Николай Бирюля: сказка может приносить доход

сказка может приносить доход В один прекрасный день 1972 г. (теперь-то он наверняка знает, что день был счастливым) Николая Бирюлю пригласили в областное управление культуры, а затем и в обко

Весь нынешний творческий сезон Новосибирский областной театр кукол был в центре внимания. На его сцене прошел Всероссийский литературный фестиваль «Белое пятно». Новосибирские ребятишки аплодировали зарубежным гастролерам— известным кукольникам из Франции и Германии. Сибирские актеры дважды побывали в Японии, где давали спектакли на японском языке и мастер-классы.

сказка может приносить доход
В один прекрасный день 1972 г. (теперь-то он наверняка знает, что день был счастливым) Николая Бирюлю пригласили в областное управление культуры, а затем и в обком партии по одному и тому же поводу: молодому специалисту предложили возглавить театр кукол. «А что же это такое— кукольный театр?»— подумал Бирюля, но виду не показал и не признался, что ни разу не был в детском театре. Полученное предложение, мягко говоря, поставило его в тупик, ведь он не знал специфики работы кукольного театра, но одновременно и заинтересовало.
Вырос Николай Бирюля в многодетной семье, у него семь братьев и сестер. Как общаться с детьми, знал не понаслышке. К этому времени за плечами был опыт работы в творческом коллективе, учеба в Московском институте культуры. Пошел в библио- теку, проштудировал историю советского детского театра и кукольного, в частности, впервые узнал, что куклы бывают разные — перчаточные, на тростях, марионетки, пальчиковые. С интересом прочитал и о том, что во время войны новосибирские кукольники работали сообща на одной сцене в ДК им. Октябрьской революции с прославленным театром кукол Сергея Образцова. Хорошенько подумав, решил: «А почему бынет?!».
Не в деньгах счастье
Вот уже без малого сорок лет Николай Бирюля— директор Новосибирского областного театра кукол. Именно при нем наш театр стал одним из лучших в России. И уже не одно поколение ребят выросло на его репертуаре, получая здесь первые представления о добром, прекрасном, светлом. А коллеги Николая Бирюли— директора новосибирских театров— нередко обращаются к нему за советом, особенно по организационным и финансовым вопросам. Год назад театр перешел на новую экономическую модель. Теперь коллектив может самостоятельно зарабатывать дополнительные деньги и распоряжаться средствами по своему усмотрению.
Вот уже больше года театр живет автономно. Что это означает, и как Вам живется?
— Все очень просто. Союз театральных деятелей и Министерство культуры разработали положение под названием «Автономное учреждение как новый механизм хозяйствования в государственном или муниципальном театре». Никто никого не принуждал жить по новой экономической модели. Театры вправе сами выбирать — существовать только на государственные субсидии или попытаться самостоятельно зарабатывать деньги своим творчеством. Я считаю, что театр может самостоятельно зарабатывать дополнительные средства. Поэтому все просчитал, посоветовался с коллективом, пригляделся к опыту «Глобуса», «Красного факела» (они первыми освоили «автономию») и принял решение— будем пытаться жить самостоятельно. Как и в 1972 г., когда я пришел в кукольный театр и начал осваивать новое для себя дело, так и сейчас я сказал себе: «А почему бы нет?!».
Время идет, все меняется, давно уже появилось понятие— научный бизнес. Казалось бы, достаточно консервативные научные институты, которые привыкли жить на государственные дотации, и те научились зарабатывать самостоятельно. А театр— гибкий организм, он тоже способен встроиться в современные экономические отношения.
На практике это выглядит следующим образом: из государственного бюджета мы получаем, скажем, 30 миллионов рублей на год. На эти деньги мы должны сыграть 380 спектаклей, поставить 3 премьеры. Это обязательное государственное задание, не выполнить которое нельзя. В остальном театр свободен.
Фонд заработной платы, содержание здания, гастроли и прочие статьи расходов также теперь жестко не регламентируются. Нет такого понятия, как нецелевое расходование средств. Мы сами решаем: крышу починить или премию актерам выдать. Зато у нас в театре теперь просто так свет не горит, вода из крана зря не бежит. Я уверен, не в деньгах счастье, а в умении их считать и бережно расходовать. Прикидываю: без этого мы пока обойдемся, а вот это надо сделать в первую очередь. Ничего нового в таком подходе нет, просто здравый смысл надо включать и расставлять приоритеты.
Грамотно тратить государственные деньги Вы научились, а как все-таки зарабатываете?
— Правильно заметили, первый этап— грамотно распределить средства на выполнение госзадания. Мы же несем ответственность перед зрителями. А дополнительные деньги зарабатываем самым надежным и доступным нам средством— дополнительными спектаклями, в основном на выезде— в сельские районы области, в Академгородок. Дополнительные спектакли дают нам доход 2-3 миллиона рублей.
Кроме того, сдаем наше замечательное здание, расположенное в центре города, в аренду под конференции, презентации, юбилеи и прочие корпоративные мероприятия. Наше кафе также пользуется популярностью у горожан. Конечно, нам выгоднее на один вечер сдать в аренду зал, чем сыграть спектакль. Но тут главное— чувство меры не потерять, театр должен оставаться театром, тем более детский. Частично можем зарабатывать и за счет изготовления на заказ кукол. У нас свои цеха и свои прекрасные бутафоры и декораторы, ведь к каждому спектаклю нужно изготовить новые куклы. На каждую игровую куклу в спектакле затрачивается от 300 до 5 000 руб. Куклы, которые мы делаем на заказ, стоят дороже.
А спонсоров у нас практически нет. Хотя эпизодически кое-кто может дать строительные материалы или оплатить актеру дорогу на заграничные гастроли. Помогали нам компании «Новосибирскхлеб», «Струг», «Ирмень», завод химконцентратов Бизнесмены неохотно расстаются со своими деньгами, если даже речь идет о детском театре, а кланяться я не умею. Так что учимся зарабатывать сами.
Но не открою тайну, если скажу, что денег много не бывает, их всегда не хватает, потому что растут запросы. Повысили зарплату актерам, увеличили суточные на гастролях, приобрели квартиру актерам, оформили богато спектакль, оказали материальную помощь. И снова— считаем, экономим. У меня все время на столе финансовые документы. Директор должен знать не хуже бухгалтера все нюансы: фонд зарплаты, ночные, праздничные, переработка, прерывность в работе
Предложенная театрам модель хозяйствования, может быть, не идеальная, но все же вполне приемлемая. Есть заинтересованность зарабатывать, когда знаешь, что эти средства останутся в театре. Так что, как видите, наш сказочный жанр не только дарит радость детям, но и может приносить коллективу реальный доход.
Театр учится зарабатывать
Николай Бирюля уже почти сорок лет заносит в тетрадь все важные события, что происходили в театре в разные годы. Пора бы «вбить» всю эту информацию в компьютер, да жаль расставаться с заветной тетрадочкой. Сегодня в ней все больше цифр, чем фактов. Директор учится работать по-новому. Так, чтобы экономика шла рука об руку с творчеством.
Вы всегда подчеркиваете, что Ваш театр— особенный. Творчество для детей требует особой искренности, они интуитивно улавливают фальшь.
— Я как-то устроил тестирование молодым актерам. Спрашиваю, кто, на их взгляд, главный в театре. Ответы были разные: актер, режиссер, директор Нет, друзья мои, главный в театре— Зритель! Потому что мы для него стараемся, мы впрямую от него зависим. А сегодня особенно. Пойдет к нам зритель— будет касса.
Но при этом я бы сказал, что кукольный театр выполняет особую миссию, потому что у нас зритель особенный. Кукольный спектакль— это первая встреча ребенка с искусством. И эта встреча не должна его разочаровать. Наш принцип как у хороших врачей— не навреди.
Современные актеры, наверное, разительно отличаются от тех, с кем Вам пришлось начинать почти сорок лет назад? Сегодня материальные интересы иногда преобладают над творческими?
— Главное, чем отличаются сегодняшние актеры,— они более образованные. Когда я возглавил театр, был единственным в коллективе человеком с высшим образованием. А сегодня в нашей труппе 85% артистов закончили театральные институты. Да, они, возможно, более категоричны, амбициозны, прагматичны, чем старшее поколение, но я не вижу в этом ничего страшного. Просто люди знают, чего хотят. А за свой труд— и труд нелегкий— вправе получать достойную зарплату. По штатному расписанию зарплата актера-кукольника высшей категории всего шесть тысяч рублей, а начинающего— четыре тысячи. Можно прожить на эти деньги?! Но за счет дополнительно заработанных театром средств мы смогли поднять зарплату актерам до 13-15, а отдельным— и до 20 тысяч рублей. Я разрешаю своим актерам в свободное время подрабатывать в других театрах, если их туда приглашают, участвовать в антрепризах.
Как сказал поэт, «артисты, музыканты и поэты— целители уставших наших душ». А в нашем случае еще и воспитатели душ. Мы учим детей думать, рассуждать, не бояться трудностей в жизни. Кукольный театр, как и любой другой театр, выполняет функции воспитательные, образовательные и просветительские. Только должен делать это более тонко.
Дороже всего детский смех
Приходя в театр, Николай Бирюля всегда волнуется. Знакомые стены, фойе, зрительный зал, сцена, гримерки, рабочий кабинет, где нередко кипят не кукольные страсти. Все родное, привычное. Но невозможно привыкнуть к главному— появлению в театре детей. Только с их приходом театр оживает. И разве можно обмануть малыша, который смотрит во все глаза на сцену и верит всему, что на ней происходит.
Всегда ли Вам удается поставить спектакль, как Вы говорите, красиво и экономично? От кого или от чего это зависит?
— В первую очередь мы думаем, как поставить хороший спектакль, который понравится детям, да и родителям на нем нескучно будет. Дороже всего детский смех и аплодисменты. Интересы зрителя и творчество всегда в приоритете. Ну а дальше идут тщательные расчеты и перерасчеты. Мы не можем себе позволить премьеру дороже 200 тысяч рублей. Наши мастера умеют экономично воплотить художественный замысел. Сценография, костюмы, свет— на все это можно израсходовать максимум выделенного на спектакль бюджета и не получить художественного результата. Мы себе такого позволить не можем. Конечно, главная наша статья расходов— это постановка премьерного спектакля. По плану мы должны поставить три премьеры в сезон. 17-20% выручки от спектакля должны выплатить авторам— сценаристу, композитору, художнику. Эти расходы могли бы быть и выше, но благо, что у нас свой композитор Владимир Натанзон, свои замечательные художники Александр Корытный и Марина Папонина. Так что нет необходимости приглашать на постановку специалистов из других городов.
В театр ребятишек приводят родители, они приходят ради детей и не всегда им интересно на кукольном спектакле, а постановки только для взрослой публики в репертуаре есть?
— Да, конечно. Правда, не так много, как хотелось бы. Мы сейчас об этом тоже думаем, ведь это дополнительная прибыль может быть. У нас долгое время в репертуаре был спектакль для взрослых «Сон в летнюю ночь» по Шекспиру. Есть концертная программа «Мир, в котором мы живем», очень веселая, на ура идет у взрослой публики.
Сегодня модно в среде состоятельных людей приглашать артистов на дом— на юбилеи, на корпоративы. Ваших артистов приглашают?
— Приглашают на дни рождения детей, на новогодние праздники. И это чистый доход актеров, я не препятствую таким «левым» заработкам. Не вижу в этом ничего зазорного. Это обычная работа. Наш театр, не устаю это повторять, особенный. От нас зависит, полюбит ли растущий человек театр. Сегодня мы ему дома представление разыграли, а завтра он сам к нам придет. Кстати, в последнее время появилось много кукольных самодеятельных коллективов, которые выступают в торговых центрах, в парках. Они нам не конкуренты, нередко я и сам им помогаю, да и наши артисты иногда прирабатывают в этих группах. Охотно идем и в школы.
Вот сейчас у меня есть задумка, которую я попытаюсь реализовать в школах города вместе с ГИБДД. В учебной программе выделяется 10 часов на дополнительную программу. А почему бы не предложить программу по правилам дорожного движения в виде кукольного 45-минутного спектакля на столе?! Театр готов помочь куклами и реквизитом, а дети могли бы сами разыгрывать спектакль и учиться правильно вести себя на дороге. Абсолютно недорогой проект, но польза может быть неоценимая. Тем более что у нас уже есть опыт работы с ГИБДД, и в репертуаре есть спектакль по правилам дорожного движения.
Кто-то назовет это социальным проектом. Я же считаю это первостепенной работой— учить детей жизни, правильным отношениям. Какого зрителя воспитаем, такого и гражданина. Это не метафора. Это реальность. Сегодня театры (а также телевидение) все больше пытаются развлекать да ужасы жизни показывать. Иной детектив просто ликбез для начинающих преступников. И мат со сцены стал в порядке вещей. Мое убеждение: у театра иная функция. Он должен показывать зрителю лучшие человеческие качества, давать позитивные эмоции— пусть через слезы, через переживания, через дискуссии, но в итоге человек должен приходить к правильному пониманию жизни и своей роли в ней.
Николай Бирюля
Директор Новосибирского областного театра кукол.
 
Родился в 1938 г. в селе Воздвиженка Чулымского района Новосибирской области.
 
Образование: в 1964 г. окончил Новосибирское культпросветучилище;
в 1972 г.— Институт культуры (Москва);
в 1974 г.— Высшие режиссерские курсы в Ленинграде.
 
Карьера:
1954-1957гг.— моторист кинопередвижки;
1957-1960гг.— служба в Советской армии;
1961-1964гг.— учеба в Новосибирском кульпросветучилище;
1964-1972гг.— методист, затем заместитель директора Новосибирского областного Дома народного творчества;
с 1972 г.— директор Новосибирского областного театра кукол.
 
Семья: жена, двое детей, трое внуков. Что может позволить себе театр кукол
Показатели Новосибирского областного театра кукол

90 человек

 

коллектив театра

 

75 тыс. зрителей

 

побывали в нынешнем творческом сезоне на спектаклях театра

 

380 спектаклей

в сезон играют актеры‑кукольники, 70 из них— на выезде

20‑150 руб.

 

стоит билет на спектакль

 

200 тыс. руб.

 

тратится в среднем на одну постановку

 

Более 10 лет

 

строилось здание театра

 

30 млн руб.

 

в год выделяет государство на содержание театра

 

3 премьеры

 

государственное задание театру на год

 

8 раз

 

театр побывал на гастролях в Японии

 


Источник: Новосибирский областной театр кукол
Самое читаемое
  • Штурм головного офиса Wildberries с перестрелкой и убитыми. Что известно?Штурм головного офиса Wildberries с перестрелкой и убитыми. Что известно?
  • Владиславу Бакальчуку предъявили обвинение в убийстве и задержали на 48 часовВладиславу Бакальчуку предъявили обвинение в убийстве и задержали на 48 часов
  • Коллектора ЭОС, принадлежащего немецким акционерам, собирается купить ГазпромбанкКоллектора ЭОС, принадлежащего немецким акционерам, собирается купить Газпромбанк
  • Татьяна Бакальчук стала беднее почти в два разаТатьяна Бакальчук стала беднее почти в два раза
  • Как сохранить аутентичную историческую среду? Опыт Ирбита, Омска и ЕкатеринбургаКак сохранить аутентичную историческую среду? Опыт Ирбита, Омска и Екатеринбурга
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.