС. Из последних проектов звездной семьи наиболее яркие — БЦ «Гринвич», ставший в 2008 г. лучшим бизнес‑центром России, отель «Мариотт», открытия которого с нетерпением в этом году ждут в Новосибирске, впереди — многофункциональный проект «Жуковка».
Что приносит удовольствие
Маргарита Риттер формулирует все четко, живет по строгому расписанию, и найти в ее жизни зазор для посторонних невозможно. У нее есть главная цель — самореализация.
Ощущаете ли себя на «вторых ролях» в бизнесе?
— Этот вопрос задают очень часто, даже близкие друзья, потому мы с мужем выработали стандартный ответ: «Кто первый встал, того и пулемет, а второй ленту подает». У нас нет разделения на первый‑второй, все обсуждается коллегиально. Принятию решения предшествует долгое обдумывание, «обсасывание» задачи, трезвый расчет. Мы составляем таблицы, где учитываем риски и затраты на кв. м, на вложенный рубль, собирается целый талмуд таких таблиц. И итоговая таблица, собственно, и решает все, так что на первых ролях, безусловно, она — Таблица.
Часто спрашивают еще, не трудно ли нам вместе на протяжении 33 лет. Да, непросто, двум медведям в одной берлоге всегда тесно. Характеры у нас сложные, мы оба импульсивны, эмоциональны, разве что я все‑таки более дипломатична. Непросто и потому, что мы вместе постоянно — и дома, и в бизнесе. Я даже свой кабинет организовала на 3 этаже, а у Александра — на 4-м, чтобы не каждую минуту быть под рукой. Но мы настолько «срослись», что я всегда знаю, что он скажет в следующую минуту, даже мысли читаю по его спине. Конечно, и он также легко считывает мои эмоции и размышления. Хотя для других мой муж зачастую человек непредсказуемый. В нашей жизни постоянное движение вперед, безграничная возможность самореализации для него и для меня, это очень важно.
Кто определяет приоритеты развития бизнеса?
— У нас это называется разговором на тему «Куда будем закапывать деньги». Мы очень хорошие аналитики и почти мгновенно просчитываем, какие риски мы закладываем и что в итоге выиграем. У нас общий бизнес, одна семья, общие дочь и внуки, потому возникновение единоличной идеи «А дай‑ка я вложу средства в бизнес на Кипре!» в принципе невозможно. Каждый год компания зарабатывает определенную сумму, стоять на месте и производить нечто типовое нам неинтересно.
Обратите внимание: наши объекты — не клоны, хотя и мы бы могли строить, например, типовые многоэтажки, и это очень хороший и достойный бизнес, но наш интерес — в развитии. Потому наши проекты уникальны: сейчас введем в эксплуатацию «Мариотт», такого в Новосибирске еще не было, занимаемся многофункциональным проектом «Жуковка». Мы получаем удовольствие от того, что реализуем новые современные проекты.
Как вы думаете, кем вы являетесь для подчиненных?
— Самое главное, я для них пример, как можно достичь успеха в бизнесе, стать состоятельным человеком, иметь хорошую семью, заинтересовать детей существующим бизнесом.
Самым сложным было собрать нашу команду, и работа эта не останавливается по сей день. Думаю, что именно женщина занимается подбором кадров лучше, чем мужчина. Коль скоро именно женщина обеспечивает создание атмосферы в семье, ей ближе и взаимоотношения в коллективе, она лучше учтет сильные и слабые стороны сотрудников, перспективы их дальнейшего взаимодействия.
Увольнять людей не вижу смысла. В такой большой компании, как наша, есть возможность горизонтальной ротации, если человек не справляется или ему уже не интересно на своем участке, лучше передвинуть сотрудника на другое место в рамках компании. Фирма вложила и время, и силы в его обучение и развитие. Текучки кадров, на которую часто жалуются руководители, у нас нет. Директор я предсказуемый: все сотрудники знают перспективы карьерного роста, знают, за что им полагается премия или, наоборот, депремирование. Попасть с улицы к нам трудно, разве что на новый объект. Часто присылают резюме потенциально хорошие сотрудники, но чтобы взять нового, мне придется убрать уже работающего, вполне профессионального, — зачем?
Я думаю, что мои подчиненные меня любят. В прошлом году на свой юбилей я уезжала на Всемирную выставку мебели в Милане, вернулась уже позже дня рождения. Приезжаю из аэропорта, захожу домой — вся гостиная украшена воздушными шариками, поднимаюсь по лестнице — там тоже шары, корзины с цветами и коллажи из фотографий с корпоративов с забавными подписями. Я ничего не убирала, пока не сдулся последний шарик. Вообще мне всегда дарят приятные подарки, даже такая мелочь — покупают мои любимые соленые помидоры.
Счастливой можно стать
Добившись равных прав с мужчинами де‑юре, де‑факто женщины по‑прежнему сталкиваются с неприятием себя на работе всерьез. Что говорить о рядовых сотрудницах, если даже Маргарита Риттер соприкоснулась с этим явлением.
Сталкиваетесь ли вы с мужским шовинизмом?
— Слава Богу, что моему мужу это не свойственно. Но так исторически сложилось, и корни этого уходят в глубину веков, что именно мужчина играл первую скрипку и в политике, и в бизнесе. И сколько бы времени ни прошло, все равно многие мужчины будут решать серьезные вопросы с равными себе (то есть с мужчинами). Мы женщины куда как толерантнее: мы можем общаться и с женщинами, и с детьми, и с мужчинами.
Недавний пример: доброму другу нашей семьи, который вообще‑то ко мне относится с уважением, надо было проконсультироваться по вопросу, в котором я разбираюсь лучше, чем супруг. Однако он пошел к моему мужу, и сколько Бойко ни говорил, что в этом лучше разбираюсь я, друг не захотел посоветоваться со мной: «Да ладно, поговорим, как мужик с мужиком!». И это их мужское право.
Принято считать, что жизнь женщины подчинена исключительно идее материнства, работа и карьера вторичны. Ничего подобного! Каждый выбирает для себя свое счастье. Если для кого‑то радость раствориться в муже, даже при наличии детей именно муж будет на первом месте. Счастливой можно стать будучи «синим чулком», трогательной домохозяйкой, прожженной карьеристкой, главное — самореализация. Никогда не верьте тем, кто хнычет и рассуждает о своем глобальном несчастье: значит, человеку комфортно чувствовать себя обиженным судьбой. Да, несчастным можно быть дня два, но потом ты встаешь и делаешь все, чтобы стать вновь счастливым!
Считаете ли себя хорошей мамой и хорошей бабушкой?
— Да! Бабушка я замечательная, внуки меня очень любят. Мы видимся минимум два раза в неделю, реже не бывает, потому что я очень скучаю без них. Со старшей внучкой Александрой мы много путешествуем вместе, были в Эмиратах, Таиланде, Париже, Турции, Италии, Гоа. Я такая «бабушка‑кентярочка» — лучшая подружка: мне можно сказать абсолютно все, я никогда не «заложу» их родителям. Я считаю, детей наказывать нельзя. Если что‑то не так, то лучше на своем примере рассказать, как ты поступил в похожей ситуации, в чем ошибся, что из этого получилось. Конечно, это требует куда больше времени, чем дать подзатыльник. Но лучше потратить это время и силы, чтобы показать ребенку, в чем он ошибся, тогда он вырастет смелым и ответственным человеком.
Лучшая подружка для меня — моя дочь, и так было всегда. Марьяна знает про меня все. Я очень боялась, когда она выходила замуж, думала, что потеряю подругу. Все обошлось: и Марьяна такая же подруга мне, и внуки теперь у меня есть.
Вместе с юности
Все мы родом из детства — фраза, ставшая банальной, не утратила своей жизненной правды. И у родителей Маргариты Риттер, представивших ей еще в детстве пример своей беззаветной преданности делу, не могла, наверное, вырасти иная дочка.
Как удается совмещать семью и бизнес?
— Я не совмещаю, я так живу. Во‑первых, все мои близкие рядом, дети работают со мной, родители живут рядом. Даже в детстве с Александром мы жили в одном доме. Мне очень важно, чтобы этот круг не разрывался. Ответственность за этот круг сейчас лежит на мне, а в дальнейшем перейдет к Марьяне.
Как тогда научить детей самостоятельности?
— Особенно никого ничему учить не надо. У всех есть своя зона ответственности и с ней надо просто справляться. Учиться, работать, дарить подарки, любить, заботиться друг о друге!
А помните, как познакомились с мужем?
— Мы учились вместе в школе и жили в одном дворе. Уже в десятом классе наши отношения определились, а 9 мая мы первый раз поцеловались. Тогда начались уже первые требования к будущей жизни. Я хотела стать актрисой кино, на что Бойко мне сказал, что он в таком случае мне ноги вырвет: не хотел, чтобы я целовалась на экране со всеми. А он собирался поступать в торговый, тут я встала на дыбы, сказала, что замуж за торгаша не выйду — советские времена были, непрестижно как‑то. Я хотела, чтобы он поступал в Сибстрин: строитель — самая подходящая профессия для мужчины. В 19 лет мы поженились, сразу родилась Марьяна, с тех пор вместе.
Раз так определили профессиональную сферу мужа, каким видите будущее своих внуков?
— Когда у взрослых есть деньги, у детей появляется возможность выбора, они могут захотеть стать художниками, артистами, да хоть в балет пойти. Конечно, в итоге им решать. Но я хотела бы, чтобы Александра и Егорка работали в нашей компании. Направлений множество, можно выбрать. Главное — самореализация.
У каждого человека есть свой особый талант: кто‑то поет, кто‑то рисует, я вот, например, — прекрасный организатор. Даже если талантов у человека много, надо не ошибиться и выбрать главный. Остальное останется в качестве хобби, а в своем Деле ты должен стремиться к олимпийскому золоту.
Мария Башутина