Марина Аксенова: «Хватит бить на жалость»

Все больше проектов реализуется с помощью спонсоров. Директор фонда «Солнечный город» Марина Аксенова рассказала «ДК», что нужно сделать, чтобы проект попал в поле зрения потенциальных партнеров.

В прошлом году БФ «Солнечный город» привлек на реализацию своих проектов больше 42 млн руб. Как некоммерческим организациям убедить руководителей компаний в выгодах спонсорства? Какие технологии помогают привлекать средства? На эти и другие вопросы «ДК» ответили директор благотворительного фонда «Солнечный город» Марина Аксенова и менеджер этого фонда Земфира* Стула.

Как выстроен процесс сбора средств? Что именно пишете в письмах потенциальным спонсорам? Есть какие-то профессиональные секреты как заинтересовать

Марина Аксенова:  — Мало кому понравится, если его будут пытаться разжалобить. С бизнесменами этот прием это плохо работает. У нас к общению с потенциальными спонсорами подход другой. Мы не плачем, не выступаем в роли попрошаек, а предлагаем взаимовыгодные решения.

Общение начинается с рассылки писем. Конечно, письмо не должно состоять из одной фразы "дайте денег". Но и слишком длинное лишь оттолкнет человека. Кратко пишем, буквально два слова, о проблеме, о том, как предлагаем ее решить и что можем дать взамен.

А личное общение всегда индивидуально. У любой организации могут быть ресурсы, о которых она даже не догадывается. Например, такие разные организации как банки и кафе для нас имеют общую характерную черту — они открыты для большого круга клиентов и значит в их помещениях можно эффективно распространять информацию о благотворительных акциях.

Легко ли завоевать доверие?

— Два года потребовалось, чтобы один из магазинов согласился поставить в кассовых зонах копилки для пожертвований. Для этой компании не было проблемой пожертвовать вещи воспитанникам детского дома. А вот предложение поставить копилку директор отвергал. Но мы продолжали общаться. И, видимо, в какой-то момент он понял, что нам можно доверять и наличные деньги.

Земфира* Стула: — В своей работе используем те же приемы, что и маркетологи. Узнаем о потребностях человека и начинаем сопоставлять то, что он хочет и то, что мы можем предложить.

Опытный фандрайзер (специалист по привлечению средств – ред.) умеет повернуть на пользу делу даже недоверие, с которым люди относятся к благотворительным фондам. А оно всегда есть на начальном этапе. Люди просто хотят быть уверенными, что их деньги идут на важное и полезное дело, а не кому то в карман. Раз у них есть такая потребность, мы помогаем ее удовлетворить. Например, приглашаем приехать в детский дом или больницу и лично передать дар.

Укреплять отношения помогают и отчеты о потраченных средствах. Даже когда нам говорят, что отчет не нужен, мы все равно его делаем и предоставляем. Человек должен убедиться, что все до копейки ушло по адресу.

Какими качествами должен обладать сотрудник по привлечению средств? Как вы обучаете таких сотрудников?

Марина Аксенова:  Для фандрайзера два самых важных качества — это обучаемость и коммуникабельность, то есть знание основных правил общения и умение их применять. Конкретные технологии привлечения средств преподают, например, в Школе фандрайзеров в Санкт-Петербурге.

Земфира* Стула: Я прошла обучение в этой Школе. Так как я пришла в фонд из бизнеса — занималась закупками в торговой компании — то некоторые вещи, о которых там рассказывали ("улыбайтесь", "на встречу к директору банка идите в деловом костюме", "говорите с человеком на его языке" и т п.) для меня были очевидными. Но вообще курсы были очень полезными. Нас учили писать письма потенциальным благотворителям, учили оформлять заявки на гранты. Последний день был посвящен особенностям работы с частными лицами. Главное — это понимать, что ты не просишь деньги, а предлагаешь партнерство.

Марина Аксенова: — Новое время потребовало от сотрудников благотворительных фондов новых навыков. Например, умения работать в соцсетях: надо так писать заметки о готовящихся благотворительных акциях, чтобы их перепостили.

Одна из таких акций проходит сейчас. Это "Миллион мелочью". Проводим ее второй год подряд. Стеклянные трехлитровые банки ставятся в офисах компаний.  В прошлом году новосибирцы наполнили мелочью 116 банок. Было собрано около 400 тыс. руб. В этом году рассчитываем собрать около миллиона рублей. Причем, хотим устроить в интернете "флэш-моб" банок — призываем фотографировать путешествие банок по офису. Такие фотографии подогреют интерес к акции.

И на что направили собранные средства?

— На ремонт палат в Куйбышевской детской больнице. Еще около миллиона рублей на ремонт в этой же больнице мы собрали с помощью Кукольного базара, подготовленного группой "Оранжевое небо". Кроме того, около 200 тыс. руб. на переоборудование дома ребенка в Куйбышеве (приближение его к семейной модели) удалось привлечь с помощью благотворительного спектакля. В роли героев пьесы на сцену вышли известные новосибирские бизнесмены.

Ради участия в благотворительности бизнесмены готовы выйти не только на театральную сцену, но и на спортивную арену. В прошлом году мы организовали футбольный турнир, в котором участвовали12 команд. За участие каждая команда (компания) заплатила по 50 тыс. руб. Для компаний турнир по футболу стал не только формой пожертвования денег на благотворительность, но одновременно и корпоративным мероприятием. Сотрудники шли болеть за своих коллег, приводили с собой детей. Кстати, детей развлекали аниматоры - волонтеры. В этом году мы снова проводит футбольный турнир. Он пройдет 31 мая и заявки на участие еще принимаются.

Что получают спонсоры от сотрудничества с фондом? 

Марина Аксенова: Надо четко различать благотворителей и спонсоров: Первым чаще всего шумиха не нужна. Вторые заинтересованы в рекламе. Театрам, музеям, спортивным клубам проще удовлетворить потребность спонсоров в рекламе. Мы как благотворительный фонд в этом плане располагаем меньшими возможностями. Но мы всегда готовы разместить на своем сайте и в соцсетях благодарность спонсорам, и их логотипы.

За рубежом фандрайзеры работают за процент от привлеченных средств. У нас это возможно?

Марина Аксенова: Если бы у нас в городе были люди, которым мы могли бы доверить свою репутацию и которые бы умели привлекать ресурсы, то можно было бы работать с ними за процент. Но найти таких людей очень сложно. Крутые фандрайзеры — очень большая редкость в России.

* - выполняет функции иностранного агента
Самое читаемое
  • Рубль продолжает укрепляться. Сколько это продлится и при чем тут ТрампРубль продолжает укрепляться. Сколько это продлится и при чем тут Трамп
  • «ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге«ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге
  • Из-за кадрового дефицита компании предлагают подросткам зарплату выше 80 тыс. руб. в месяцИз-за кадрового дефицита компании предлагают подросткам зарплату выше 80 тыс. руб. в месяц
  • IT-дайджест: Skype отключат, ChatGPT делает людей одинокими, а в России будет свой WeChatIT-дайджест: Skype отключат, ChatGPT делает людей одинокими, а в России будет свой WeChat
  • Для западных туристов закрыли Северную Корею. Россияне пока могут наслаждаться турамиДля западных туристов закрыли Северную Корею. Россияне пока могут наслаждаться турами
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.