Начать клининговый бизнес можно с 50 тыс. руб.

  На клининговом рынке Новосибирска сегодня работает 83 компании. Но только пять из них, по мнению генерального директора компании «Мобайл Клининг» Сергея Клименкова, можно назвать крупными. Этих к

Ежегодно спрос на услуги клининговых компаний растет на 100%, отмечают эксперты. Этому способствует как строительство новых офисных и торговых площадей, так и изменение самого отношения к профессиональной уборке — «баба Маша» со шваброй больше не удовлетворяет имиджу современных компаний и торговых центров. А значит, сейчас самое время предложить ей замену.

 

На клининговом рынке Новосибирска сегодня работает 83 компании. Но только пять из них, по мнению генерального директора компании «Мобайл Клининг» Сергея Клименкова, можно назвать крупными. Этих клинеров отличает наличие не менее десяти постоянных объектов на обслуживании и штат сотрудников не меньше 100 человек. Еще порядка десяти компаний Сергей Клименков относит к числу средних, остальные — а это абсолютное большинство — очень мелкие.

Какое направление выбрать

Опытные игроки советуют начинать бизнес с оценки собственных сил и выбора направления деятельности. «Все зависит от желаний и возможностей, — рассуждает Сергей Клименков. — К примеру, для того чтобы оснастить уборочной техникой магазин формата «Ашан», необходимо единовременно вложить от трех до четырех млн руб. Одна только поломоечная машина обойдется примерно в полмиллиона, а их нужно не меньше шести. Прибавьте к этому стоимость тележек, пылесосов, аппаратов высокого давления». Тем, кому такие расходы не по плечу, Клименков предлагает умерить амбиции и начать с освоения менее затратных направлений. Сам он в 1990-х гг. начинал с чистки ковров в квартирах. «Многие из знакомых мне директоров клининговых компаний в свое время начинали именно с самостоятельной работы в квартирах. Я тогда занимался только чисткой ковров и ничем больше. Сперва у меня был один пылесос, потом два, а уже позже появились роторы и поломойки», — рассказывает Клименков. Сейчас штат созданной им «Мобайл Клининг» насчитывает больше 200 человек. Успешность любой клининговой компании руководитель определяет наличием большого количества постоянных объектов, которые требуют ежедневного обслуживания. Минусом разовых уборок — послестроительных, послеремонтных, генеральных — Клименков считает их сезонный характер — всплеск осенью и под Новый год и затишье летом и в январе.

Директор клининговой компании «Бонс офис» Ирина Буркова согласна с тем, что при специализации на разовых уборках есть серьезный риск на какое-то время остаться совсем без заказов, но, сопоставляя их с ежедневным обслуживанием офисов, все же отдает предпочтение первым: «Послестроительная уборка не может обеспечить компании стабильность, но приносит гораздо больше денег, чем ежедневная, которая, к тому же, оттягивает слишком много сил и здоровья у руководителя. В бизнес-центре много арендаторов, и каждый из них со своими «гусями». Когда набирается большая стайка таких «гусей», угодить становится достаточно сложно».

совет от компании «Бонс офис»:
«Если выбирать: специализироваться на обслуживании офисов или квартир, я бы все же рекомендовала офисы. Это, во-первых, выгоднее по деньгам, во-вторых, дает возможность получения новых заказов. В каждом офисе есть директор, а у него, в свою очередь, — квартира и круг обеспеченных знакомых. Специализируясь на частных клиентах, максимум, на что ты можешь рассчитывать, — это обзавестись еще одним индивидуальным заказчиком. Делая ставку на офисы, мы получаем возможность помыть еще один офис плюс квартиры директора и его друзей».
Какое оборудование приобрести

От выбора направления деятельности зависит и размер затрат на оборудование. Для того чтобы заниматься уборкой только квартир и маленьких офисов площадью 100-200 кв. м, по мнению Ирины Бурковой, необходимо вложить порядка 200-300 тыс. руб. По ее словам, такова стоимость минимального набора техники и инвентаря. Сергей Клименков считает, что первоначальный комплект оборудования стоимостью примерно 200 тыс. руб., должен содержать роторную машину, пылеводососы, экстракторы, инвентарь для мытья стекла и обслуживания полов и химические средства. Коммерческий директор компании «Универсал-клининг» Лариса Клубкова уверена, что можно обойтись и гораздо меньшими затратами. По ее словам, один полный комплект, необходимый для обслуживания юридических лиц, стоит порядка 150 тыс. руб. и включает в себя: дисковую машину, пылеводосос, ковровый экстрак­тор и аппарат для химчистки мягкой мебели. Такой техники достаточно для того, чтобы содержать в чистоте помещения площадью до 1000 кв. м. Работа только с физическими лицами по уборке квартир, по словам Ларисы Клубковой, обойдется и того дешевле. Необходим элементарный набор: химия, флаумеры (специальные швабры), тележки и другой нехитрый инвентарь. «Это оборудование может себе позволить любая начинающая компания, — заверяет Клубкова. — Можно уложиться в 50 тыс. руб.».

Особое внимание Ирина Буркова советует уделять качеству используемых в работе химических веществ. «В клининговом бизнесе есть большой риск порчи имущества, — делится Буркова. — И только один из известных мне оптовых поставщиков химии дает грамотную консультацию о том, как именно необходимо пользоваться ею, на каких тканях и материалах применять. Остальные предлагают прочитать инструкцию на этикетке. Мне повезло — фирма, с которой я работаю, предоставляет мне всю необходимую информацию, более того, я могу в любой момент позвонить в компанию и получить консультацию штатного химика».

Каждая клининговая компания отдает предпочтение какой-то одной марке техники и химии. Лариса Клубкова признается, что «Универсал-клининг» пользуется как дорогой немецкой, так и менее дорогостоящей санкт-петербургской химией. По ее словам, и та, и другая очень качественные. Клубкова считает, что дорогостоящая техника нужна только тем компаниям, которые обслуживают серьезные объекты, для них важен имидж. В данном случае одна поломоечная машина может стоить от 300 тыс. руб. и выше. «Мы выбираем технику средней стоимости американского производства, и она нас устраивает. Совсем дешевая техника быстро выходит из строя. А затраты на слишком дорогую, на мой взгляд, не оправданны», — объясняет Клубкова.

совет от компании «Универсал- клининг»:
«Если у вас нет средств для того, чтобы сразу закупить большой набор хорошего оборудования, не стоит распыляться по мелочам. Иначе, кроме отрицательной репутации, ничего не заработаете. Начинайте с чего-нибудь одного, например, с мойки окон. Специализируйтесь на этом, отрабатывайте до совершенства, зарабатывайте себе имя. Только после этого стоит подключать дополнительные виды услуг по уборке и химчистке».
Кого взять в штат

Сергей Клименков считает, что минимальный состав сотрудников клининговой компании — три человека. Один из них — директор — координирует действия, второй — занимается поиском заказчиков, финансами и рекламой, третий — непосредственно выполняет уборку. Ирина Буркова считает оптимальным для начала клининговой деятельности штат из четырех человек, который, помимо директора, будет включать в себя бригадира и двух рабочих. Важным требованием к сотрудникам у директора «Бонс офис» является хорошее знание русского языка. «С гастарбайтерами я не работаю прин­ципиально, — объясняет Буркова. — С них невозможно требовать качества, бесполезно пытаться что-либо объяснить. Они не поддаются обучению. Порой делают вид, что ничего не понимают, занимая позу: где хочу — понимаю по-русски, а где не хочу — не понимаю. А раз нельзя договориться, значит, и работать с такими людьми нельзя».

Сергей Клименков признает, что без иностранных рабочих его бизнесу не обойтись: «А куда от них денешься? С кем работать?». «Универсал-клининг» прибегает к услугам гастарбайтеров, но в некоторых случаях: «Обычно мы с ними не работаем. Когда готовим смету по объекту, изначально закладываем в нее зарплату как для русских работников, и оговариваем это с заказчиками. Если будет поднят вопрос о снижении стоимости обслуживания, мы можем пригласить для работы менее «дорогих» гастарбайтеров», — рассказывает Лариса Клубкова. По ее словам, разница по оплате труда русских и иностранных клинеров составляет почти 50%, но не всех заказчиков устраивает качество работы гастарбайтеров, а, к примеру, для крупных торговых центров даже принципиально, чтобы уборку осуществляли только русские. От этого зависит имидж компании заказчика.

Кадровый вопрос, по мнению участ­ников рынка, ключевой в работе клининговой компании. «Работа у нас специфическая, сотрудников найти очень сложно, — сетует Ирина Буркова. — А у тех, кого найдешь, «планочка» очень завышена. Они сами диктуют, сколько хотят зарабатывать, и меньше платить нельзя — разбегутся. Поэтому большая часть расходов компании уходит на заработную плату». Заработная плата клинеров, по словам Сергея Клименкова, сильно варьируется в зависимости от профессионализма и сложности объектов, на которых они работают, — от 1,5-2 до 25 тыс. руб. в месяц. «Наши сотрудники — сложный контингент, — делится Клименков. — Это, как правило, малообразованные, не очень ответственные люди, для которых невыход на работу — обычное дело. А это, в свою очередь, отражается на результативности и может вызывать проблемы с заказчиком».

Впрочем, даже если директору компании удалось подобрать удовлетворяющий всем требованиям качественного клининга персонал, отсутствие проблем с заказчиком это не гарантирует. Ирина Буркова неоднократно обращалась в страховые компании с просьбой застраховать свой бизнес. Риск порчи имущества, по ее словам, есть постоянно: «Все мы люди. Сотрудник случайно вазочку разбил — а она, может быть, миллион стоит. Мне до сих пор приходится самой присутствовать на дорогих объектах и контролировать процесс. Я не боюсь, что что-то может пропасть, потому что беру на работу нормальных, адекватных людей, которым доверяю. Но важно, чтобы человек, помимо того, что ничего не взял, еще и не сломал ничего».

Как привлечь клиентов

Вложения в рекламу участники рынка считают неэффективными. «Размещать информацию о себе в газетах и журналах, если и необходимо, то только на начальном этапе, — считает Лариса Клубкова. — Но у нас, к примеру, это не работало. Рекламный бюджет нашей компании составлял 17-18 тыс. руб. ежемесячно, но эти затраты себя не оправдали».

Самой эффективной рекламой руководители клининговых компаний считают размещение в справочниках ДубльГИС, БИС и 007. Но и она не дает нужного числа заказов. «Чаще всего не клиенты нас, а мы их находим, — рассказывает Ирина Буркова. — Ездим по офисам и рассказываем о себе. Сложнее всего убедить в том, что клининг — это обоснованная часть расходов, руководителей старой закалки, привыкших к тому, что уборкой офиса должна заниматься «баба Маша» со шваброй».

По мнению Ирины Бурковой, привлечь клиента можно качественной работой, хорошей репутацией компании и готовностью идти навстречу заказчику, расширяя спектр услуг. «Иногда клиенты делают необычные заказы, — объясняет Буркова. — Например, просят найти реставраторов или взять на себя поставки канцелярии».

совет от компании «Мобайл Клининг»:
«Излишне тратиться на аренду собственного офиса клининговой компании незачем. Площадь помещения может быть минимальной и определяется исключительно числом сотрудников. Основные требования к местоположению: узнаваемость и простота нахождения».
Когда окупятся вложения

Одной из насущных проблем клинингового рынка участники называют серьезный демпинг со стороны крупных компаний. При средней стоимости ежедневной уборки офиса в 50 руб. за кв. м можно найти варианты на 30 руб. за кв. м дешевле. «Конкуренция еще год назад была значительно ниже, чем сейчас. Теперь ситуация ужесточилась. Крупные игроки серьезно демпингуют, и бороться с ними трудно», — сетует Ирина Буркова.

Сергей Клименков считает, что дем­пинг, который, по его мнению, действительно усилился в последнее время, — удел скорее начинающих, нежели крупных компаний. «Если раньше рентабельность клининговой бригады составляла 100-200%, то сейчас не более 30%», — сравнивает Клименков. Впрочем, по его словам, «при хорошем раскладе» коллектив из трех человек может окупить затраты в течение полугода.

Другие участники рынка менее оптимистичны. «Мы спустя год после открытия только-только начинаем получать хоть какую-то прибыль. Весь год работали или в ноль, или в минус. Рентабельность минимальная», — рассказывает Лариса Клубкова. Ирина Буркова изначально запланировала то, что любая прибыль в первые два года существования компании будет уходить только на развитие.

 

bonus
 
Направления для дальнейшего развития
Одним из направлений развития клининговой компании является расширение спектра предоставляемых услуг. Компания, изначально специализировавшаяся только на уборке квартир и офисных помещений, может значительно расшириться за счет включения в свой пакет услуг функции прачечной. Возможно открытие и более отвлеченных направлений. Например, услуг по доставке в офисы канцелярии или обслуживанию сантехники в бизнес-центрах. Ирина Буркова считает, что перспективным направлением развития может стать объединение небольших клининговых компаний в холдинг. Такой союз, по ее мнению, сделает возможным обмен техникой и сотрудниками, ликвидировав их постоянную нехватку, а также даст возможность зафиксировать цены, избежав демпинга.
 
детали
 
На чужих ошибках
Ирина Буркова
директор компании «Бонс офис»
«Могу в качестве примера привести одну знакомую мне строительную компанию, которая начинала работать с гастарбайтерами, а потом решила улучшить качество, постепенно заменив их на русских работников. Несмотря на то что квалификация новых сотрудников была выше, привыкнув к изначально заданной низкой планке, работать качественнее они не стали. Вывести компанию на новый виток теперь сложно. Поэтому, если хочешь развиваться и двигаться вперед, необходимо еще в самом начале задать высокую планку и не экономить на сотрудниках».
Сергей Клименков
директор компании «Мобайл Клининг»
«Одно время я взялся активно рекламировать свою компанию. Перепробовал многое: журналы, объявления на радио и в бегущей строке на телевидении. Но вскоре понял, что должного результата это не приносит. Клинингу нужна пассивная реклама, такая как БИС и ДубльГИС. А эффективнее всего — «сарафанное радио» и хороший «продажник», который будет приходить к клиентам и предлагать им купить вашу услугу».
Самое читаемое
  • Владиславу Бакальчуку предъявили обвинение в убийстве и задержали на 48 часовВладиславу Бакальчуку предъявили обвинение в убийстве и задержали на 48 часов
  • Коллектора ЭОС, принадлежащего немецким акционерам, собирается купить ГазпромбанкКоллектора ЭОС, принадлежащего немецким акционерам, собирается купить Газпромбанк
  • Татьяна Бакальчук стала беднее почти в два разаТатьяна Бакальчук стала беднее почти в два раза
  • Как сохранить аутентичную историческую среду? Опыт Ирбита, Омска и ЕкатеринбургаКак сохранить аутентичную историческую среду? Опыт Ирбита, Омска и Екатеринбурга
  • Обман на собеседовании: почему кандидаты и работодатели скрывают правду?Обман на собеседовании: почему кандидаты и работодатели скрывают правду?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.