Марина Кондратенко, Астра-Мед: «Рынок профосмотров не регулируется и развивается хаотично»
Директор одной из крупнейших клиник Новосибирска рассказала DK.RU, как рынок частной медицины пережил сложный год, кто нечестно конкурирует, и почему трудно работать на рынке профосмотров.
– Какова сегодня ситуация на рынке частных медицинских услуг?
Я расскажу на примере нашей клиники. Он довольно информативный, потому что клиника объединяет в себе три направления деятельности. Первое – это многопрофильная клиника с полным спектром медицинской помощи на амбулаторном этапе. Второе направление – стоматология. И третье, тоже очень большое, – это так называемая медицина труда: проведение профилактических, предрейсовых осмотров, выдача санитарных книжек, проведение шоферских комиссий и подобные услуги.
На мой взгляд, больше всего «просела» стоматология, именно на ней кризис сказался наиболее сильно. Судя по отзывам коллег, падение спроса на некоторые виды стоматологических услуг стало типичным в 2015 году. Поясню: в стоматологии существует два направления: терапевтическое и дорогостоящее направление, связанное с имплантологией, ортопедией и ортодонтией. В частности, в ортодонтии наблюдается большой спад из-за себестоимости брекет-систем и не только. Мы понимаем, что качественных отечественных производителей стоматологических материалов для протезирования нет.
Девальвация рубля напрямую сказалась на росте себестоимости всех расходных материалов. По этой причине клиники были вынуждены поднять стоимость услуг примерно в 1,5-2 раза. И это, безусловно, сказалось на их работе. Все, что касается протезирования и имплантологии – это не расходы первой необходимости, как в случае с терапевтическим направлением, поэтому здесь у нас наступил этап отложенных покупок, когда люди делают выбор в пользу расходов, без которых не обойтись. Поэтому в этом сегменте падение было очень ощутимым – продажи по году снизились практически в два раза.
– А когда ждете возвращения спроса?
Если посмотреть, что сейчас творится с валютами, то перспектива пока не очень ясная, поэтому и спрос не вернется быстро, мы понимаем, что чудес на свете не бывает. И здесь нас подстерегает очень серьезная проблема: когда в медицине происходят подобные изменения, меня, как руководителя бизнеса, всегда волнует вопрос удержания качества на должном уровне. Ведь в такой ситуации появляется желание вступить на путь удешевления стоимости услуги. Но этот шаг неизбежно приведет к ухудшению качества. Вспомните дешевую стоматологию в России – эти цементные пломбы и прочее. Слава Богу, современные клиники сформировали рынок качественной стоматологии, стали пользоваться хорошими материалами, покупать инновационное оборудование. Ну и какой смысл нам возвращать это высокое качество на советский уровень?
То, что сейчас происходит в дорогом сегменте, неизбежно привело к появлению на рынке имплантологии дешевых аналогов. Если раньше были импланты из Швейцарии, Германии (от надежных, брендовых фирм), которые гарантировали качество, и мы могли смотреть в глаза пациенту спокойно, то сейчас появляются непонятные дешевые аналоги. Клиникам, которые специализируются только на стоматологии, приходится тяжело, и на поиск более дешевых аналогов их толкает жизнь. Но есть и такие клиники, которые объясняют пациентам, что делать некачественно и через 3 года все переделывать смысла нет, и повышают цены в соответствии с требованиями экономики.
– Но у них же есть и терапевтическое направление, за счет которого можно выживать?
В терапевтическом сегменте ситуация, конечно, проще, потому что там часто происходят неотложные ситуации, и люди все равно идут лечить зубы, даже если это выходит дорого, потому что тот же пульпит не терпит отлагательств. И у нас, например, в этом сегменте продажи остались на прежнем уровне и даже немного выросли. Пока мы смотрим, как все будет дальше развиваться, будем оперативно реагировать на ситуацию, искать пути выхода, с учетом того, что обязательно нужно сохранять качество.
– А что касается многопрофильной клиники, то какие сегменты показали спад?
Мы ощутили небольшой спад в обращении пациентов и, естественно, в объеме оказываемой медицинской помощи уже начиная с мая. Но поскольку до этого момента шел рост продаж, то по году мы вышли на показатели уровня 2014 года, то есть снижения не произошло. Хотелось бы отметить, что мы, как и многие наши коллеги, не повышали цены на услуги. Хорошим подспорьем стало то, что многопрофильные центры давно оснащены всем необходимым, и каких-либо серьезных инвестиций в прошлом году делать не пришлось. Это позволило крупным игрокам рынка, прочно стоящим на ногах, не повышать свои тарифы и, как следствие, сохранить не только постоянных клиентов, но и привлечь новых. Знаю, что некоторые крупные новосибирские клиники, как и мы, придерживаются политики сохранения доступности качественной медицинской помощи.
– А не было ли у вас оттока пациентов в муниципальные клиники? Раз уж люди сокращают свои расходы и готовы чем-то поступаться – что им стоит посидеть в очереди на бесплатный прием…
Я думаю, что пациенты, которые выбрали для себя частную медицину, выбрали ее по параметрам качества медицинской помощи, возможности получения квалифицированной и, главное, быстрой услуги по части диагностического обследования, а также из-за достаточно высокого уровня сервиса.
Другой вопрос, что не было роста, притока клиентов. У нас обычно растут объемные показатели, а тут роста не произошло, за счет того, что кто-то все-таки сократил свои расходы. Если каждый год у нас был прирост порядка 10-15%, то в этом году его не случилось. Что касается муниципального здравоохранения, я думаю, есть определенный сегмент клиентов, которые не считают для себя возможным пользоваться услугами муниципального здравоохранения в силу отсутствия времени, например, поэтому на их решение кризис, как правило, не влияет.
– А как в Новосибирске развивался рынок частной медицины, и как Вы сейчас оцениваете конкурентную среду?
Надо сказать, что в нашем городе хорошее развитие получила именно частная медицина, и я считаю, Новосибирск в этом плане, по сравнению с соседними регионами, достаточно уникальный город. Большую роль сыграло роль то, что в 1990-2000 годах серьезное внимание уделялось системе обязательного медицинского страхования, в рамках которой помощь жителям города оказывалась бесплатно, и платные услуги не получили своего развития в муниципальном здравоохранении. И это достаточно серьезно всегда контролировалось со стороны Фонда ОМС. Всегда следили за тем, чтобы пациент, пришедший в муниципальную поликлинику, все услуги получал бесплатно. Благодаря этому начали активно развиваться частные клиники, поскольку был спрос.
И на сегодняшний день рынок частных клиник в Новосибирске представлен довольно широко. Это способствует развитию конкуренции среди частных клиник, а она, в свою очередь, приводит к тому, что игроки рынка стараются поддерживать качество медицинской помощи, закупать качественное дорогостоящее оборудование, привлекать квалифицированных специалистов и при этом не повышать цены. Я считаю, что эти шаги, которые были абсолютно правильно сделаны в системе ОМС, привели к эффективному механизму, который сейчас регулирует рынок частной медицины. Опираясь на опыт общения с коллегами из других регионов, особенно теми, кто занимается поставками медицинского оборудования, я могу сказать, что абсолютно все отмечают очень высокий уровень оснащенности частных центров в Новосибирске. Поскольку все стремятся оказаться не хуже других, в том числе и с точки зрения репутации, приучают пациентов к тому, что качество на рынке частной медицины всегда на хорошем уровне. Плюс большое внимание уделяется вопросам сервиса и комфорта пациентов.
– Если говорить о сегменте профосмотров, то как здесь себя чувствует рынок?
Здесь ситуация сложнейшая. Если говорить о частной медицине, то и в стоматологии, и в многопрофильных центрах за годы существования этого бизнеса какие-то вопросы, связанные с недобросовестной конкуренцией, абсолютно исчезли. Мы не можем говорить о войне клиник или нечестных способах конкуренции.
А вот рынок профосмотров сегодня не регулируется и развивается хаотично, со всеми признаками нечестной конкуренции и недобросовестного поведения со стороны некоторых клиник. Мне очень тяжело за всем этим наблюдать, потому что я давно работаю в этом направлении и понимаю, что страдают в первую очередь пациенты. На профосмотры приходят не больные, большинство таких посетителей – это работоспособные граждане Новосибирска, которые трудятся на промышленных объектах с какими-либо вредными производственными факторами. И, я считаю, государство поступило очень грамотно, издав приказ о проведении обязательных медицинских осмотров для такой категории работников, потому что эта мера в значительной степени способствует ранней диагностике не только профессиональных заболеваний, но и любых других. Методика проведения заточена на то, чтобы так или иначе серьезные заболевания у человека были выявлены, тем более, что речь идет о работоспособных гражданах. Наша клиника начала специализироваться на этом еще в 2004 году, мы достаточно серьезно подходим к этому вопросу, у нас сформирована профессиональная бригада врачей.
Поэтому мы никогда не отличались низкими ценами на проведение медосмотров, ибо понимаем – если врач квалифицированный, то у него должно быть время на осмотр пациента и достойная заработная плата. В таком режиме мы работали достаточно долго, пока не появился приказ, и на рынок не вышло большое количество медучреждений, посчитавших эту нишу достаточно легким способом зарабатывания денег. Это позволило таким организациям использовать различные нечестные механизмы вхождения на этот рынок. Они стали демпинговать, а работодатели стали экономить, выбирать клинику по цене, чтобы минимизировать свои расходы. И возникла ситуация: одни делают вид, что платят, другие делают вид, что работают.
Такая практика неизбежно приведет к ухудшению здоровья населения. Ну и, конечно, к ухудшению состояния клиник, занимающихся этим сегментом. Потому что квалифицированные врачи будут уходить с этой работы, будет происходить своеобразное «выгорание». То есть все это будет приводить к формализации медицинских осмотров, к тому, из-за чего несколько лет назад предприятия стали уходить из муниципальных учреждений в частные клиники (потому что им хотелось более качественного, а не формального осмотра).
Но объективности ради, и это очень позитивный момент, к счастью, на многих крупных предприятиях города остались люди старой закалки, которые понимают, что важнейший ресурс – это люди, и действительно важно заботиться об их здоровье. И это не тот сегмент, на котором стоит экономить. У нового поколения руководителей такое понимание часто отсутствует. Потому что у них уровень жизни другой – они могут себе позволить заниматься спортом и ездить на курорты, поддерживать свое здоровье на хорошем уровне. Они искренне не понимают, что у них есть сотрудники, которые не могут себе этого позволить, и им необходимы качественные медицинские осмотры и, возможно, медицинская помощь. И, конечно, такие руководители к вопросам профосмотров подходят весьма формально.
Демпинговые войны приведут к тому, что у этих людей, которых недосмотрели, начнутся серьезные проблемы со здоровьем, а спросить уже будет не с кого, потому что такие «клиники-однодневки» к тому времени закроются. Замечу, что все больше руководителей выбирают для медосмотров клиники, в которых есть полный перечень необходимого оборудования - рентгеновское оборудование, ультразвуковое оборудование, собственная лаборатория и, безусловно, полный набор специалистов врачебной комиссии.
Если клиника не имеет полного перечня для проведения медицинского осмотра, то потребителю сложнее проверить факты выполнения анализов, а часть обследований работники должны принести из своих поликлиник. Это создает неудобство для работников, проходящих осмотр, а качество услуги несомненно страдает.
– Приведет ли это к закрытию клиник, которые стараются работать добросовестно?
Если говорить именно о клиниках, занимающихся профосмотрами, то я слышала, что уже сейчас некоторые начинают уходить с рынка. Потому что в 2014 году на рынок выплеснулось большое количество клиник, о которых никто ничего не слышал и не понимал, откуда они взялись. Потом они точно так же стали исчезать. Но поскольку крупных игроков не волнует судьба таких клиник, мы не отслеживаем эти события. Думаю, что по нашему рынку не прокатится волна уходов многопрофильных клиник. Особенно таких, которые давно заняли свои ниши. Сейчас клиниками руководят люди, которые их создавали, а создают их люди, которым нравится медицина, соответственно, это любимое детище, в которое вкладывается огромное количество энергии, и руководителю нужно возвращение этой энергии в виде благодарности здоровых пациентов. Поэтому такие игроки рынка остаются на своем месте и не меняют своих стратегий, не меняют качества своей работы.