Михаил и Татьяна Зотовы: «Западные тренинги для русских – мёртвому припарка»

Тренинг-поединок – формат, из которого извлекают пользу и дуэлянты, и секунданты, и зрители. О специфике баталий рассказывают генеральный директор и управляющий партнер тренинг-центра «Статус».

Тренинг-центр «Статус», возглавляемый Михаилом и Татьяной Зотовыми, стал хэдлайнером технологии тренинг-поединков в Новосибирске. 

Где родина этого концепта? Какова ваша профессиональная предыстория?

Михаил Зотов: Тренинг-поединок – это не «импорт», а отечественная разработка. Авторство технологии принадлежит Владимиру Тарасову. Тарасов – основатель своей школы управления. Школа Тарасова интересна и лично нам близка в первую очередь своей национальной аутентичностью, учетом российской ментальности. Западные, «переводные» концепции грешат именно обобщенностью и отвлеченностью, поскольку имеют в виду некого «человека вообще», гражданина мира. А это – абстракция. Разница менталитетов принципиальна – она с младенчества закладывается. Например, японские управленческие технологии неприложимы к России, поскольку мировосприятие совершенно различно.

Что же до предыстории, то изначально и я, и Татьяна были тренерами по публичным выступлениям, работали в федеральных компаниях. Мы познакомились с технологией Тарасова, с удивлением узнали, что в Новосибирске этим еще никто не занимается. А еще помогло собственное участие в таких играх – мы ощутили их эффект на себе и поняли, что сервис будет востребован. От идеи до воплощения прошел год. Сейчас нашему бизнесу уже шесть лет, возникло обширное сообщество, межрегиональные связи.

Опишите в общих чертах этот социум. Какова иерархия?

Татьяна Зотова: Базовое коммуникационное поле – наш «Открытый клуб». Это место получения экологичного опыта. Место, где можно пробовать себя, не рискуя потерять имидж или деньги. Можно быть просто зрителем. Наблюдение – это тоже форма практики. Следующий формат после клубного – тренинги. Тут к коммуникативно-созерцательному опыту добавляются теоретические знания, новый инструментарий. Следующий формат – клубы и тренинги корпоративного уровня – уже для компаний-клиентов. Тут все направлено на то, чтобы компания получила результат, который нужен конкретно ей. На открытом клубе речь идет о каких-то более массовых, общеизвестных проблемах, а в формате корпоративного клуба нужно детально проработать какую-либо узкую тему по запросу заказчика. Следующий тип – корпоративный чемпионат компании. Им часто завершаются длительные корпоративные программы. Это способ выявить лучших в управленческих и переговорных техниках, способ наладить обратные связи разных векторных типов – внутренние или внешние (в судейских коллегиях часто присутствуют руководители и даже клиенты фирм). И, наконец, отборочные чемпионаты по тренинг-поединкам – сибирский и российский.  

Какова профильная типология игроков-клиентов?

МЗ: В нашем клиентском сообществе самые разные фирмы – строительные компании, банки, риэлтерские агентства, it-компании. Технология тренингов-поединков легко адаптируется к любой бизнес-тематике, органична для фирм любого профиля. Главное, чтобы у самой компании было четкое осознание своих приоритетов.

Как формулируется динамическая схема поединка? Есть ли типичная модель?

ТЗ: В обобщенном виде тренинг-поединок (в формате клуба или чемпионата) происходит следующим образом. Сначала оглашается игровая ситуация. Участники с ней предварительно уже знакомы, а судьи и зрители (если таковые есть) информируются именно на этом этапе. Потом между участниками по жребию распределяется очередность, раскладка по номерам. Участник № 1 задает роль для себя и роль для оппонента, с которым он будет вести пятиминутный диалог. Для чего нужно распределение ролей? Очень часто в жизни на этапе принятия решений люди выбирают себе в оппоненты не того, с кем эффективнее проговорить проблему, а того, кто в роли такого собеседника наиболее удобен, наиболее бесконфликтен. Люди же склоны к конформизму – это естественно. Но именно эту конформистскую тягу к «уютному» оппоненту и приходится преодолевать. Уютный визави не дает тренировочного эффекта, становится изолятором от ядра конфликта. Потому раздача амплуа максимально отдаляет участников от уюта. В этих ролях участники ведут переговоры. Потом участник №2 таким же образом назначает роль для себя и визави.  Кроме того, есть еще одна важная ролевая группа – секунданты. По одному на каждого из участников.     

А судьи кто?

МЗ: Судьи – это, фактически, представители той же среды. Три коллеги, нанимающиеся на работу, направляющие на переговоры, доверяющие собственность. Это HR-специалисты, коммерческие директора, руководители отделов продаж, собственники компаний. Таким образом, мы адаптируем переговорный процесс к реальности, выстраиваем обратную связь с повседневной бизнес-практикой. Если это не чемпионат, а тренинг внутри компании, в судейские коллегии мы приглашаем руководителей фирм. Тогда этот формат позволяет транслировать аудитории не только детально-практические знания, но и гуманитарные ценности руководителей. Их ведь тоже важно передать на уровень линейного менеджмента, на уровень людей, взаимодействующих с клиентом. Чтобы технология имела еще и обучающий эффект, каждый секундант в ходе выступления своего дуэлянта может взять одноминутный таймаут, вывести своего подопечного из-за стола и скорректировать его действия. Это фактически игровое воплощение мечтательной фразы, которую часто можно слышать наяву: «Эх, был бы тогда умный советчик под рукой, всё бы лучше получилось». В жизни такое возможно не всегда, но игра – она ж на то и игра.

А во что у вас обычно играют?

ТЗ: Самые востребованные два типа скриптов на основе сюжетов из реальной бизнес-жизни. Во-первых, какое-либо недоразумение между представителем компании и клиентом, во-вторых, взаимоотношения между руководителем и подчиненным – например, случаи, когда поведение подчиненного выбилось из нормы, когда подчиненный перестал свою роль выполнять адекватно, и руководителю не дает правильно выполнять его роль. 

Выпадение из какой нормы имеется в виду – объективной, отраслевой или установленной конкретным руководителем?

ТЗ: Вот здесь и возникают нюансы: это может быть и «выпадение из рамок», констатируемое руководителем, и наблюдаемое объективно-внешним образом третьими лиц. Важно, на каком этапе эта ситуация произошла. Право принимать или отвергать рамки наиболее полновесно при найме на работу. Если же человек принял уклад и нормы, работал в общей парадигме, а потом вдруг отверг правила или принялся их переламывать под себя – это уже нарушение договоренностей, подразумевавшихся на этапе найма. Тут уже есть фабула для нашего тренинга, есть с чем поработать.

Если участник проявляет склонность к ролям определенного типа, с этим модераторы борются, или соглашаются с предпочтениями? Как говорится, в игре в «войнушку» никто не хочет быть фашистом.

МЗ: Мы убеждены: люди всегда выбирают ту роль, в которой они способны на максимум. Если у человека есть неуверенность, страх перед какой-либо из ролей, то оттого, что мы на него надавим и «затолкаем» в эту роль, эффекта не будет. Человек результативнее в той роли, в которой он сам себя рельефнее всего видит. Наше воздействие может быть лишь ободряющим: снимать тревожность, озвучивать выгоды от участия в разных ролях. К нам в клуб очень многие приходят поначалу как простые зрители. И сами решаются на участие в поединках уже после некоторого зрительского стажа, поняв, что это не страшно, не конфузно, поняв эффект. Хотя «поединок» – воинственное слово, цели этой технологии конструктивны и позитивны. Волнение, преодоленное в ходе игрового конфликта, как тренировка с утяжелителем у спортсменов. На соревнованиях тренировочный вес снимается, и спортсмен от того ощущает взлёт сил, тонусный прилив. Так же и в бизнес-практике: человек, осмелевший в тренингах-поединках в аналогичных реальных ситуациях, на реальных переговорах умеет справляться со своим волнением, не сваливается в эмоциональное пике. Ведь именно в состоянии эмоционального дисбаланса совершаются самые тяжелые ошибки и принимаются неверные решения. Человек у нас не только осваивает ситуативные модели, алгоритмы принятия решений, но и учится управлять своими эмоциями.

Как выглядит Новосибирск на общероссийском рынке этого сервиса?

ТЗ: На общероссийском уровне нас объединяет «Федерация управленческой борьбы». Это некоммерческое партнерство, цель которого – популяризация технологии. Есть региональные отделения. Наше новосибирское отделение мы – Татьяна и я – создали шесть лет назад. В прошлом году помогли запуститься омичам. В Барнауле не так давно наши коллеги открыли отделение. В Красноярске довольно крепкое и «взрослое» отделение. Мы дружим с красноярцами, взаимно ездим на чемпионаты. Сейчас налаживаем связи с Кемеровской областью. В нашей сфере вообще очень ценно товарищество. Ведь решиться на работу с таким концептом может далеко не каждый. Это большие трудозатраты, причем, с социальным весом.

МЗ: Чемпионаты укрупняются от сугубо локальных к городских к региональным. Например, 26 апреля у нас будет общесибирский чемпионат по экспресс-поединкам. Идет мощный обмен опытом между компаниями участниками, целыми регионами. Это важно, поскольку региональные темпераменты тоже разные.

Как у русских с японцами?

ТЗ: Ну, не настолько радикально. Впрочем, наблюдаемо. Например, в Новосибирске большинство бизнесменов понимает ценность долгосрочных партнерских отношений благодаря коммуникационной активности города. Это же квази-столица, надрегиональный город. В Красноярске и Иркутске больше ценят не перспективу, а результат уровня «здесь и сейчас». Там бизнес-контексты более локальные, потому и потребности такие, сообразно масштабу. В близких к Москве регионах и в самой столице популярна тема честолюбия – перехват управления. 

Это подспудные мотивации самих игроков до поединка. А что они получают после?

МЗ: Управленческий поединок – это уникальный формат тренинга, позволяющий достигать целого комплекса целей. Во-первых, он очень эффективно адаптирует участника к самой актуальной бизнес-реальности благодаря подбору прорабатываемых ситуаций и действиям судей. Во-вторых, важный критерий уникальности еще и в том, что у участника-игрока есть возможность сыграть даже те роли, которые ему в реальной, личной бизнес-практике пока недоступны. Например, это линейный менеджер. И у него в ходе тренинга-поединка появляется возможность сыграть топ-менеджера или собственника бизнеса. Так сказать, примерить на свое эго разные тела, побыть в шкуре человека, который им самим руководит. Такой «обмен телами» даст весьма наблюдаемый эффект – человек лучше начинает в целях и задачах фирмы, начинает глубже понимать вышестоящих руководителей или своих подчиненных. И решения, которые человек учится прорабатывать, получают бытование в поле «Выигрыш-Выигрыш», поскольку соответствуют  целям разных сторон, становятся идеальными управленческими решениями. То есть, они одновременно и улучшают отношения с людьми, повышают авторитет бизнес-власти, увеличивают финансовое благосостояние. И главное, в этом тренинге он получает сумму новых навыков в «упаковке» смелости. Ведь в повседневной жизни мы опираемся на привычные инструменты. Новые же орудия и способы пробовать бывает страшно из опасения получить малый результат или анти-результат. Игра же этот страх перед новым снимает. Поединок – способ уйти от стресса на поле уверенности и выработать новые, эффективные рефлексы. 

Тренинг-центр «СТАТУС»

Фрунзе, 88, 12 этаж, 1211 офис

тел. (383) 375−14−55
тел. 8−923−250−88−57
Самое читаемое
  • Крах мировой долларовой системы и его последствия. Прогноз от Михаила ХазинаКрах мировой долларовой системы и его последствия. Прогноз от Михаила Хазина
  • Опубликованы рендеры нового приемного отделения больницы №40 в ЕкатеринбургеОпубликованы рендеры нового приемного отделения больницы №40 в Екатеринбурге
  • Иностранные компании по-прежнему хотят уйти из РФ — десятки заявок каждый месяцИностранные компании по-прежнему хотят уйти из РФ — десятки заявок каждый месяц
  • Чиновник, работавший главой регправительства и помощником полпреда, обогатился на 41 млрдЧиновник, работавший главой регправительства и помощником полпреда, обогатился на 41 млрд
  • «Уходишь ты — уходит и бизнес»: почему Светлана Корабель закрывает юридическое агентство«Уходишь ты — уходит и бизнес»: почему Светлана Корабель закрывает юридическое агентство
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.