Минэкономразвития рассказало о возможностях поддержки новосибирских бизнесменов
Оценка регулирующего воздействия – что это такое и как это работает? Представители Минэкономразвития региона разъяснили, какую помощь могут оказывать бизнесу.
Как рассказала начальник управления совершенствования государственного управления и правовой работы Минэкономразвития Новосибирской области Ольга Москвина, оценка регулирующего воздействия – это особый механизм защиты бизнеса, который делится на этапы.
Например, на этапе создания нормативного акта экспертная комиссия с привлечением предпринимателей проверяет, есть ли в документах вредные для бизнеса положения – то, что мешает ему развиваться и необоснованно затрудняет работу. Это могут быть, например, избыточные пакеты документов, согласования, требования и так далее.
Далее проводится работа с разработчиками актов по устранению тех положений, которые мешают работе предпринимателей. После проходят публичные консультации – обсуждения с предпринимателями документов, проходящих ОРВ: что необходимо исправить, какие пункты лишние, и нужны ли эти документы вообще. Все предложения участников публичных консультаций в обязательном порядке рассматриваются, после чего дается ответ.
Также, по словам Ольги Москвиной, существует предварительный этап, который проходит по-разному для проектов и для действующих документов. Для проектов этап заключается в том, что разработчик акта публично должен доказать, что проблема, которую он предлагает рассмотреть, действительно существует и является проблемой.
«Мы смотрим, что в конкретном документе мешает предпринимателю, проводим экспертизу и предлагаем поменять документ. Как правило, в 90% случаев мы находим в документах то, что мешает предпринимателям», – рассказала Ольга Москвина и добавила, что на 1 апреля 2017 года комиссия добилась того, что почти 90% ее предложений было учтено или находится на стадии согласования.
С августа 2014 г. по 1 апреля 2017 г., по данным экспертов, было выявлено 190 положений, которые затрудняют работу предпринимателей, из них 166 устранено либо находится на этапе подписания корректировки. Большая часть положений, необоснованно затрудняющих работу предпринимателей, – это неоднозначная трактовка положения, избыточные полномочия органов власти или их недостаточность, избыточные требования по составу, форме, срокам предоставления документов и т.д.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Новосибирской области Виктор Вязовых привел пример, как комиссия разбиралась с приказом «О порядке разработки и утверждения схемы размещения нестационарных
«Когда мы разбирались с этим приказом, было выявлено много вещей, которые никакой пользы предпринимателям не приносили. Эта схема пересматривается раз в полгода, и каждые полгода снова формируются все документы. Наша идея заключалась в том, чтобы с теми вопросами, где решение уже было принято, все оставалось как есть, чтобы предпринимателей не трогали заново каждые полгода. Этот приказ влиял и на другие вещи – в том числе на решения Городского совета о порядке размещения нестационарных объектов на территории Новосибирска. Мы заметили такую загвоздку: если предприниматель размещал объект в зоне водопровода или теплосетей, ему предписывалось согласовывать это с разными инстанциями, в том числе с МЧС. При этом у МЧС нет структуры, которая должна согласовывать такие вопросы, и нет порядка проведения такой процедуры. Приказ с нашей подачи был откорректирован, замечания учли, городской совет внес существенные изменения в свое положение, появился выбор. Теперь, если предприниматель сам хочет согласовывать все необходимые вопросы, то он может это делать; если же у него нет такой возможности, то эта обязанность возлагается на муниципальные органы власти – если они хотят отдать какую-то площадку под торговлю, то должны обеспечить и условия установки объекта», – рассказал Виктор Вязовых.
Бизнес-омбудсмен также привел статистику: в 2016 году комиссия участвовала в экспертизе 31 нормативно-правового акта на уровне области, было внесено 63 замечания, из них 51 было учтено. Также было проанализировано 17 нормативно-правовых актов и проектов на уровне города, по которым внесено 59 замечаний и 45 учтено.
«Работа по экспертизе нормативно-правовых актов очень непростая, потому что требует, с одной стороны, очень хороших юридических навыков, с другой – знания практики. И здесь мы еще в начале пути. Для того, чтобы прийти к качественной работе по этим направлениям, нам нужно умудриться по каждому вопросу правовую экспертизу совместить с жизненной практикой, которая складывается в работе предпринимателей. Мы стремимся к тому, чтобы привлекать к обсуждению проблем самих предпринимателей и отраслевые объединения», – добавил Виктор Вязовых, сделав акцент на том, что для эффективной работы ОРВ необходимо активное сотрудничество именно с отраслевыми объединениями, где, по мнению бизнес-омбудсмена, есть понимание «о жизни», где непосредственно формируются конкретные жалобы на конкретные проблемы.
Ольга Москвина также отметила, что Минэконоразвитию необходим тесный контакт с бизнесом, так как существуют такие сферы, где о тонкостях работы могут знать только сами предприниматели, и комиссии в этих вопросах нужна помощь бизнеса.
Получить подробную информацию о том, как работает Оценка регулирующего воздействия, можно на сайте Минэкономразвития Новосибирской области и в официальной группе Facebook.