Надежда Исхакова: «Многие воспринимают дресс-код как покушение на свободу»
На бизнес-девичнике от ДК руководитель Высшей школы стилистики в Новосибирске рассказала о стратегиях персонального имиджа, о том, как обходить дресс-коды, и что такое образы шута, миссионера и т.д.
Выступление Надежда Исхакова начала с описания дресс-кодов и толкования ключевых понятий – что такое модный образ, стильный образ и социальный образ. Имиджмейкер отметила, что это разные понятия, и образ любого человека может быть модным, стильным и социальным. Стоит уточнить, что все примеры были ориентированы именно на женщин.
«Что значит – модный? Это образ, который отображает все самые современные тенденции. Стильный – это образ, который отображает вас как личность. Социальный – это образ, который ожидает увидеть социум от вас как от собственника агентства недвижимости, как от стоматолога, преподавателя и так далее. То есть в социуме уже есть какая-то картинка, и ей иногда приходится следовать», – рассказала Надежда Исхакова.
Именно в понятие социального образа и входит такое явление, как дресс-код, именно здесь международные стандарты дресс-кода действуют активнее всего. Какими они бывают?
Строгий деловой дресс-код. В каких случаях он применяется? Если у вас намечены деловые переговоры на самом высоком уровне, то стандарт говорит о том, что вы должны быть в костюме – юбка, жакет – темно-синего либо серого оттенков, может быть, с очень тонкой, незаметной полоской, советует стилист. К нему – белая блуза, отсутствие аксессуаров. Украшения могут быть только функциональные – например, сумка, ремень. Единственный допустимый нефункциональный аксессуар – шелковый платок-кашне. Туфли должны быть лодочки, с закрытыми пяткой и носком, на невысоком каблуке – 3-5 см, без украшений. Обязательны колготы. Волосы должны быть собраны. Это самый строгий деловой дресс-код.
Традиционный деловой. Это дресс-код, который подходит для ежедневного обихода, для работы. Здесь у женщин уже появляются брюки или платье-футляр с жакетом, она уже может себе позволить распущенные волосы и небольшие аксессуары-украшения, которые не будут активными – не очень заметный браслет или цепочка с кулоном.
Свободный деловой, или пятничный.
«Вполне вероятно, что в пятницу после работы вы пойдете на какое-то личное мероприятие, поэтому можете свободно надевать, например, трикотаж и позволить себе не только синие и серые оттенки, но и бежевый, и коричневый, и зеленый, и т.д. Обувь может быть любая, в том числе без каблука», – прокомментировала Надежда Исхакова.
Повседневные дресс-коды. Это то, что называется всем известным словом casual, и, как отметила имиджмейкер, это не стиль, как многие привыкли думать, это название в стандартах дресс-кода, и это значит – повседневный, элегантный образ для жителя города.
«Дресс-код – это некие правила внешнего вида для различных событий жизни, а стиль – это отображение внутренних качеств личности, это разные явления», – пояснила спикер.
Еще один дресс-код – встреча без галстука. Это, с одной стороны, строгий, с другой – расслабленный дресс-код.
Вечерний: after 5 и коктейль – два смежных дресс-кода, которые отличаются только тем, будет ли на мероприятии, на которое вы идете, алкоголь. Если да, то дресс-код – коктейль, если нет, то after 5. На таких мероприятиях женщины должны быть в платьях до колен.
Black tie. Более строгий вечерний дресс-код: женщины должны быть обязательно в длинном платье, ноги закрыты, волосы могут быть распущены, аксессуары – не драгоценные, а полудрагоценные (или украшения каких-то брендов, но не из драгоценных металлов и камней).
White tie – самый строгий вечерний наряд, когда женщина надевает только драгоценные украшения, только длинные платья; руки закрыты, волосы собраны.
«Многие воспринимают дресс-код как покушение на свободу и индивидуальные проявления, но на самом деле есть способы обходить дресс-коды. Есть образ для творческой сферы деятельности. Когда нет никакого строгого дресс-кода, тогда и у людей нет ожидания, что, к примеру, фотограф оденется в строгий костюм или, наоборот – владелец банка придет в джинсах и кроссовках», – отметила Надежда Исхакова.
Что говорит о нас наш наряд? Как отметила стилист, существуют коммуникативные виды деятельности. Там форма одежды тоже строгая, но можно играть с цветом, это вызывает определенную эмоцию и приводит к какой-то эмоциональной коммуникации.
«Например, Ангела Меркель всегда демонстрирует разнообразие цвета. Это игра с аудиторией, которая говорит о том, что она готова к коммуникации. К тому же, она всегда в брюках – это намек: «Мы с вами одинаковы», учитывая, что сфера ее работы – больше мужская. И на контрасте – образ Марин Ле Пен, которая всегда в черном, темно-синем или темно-сером, ее образ всегда конкретен по цвету, это в большей степени революционный подход, и то, что она транслирует, 100% совпадает с ее образом. Если вы своим образом хотите «поиграть» с публикой, вам нужно понять, кто вы внутри, потому что, играя, можно заиграться, можно своим образом транслировать то, что люди поймут не так, как вам бы хотелось», – предостерегла спикер.
Также в имидже существует такое понятие, как роли. Их бывает несколько: герой-эксперт, лидер, душа компании, миссионер, шут, соблазнитель. Вам нужно понять, в какой категории находитесь вы.
1. Эксперт – это всегда персона, которая сильна сама по себе. Каким образом транслировать это внешне? Сильная личность всегда выдержит контраст – яркие цвета, игра с контрастными сочетаниями.
2. Лидер. Он силен своей командой. Это не свита, как у короля, каждый член команды является сильным за спиной лидера, и тогда лидер тоже предстает сильным.
3. Душа компании – роль, свойственная тем людям, которые являются миротворцами, которые открыты к общению. Соответственно, их образ тоже может быть более комфортным, в более мягких цветах, потому что, если его нарядить в красный, он сразу перестанет быть душой компании.
4. Миссионер – редко встречающаяся роль, потому что это люди, которые выполняют действительно какую-то очень важную высокую миссию. Например, Доктор Лиза.
5. Шут – очень сильная роль, шутом может стать только сильная персона, потому что это всегда эпатаж, и в вашем образе это тоже может отражаться. Но следует понимать, что в таком случае нужно уметь выдержать то количество людей, которые будут смеяться, не понимать, осуждать, откровенно проявлять неуважение. Поэтому такая роль может использоваться только сильной личностью. К примеру, ее играет Владимир Жириновский.
6. Соблазнитель – это роль, транслируя которую, человек говорит, что жизнь прекрасна, что все в жизни легко, он соблазняет своим образом жизни, вовлекает в себя, и вам хочется иметь что-то, что есть у него.
«Имидж – это не только визуальная картинка, не только одежда и прическа. Это много составляющих. Например, есть кинетический имидж – это то, как вы двигаетесь, какие жесты используете. Вербальный имидж – это темп голоса, его тон и пр. Овеществленный имидж: например, ваша визитка. Имидж среды: ваши коллеги, партнеры, друзья. Ментальный имидж – это ваши ценности, которые вы транслируете. Фоновый имидж – это то, как о вас говорят, то, на что вы не можете повлиять, но то, что вас «продает» или «не продает». Социальный контекст – это поступки, которые вы совершаете», – подытожила свое выступление стилист.