«Неэкономная экономия». Блог директора новосибирской юркомпании «Егоров и Партнеры»

«В современных реалиях бизнес вести достаточно непросто, порой проблемы могут свалиться на голову внезапно и оттуда, откуда и не ждешь подвоха». Эксперт рассмотрел развитие двух сценариев после ДТП.

Директор юридической компании «Егоров и Партнеры» Сергей Егоров

— Многие руководители компаний ожидают и готовятся к проверкам со стороны налоговых органов, правоохранителей, трудовой инспекции и иных проверяющих органов, вырабатывают стратегию поведения на случай, если все-таки «день икс» настанет. Но, как и в любом бизнесе, периодически возникают ситуации, которые не прогнозируешь и порой даже о них не задумываешься.

Дорожно-транспортное происшествие — это то, что может произойти с любым из нас, будь то работник компании или ее директор, мужчина или женщина, ребенок или пенсионер, водитель или пешеход.

Подготовиться к этому невозможно, и при всей нашей осмотрительности и аккуратности никто от этого не застрахован.

Правила дорожного движения раскрывают понятие дорожно-транспортного происшествия (далее — ДТП) как событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Самым неприятной и страшной является ситуация, в которой в результате ДТП пострадали люди, их здоровью причинен вред или того хуже — имеются погибшие.

За нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств предусмотрена  уголовная ответственность (ст. 264 Уголовного кодекса Российской Федерации), которая возникает в  том случае, когда причинен тяжкий вред здоровью или наступила смерть участника ДТП.
Также обязательным условием привлечения к уголовной ответственности является нарушение водителем транспортного средства правил дорожного движения. Указанные обстоятельства устанавливают правоохранительные органы.

В этой статье я расскажу две разные истории: одну с хорошим концом, вторую пока еще неоконченную историю. 

В обоих случаях имело место ДТП с наездом на пешеходов, в результате которого наступила их смерть, действия водителя автомобиля были квалифицированы по ч. 3 ст. 264 УК РФ — нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека.

Напомню, за совершение указанного преступления предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет.

Однако, в первом случае по факту ДТП принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, а во втором возбуждено уголовное дело и в настоящее время проводится расследование.

Первое ДТП произошло 09 августа 2016 г. в ночное время, на автодороге за пределами города Новосибирска, водитель двигался на автомобиле (седан) с одним пассажиром в салоне при скорости не более 90 км/час с включенным дальним светом фар. В какой-то момент дорогу стал переходить пешеход, как было установлено позднее, находящийся в состоянии алкогольного опьянения и в не положенном месте. Водитель автомобиля слишком поздно увидел пешехода, попытался избежать наезда на него путем маневра, выехал на пустую встречную полосу движения, но не смог избежать наезда на пешехода.

Пешеход скончался в больнице через непродолжительное время. Водитель автомобиля, полагая, что в данной дорожной ситуации он не нарушил ПДД, принял единственное верное решение, он не отпустил ситуацию и не предоставил все воле случая, а незамедлительно обратился к юристу за профессиональной помощью. Будучи в принципе человеком достаточно образованным и грамотным, имея свой бизнес, связанные с автомобилями (станцию технического обслуживания транспортных средств) имея навыки контраварийного вождения, понимая механизм произошедшего ДТП и в принципе имея возможность успешно защищаться самому, он все же обратился к профессионалу.

Именно своевременное обращение к юристу решило исход дела. Выслушав водителя, изучив имеющиеся у него на руках документы, было подготовлено грамотное объяснение для следователя. В объяснении буквально каждое слово и фраза были тщательно продуманы и выверены. С этим объяснением водитель пришел к следователю, где в присутствии  юриста дал пояснения о произошедшем  ДТП.

В дальнейшем следователь предложил водителю отработать видимость, чтобы проверить его пояснения.

Отработка видимости до возбуждения уголовного дела оформляется дополнительным осмотром места происшествия, проводится на месте ДТП в схожих погодных условиях в примерно тоже время суток с использованием того же автомобиля, что участвовал в ДТП, а в случае невозможности его участия с автомобилем аналогичной модели. Обязательным условием является непосредственное участие водителя в этом следственном действии, сразу отмечу, что вопрос об участии водителя в указанном мероприятии это право водителя, не обязанность, принудить его к этому никто не может.
Если же отработка видимости необходима в рамках возбужденного уголовного дела, то при тех же требованиях проводится такое следственное действие, как следственный эксперимент.

Учитывая, что следователь предложил водителю участие в отработке видимости уже в ноябре 2016 г., то это являлось нарушением как требований к тактике и методике проведения  мероприятия, так и норм УПК РФ (ст. 181 УПК РФ) водитель естественно отказался от участия в данном мероприятии.

Пояснение: в ходе отработки видимости экспериментальным путем устанавливается расстояние от водителя, сидящего в салоне автомобиля за рулем, до пешехода, до того момента когда он его увидит, это расстояние замеряется и фиксируется в протоколе осмотра. Эти данные в дальнейшем с постановлением о назначении судебной автотехнической экспертизы и материалом проверки направляются  эксперту и уже он, исходя из полученных расчетов, составляет заключение эксперта, в котором отвечает на поставленные следователем вопросы, в том числе на самый главный вопрос: «имели водитель техническую возможность предотвратить наезд на пешехода?» 

На основании выводов эксперта следователь решает, по сути, судьбу дела и судьбу человека, как в той сказке: «Казнить нельзя помиловать» — «Возбудить нельзя отказать», он определяет где поставить запятую, какое процессуальное решение ему принять: возбудить уголовное дело или отказать в возбуждении уголовного дела.

Важный момент: юрист прекрасно знал, какие цифры необходимо получить при отработке видимости и мог согласиться на участие в мероприятии, зафиксировать их, заведомо зная, что при таких показателях выводы эксперта будут в пользу водителя и тогда следователю ничего не останется, как отказать в возбуждении уголовного дела, а следовательно в деле и всей истории будет поставлена жирная точка!

Однако возникла заминка, следователь отказался отдавать водителю его автомобиль, который был изъят в ходе осмотра места ДТП.

Несмотря на предложение отремонтировать автомобиль в течение двух-трех дней, в результате ДТП у автомобиля была разбита права фара и она требовала замены, и с использованием этого автомобиля провести отработку видимости, следователь ответил отказом!

Поиски аналогичного автомобиля затянулись, землю покрыл первый снег, в Сибирь пришла зима, что полностью исключило проведение осмотра. При этом, возвращать автомобиль законному владельцу следователь отказался, ссылаясь на то, что автомобиль может ему понадобится для проведения следственных и процессуальных действий, каких именно он ответить затруднился.
Таким образом, с ноября 2016 г. по апрель 2017 г. автомобиль зимовал на открытой штрафстоянке, водитель и юрист в январе по просьбе следователя приехали и дали дополнительное пояснение (попытка заменить следственный эксперимент, он же дополнительны осмотр). По полученным данным бала назначена повторная автотехническая экспертиза и как сказал следователю юрист, что без отработки видимости эксперт не даст внятного ответа на поставленные вопросы, так эксперт и ответил. В августе 2017 г. (спустя год) после многочисленных жалоб, получив ответ из прокуратуры Новосибирской области о незаконности удержания автомобиля, водитель забрал свое транспортное средство, отремонтировал и благополучно ездит. Так как следствие навстречу водителю не пошло, автомобиль добровольно не вернуло, то юрист и водитель посовещались и решили, что навстречу следствию идти нет смысла, водитель отказался от участия в отработке видимости.

На сегодняшний день материал проверки «болтается» между архивом и следователем, что-то там по нему делаю, а может и ничего не делают, ознакомится с ним не дают, но главная цель достигнута — органы предварительного следствия не имеют достаточных данных для возбуждения уголовного дела, потому не важно, сколько раз будет отменяться постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, — главное, что оно никогда не «превратится» в постановление о возбуждении уголовного дела.

В это время юрист готовит иск к ГУ МВД РФ по НСО о взыскании с них компенсации за незаконное удержание транспортного средства.

Данная история без лишних деталей иллюстрирует, что если вы попали в ДТП, не испытывайте судьбу и не экономьте деньги на своей свободе и спокойствии, идите к специалисту и решайте возникшую проблему, иначе все может для вас плохо закончится, как в истории приведенной ниже, с участием другого водителя.

Обстоятельства дела:

23 сентября 2017 г., около 21 час. 10 мин., в г. Новосибирске, на ул. Комсомольская, в районе дома № 3, автомобиля Ниссан Х-Трейл, под управлением водителя П. совершил наезд на  пешехода Ф., который переходил дорогу в не зоны пешеходного перехода, находясь в состоянии алкогольного опьянения.
  До момента дорожно-транспортного происшествия, автомобиль Ниссан двигался по ул. Комсомольской со стороны ул. Тюменская в направлении ул. Саввы Кожевникова в Кировском районе г. Новосибирска, со скоростью 60 км/ч. Двигался в крайнем правом ряду по ходу своего движения, по сухому асфальтному покрытию, в темное время суток, при искусственном освещении, в условиях неограниченной видимости.

В результате ДТП пешеход скончался в больнице.

Водитель автомобиля обратился к юристу в начале октября 2017 г., получил исчерпывающую консультацию и решил, что все как-нибудь само разрешится.

Ошибки водителя: он дал письменные пояснения на месте ДТП сотрудникам ДПС, а позднее, до получения консультации у юриста, следователю.

Следующее обращение к юристу состоялось в конце ноября 2017 г., после того, как  следователь уведомил водителя о возбуждении уголовного дела.

Для неискушенных читателей я поясню, что если возбуждено уголовное дело, дорога у него одна — в суд, все иное это работа на корзину, это брак в работе следователя.

Если следователь не видит состава преступления, он не возбуждает уголовное дело, он проводит проверочные мероприятия, как говорится, «отрабатывает материал», получится собрать дополнительные сведения, доказательства, — хорошо, возбудит уголовное дело. Нет — откажет в возбуждении уголовного дела.   

В данной ситуации, следователь опросил нашего горе-водителя, где он наговорил того, чего не стоило говорить, а после отработал темп движения пешехода с одним из очевидцев ДТП, по полученным данным назначил судебную автотехническую экспертизу и получил выводы не в пользу водителя, т.е. основной вывод заключения эксперта — водитель имел техническую возможность предотвратить наезд на пешехода, но не сделал этого, чем нарушил ПДД.

Как результат — возбужденное уголовное дело.

Если в рамках уголовно-процессуальной проверки общение со следователем может протекать в относительно спокойном русле, то в рамках возбужденного уголовного дела это война, это активное противодействие, зачастую с нарушением закона, это работа на один результат — направление уголовного дела в суд.

Если дело попадет в суд, то вероятность вынесения оправдательного приговора меньше 1%.
Однако, сторона защиты не стала мириться  со сложившимся положением дел, не опустила руки и выполнила ряд шагов, позволивших кардинально изменить ситуацию по делу.

Во-первых, водитель дал показания в качестве подозреваемого и изложил свою версию произошедшего.

Следует отметить, что сложившаяся судебная практика не признает в качестве доказательств пояснения лиц, полученные в рамках доследственной проверки, в особенности — данных без участия защитника. Попросту говоря, представьте, что их нет.

В тоже время показания данных с участием защитника являются неоспоримым доказательством по делу.

Во-вторых, подозреваемый и его защитник, ознакомившись с заключением автотехнической судебной экспертизы пришли к выводу, что она является недопустимым доказательством, так как в ее основу положены результаты следственного эксперимента, оформленного дополнительным осмотром места происшествия.

Проведение следственного эксперимента возможно только в рамках возбужденного уголовного дела, в данном случае он проведен до возбуждения уголовного дела.

Фактически дополнительный осмотр места происшествия не проводился, а все действо произошло у здания следственного отдела, вообще в другом районе Новосибирска.

Таким образом, заключение эксперта базируется на недопустимых доказательствах, соответственно, оно также является недопустимым доказательством.

Именно заключение эксперта  является основанием для возбуждения уголовного дела.

В-третьих, подозреваемый провел независимую экспертизу, заключение которой приобщил к материалам уголовного дела. Выводы указанного экспертного заключения кардинально противоположны выводам первоначальной экспертизы.

По делу были допущены и другие процессуальные нарушения, о которых сейчас говорить нет смысла, так как расследование уголовного дела еще не закончено.

Однако на все допущенные нарушения было указано следователю и это имело определенный эффект, так как следователем было принято решение провести повторный следственный эксперимент в рамках расследуемого уголовного дела.

Апофеозом этой истории стало проведение следственного эксперимента на месте ДТП при температуре воздуха -32 градуса, а с учетом ветра, как сообщает гаджет, ощущается как – 42 градуса. Следственный эксперимент состоялся, был проведен в нарушение ст. 181 УПК РФ, его результаты были удивительными. Не буду называть конкретных цифр, но для ясности скажу, что статист в ходе эксперимента преодолел определенное расстояние за сотые секунды, т.е. так, словно он не пешком шел и даже не бежал, а словно вместо него на большой скорости проехал болид «Формулы-1». Человек физически не успеет за такое время дважды нажать на кнопку секундомера. Результаты следственного эксперимента стали очевидным подтверждением того, что данное следственное действие необходимо проводить исключительно в соответствии с требованиями закона, тактики и методики его проведения.

Вместе с тем, следователь по-прежнему намерен направить уголовное дело в суд, водителю предъявлено обвинение, он ознакомлен с материалами уголовного дела, все ходатайства защиты рассмотрены и ожидаемо отклонены.

На сегодняшний день предварительное следствие не окончено, принято решение провести следственный эксперимент в условиях приближенных к тем, что были в момент ДТП, как того требует закон, а значит ждем тепла.

Таким образом, в этом деле точка еще не поставлена. Исходя из описанного, а это лишь маленькая часть истории, самые яркие ее моменты, очевидно, что противодействовать предварительному следствию крайне сложно и предсказать, чем закончится это противостояние, крайне сложно.

Две разные истории, с разным концом, а точнее одна — оконченная, другая — «на паузе».
Один человек своевременно обратился к юристу и не стал на этом экономить и сейчас живет спокойной жизнью, другой, понадеялся на русский «авось», не стал платить за юридические услуги и получил весь спектр острых ощущений и до конца неразрешенную проблему, кстати, заплатил он в три раза больше, так как к делу пришлось привлекать дополнительных специалистов, оплачивать независимую экспертизу и, возможно, придется еще потратиться на свою защиту в суде.

Так же стоит учитывать возможный гражданский иск со стороны потерпевшей стороны, а он неминуемо будет и, я уверен, на круглую сумму.

Самое страшное — это возможное лишение свободы. Устоявшаяся судебная практика по указанной категории дел свидетельствует том, что за совершение преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ, как правило, следует наказание в виде лишения свободы сроком на 2,5 - 3 г. с отбыванием в колонии поселения.

Периодически уголовные дела о дорожно-транспортных происшествиях вызывают большой общественный резонанс и получают большую огласку, как, к примеру, ужасная история с наездом на пешеходов 23 февраля 2018 г., как ранее имела резонанс история с инспектором ДПС Мозго, совершившим наезд на пешехода (наказание 5 лет колонии поселения).

Такое пристальное внимание к уголовному делу может быть как на руку, так и нет для участников ДТП, в зависимости от их степени вины, что в любом случае усложняет работу юриста по делу, возлагает как на него, так и на должностных лиц, проводящих расследование, суд дополнительную ответственность.

Повторюсь, в такую ситуацию может попасть любой, в связи с чем полагаю, не стоит экономить на своей свободе и спокойствии, а лучше обратиться к профессионалам своего дела, которые смогут решить возникшую проблему.

Самое читаемое
  • Крах мировой долларовой системы и его последствия. Прогноз от Михаила ХазинаКрах мировой долларовой системы и его последствия. Прогноз от Михаила Хазина
  • В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»
  • Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?
  • В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.
  • Иностранные компании по-прежнему хотят уйти из РФ — десятки заявок каждый месяцИностранные компании по-прежнему хотят уйти из РФ — десятки заявок каждый месяц
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.