Нам нужна новая модель управления
Я не боюсь демократии и не думаю, что опасно отдавать власть населению. Наверное, страшно отдавать власть толпе. Не уверена, что толпа бывает разумной, но общество бывает разумным.
Структурированное общество бывает разумным, и сейчас у нас общество стало более образованным, мыслящим логически и готовым брать ответственность на себя. Общество не готово поддерживать старую модель управления, при которой оно делегирует избранным значительную часть своих жизненных вопросов и раз в год или раз в четыре года, в пять, шесть голосует. Мне кажется, в этом и выражается кризис управленческой модели, глобальной управленческой модели.
В основе этого кризиса управленческой модели, на мой взгляд, все‑таки лежат технологии. Не технологии общения государства с гражданами, не только интернет‑технологии, но то, что технологии очень быстро меняются, и меняются привычки, приоритеты людей. Люди привыкли постоянно менять свой образ жизни, и это создает совершенно другие ожидания. Задумаемся над таким фактом: в России половина трудоспособного населения — это люди младше 40 лет, те, кто сформировался уже в российское время, в открытое российское время. Они не могут быть удовлетворены просто тем, что сегодня лучше, чем было в Советском Союзе. Они не готовы сравнивать свою жизнь с тем, что было 20 лет назад, 10 лет назад, вчера. Они готовы и имеют возможность сравнивать свой образ жизни с тем, что происходит в мире, с лучшими образцами происходящего. У них совершенно другой уровень ожиданий, и они хотят, чтобы жизнь менялась к лучшему. Способна ли старая система управления со старым способом принятия решений, обсуждения этих решений, ответить на эти вот вызовы? Видимо, нет.
Поэтому нужно менять эту модель управления, и я уверена, что она может измениться, потому что те же технологии дают абсолютно новые технические возможности для выстраивания диалога общества и управленцев, правительства, государства. Я, конечно, не уверена, что общество дозрело до такой степени, чтобы совсем отказаться от управления и быть абсолютно саморегулирующимся. Но тот баланс, который был у нас между непосредственным выражением своего мнения со стороны общества, со стороны населения, структурных групп и той ответственностью, которое брало на себя правительство, он явно смещен, он требует серьезного изменения.
Мне кажется, новый уровень прозрачности — это ключевой момент для новой модели управления. Пример — прозрачность по госзакупкам. Мы сделали несколько лет назад в Министерстве экономического развития сайт по госзакупкам. Возможно, не такой продвинутый, как во многих странах, — там фрагментарная информация — но насколько это повысило активность людей, активность общества! И самые одиозные случаи закупок стали оспариваться, это стало менять менталитет, люди хотят знать, что делается на деньги налогоплательщиков! Это входит в привычку. Однажды предотвратили закупку позолоченной мебели на дачу одного из уважаемых людей, министров. Это не моя заслуга, это заслуга прозрачности и открытости, и надо двигаться дальше в этом направлении. Очень хорошая идея сейчас в Минфине по созданию электронного бюджета — в таком виде, чтобы люди понимали, что такое бюджет. Это создаст атмосферу доверия, общество будет понимать, что делает власть. Доверие — ключевой индикатор эффективности системы управления. Иначе у людей возникает ощущение, что власть не решает их проблем. При этом мы все понимаем, что власть их не решает не потому, что не хочет, она хочет решать проблемы людей, но имеет примитивное представление о том, что хотят люди. Жизнь усложнилась, а власть не успевает это осознать.
В политических дискурсах обычно идет обсуждение нескольких базовых вещей, которые власть считает своим долгом сделать. В экономике это занятость и заработная плата. Если мы дадим работу и заработную плату, этого будет вроде бы достаточно. Безусловно, к этим базовым вещам люди обращаются как к основным в периоды кризисов. Мы это видим в Греции, видим в других странах. Но в периоды относительного благополучия недостаточно иметь только заработную плату и только занятость, существует совершенно другой уровень ожиданий и требований. Государству нужно каждый день, каждый момент понимать, как меняется структура ожиданий и как она распределена в разных группах.
Колонка написана на основании выступления на Санкт‑Петербургском международном экономическом форуме‑2012