Новое понижение ставки ожидается в сентябре, после чего ЦБ возьмет паузу — экономисты
Банковские аналитики высказались по решению Банка России понизить ключевую ставку до 7,25%. Чем продиктованы действия регулятора, и чего ожидать дальше?
По словам аналитика Райффайзенбанка Станислава Мурашова, 29 июля аналитики ожидали, что регулятор снизит ставку на 25 б.п. Среди основных причин для продолжения смягчения видились: 1) дезинфляция, проходящая заметными темпами (инфляция будет ниже 4,5% г./г. в конце года); 2) «Голубиные» сигналы ФРС; 3) минимальные риски внешнего сектора.
— Регулятор ранее заявлял, что также будет рассматривать снижение ставки и на 50 б.п., но мы не видим в этом особой необходимости. Такой шаг мог бы стать ответом на существенные позитивные изменения с прошлого заседания, чего, на наш взгляд, все же не произошло.
При этом возрастает вероятность еще одного снижения ставки до конца года. Так, два прошлых ее повышения (в конце 2018 г.) были проведены с целью противостоять ряду негативных явлений: 1) усиление санкционных рисков; 2) повышение НДС в начале этого года, что могло внести существенный вклад в ускорение инфляции; 3) ФРС была готова к продолжению ужесточения своей монетарной политики.
Однако в итоге ни один из этих факторов не реализовал свой негативный потенциал: ужесточения санкций не последовало, а эффект от НДС оказался у нижней границы диапазона ожиданий ЦБ и в итоге не помешал инфляции быстро снизиться. Исходя из этого, ЦБ как минимум должен был бы вернуть ставку на уровень, который был до угрозы реализации этих рисков (т.е. 7,25%). При этом ситуация (по сравнению с июлем-августом прошлого года) даже улучшилась, в том числе по причине смены направления политики ФРС. Поэтому пространство для смягчения политики ЦБ РФ сохраняется не только в этом, но и в следующем году.
Тем не менее, мы не ждем, что снижения ставки будут резкими, при инфляции в 4% (такой уровень, при прочих равных, должен сложиться в 2020 г.) ЦБ будет придерживаться ранее анонсированного уровня реальной ставки в 2,5-3%, т.е. номинальная ключевая ставка будет находиться в пределах 6,5-7% (близость к верхнему/нижнему значению, как мы полагаем, будет определяться балансом внешних рисков, а также политикой российских властей в отношении использования ФНБ).
Главный экономист Альфа-Банка Наталия Орлова:
— На первый взгляд, решение ЦБ оказалось предсказуемым и непримечательным: регулятор понизил ставку до 7,25%, как и ожидал рынок, и в первом параграфе своего комментария подтвердил ожидание, что инфляция вернется на уровень 4% в начале 2020 г., и что переход к нейтральной денежно-кредитной политике состоится в 1 полугодии 2020 г.. В то же время комментарий выглядит осторожным и больше, чем обычно, сосредоточен на бюджетной политике.
На наш взгляд, такое смещение внимания на бюджет направлено на охлаждение ожиданий рынка в отношении агрессивного понижения ставки: после недавних споров между ЦБ и Минэкономразвития в отношении ответственности за медленный экономический рост, в экономике выросли ожидания того, что ЦБ будет вынужден понизить ставку из-за политического давления. В контексте решения Центробанка Турции понизить ставку на 425 б. п., усилился риск того, что рынок будет формировать свои ожидания по движению ставки с большим учетом неэкономических факторов, а не экономической ситуации.
Инфляционный тренд в краткосрочной перспективе остается благоприятным. Решение понизить ставку связано с продолжающимся замедлением годовой инфляции, которая, по оценкам ЦБ, составляет 4,6% г/г на 22 июля. В то же время одной из причин низкой инфляции является слабый экономический рост, который (на что указывает сам ЦБ в пресс-релизе) оказался ниже ожиданий монетарных властей и отчасти связан со слабостью инвестиций (2,6% г/г, по оценке Росстата за 1 квартал 2019 г.) в условиях задержки расходов по плану нацпроектов.
Иными словами, неожиданное ужесточение бюджетной политики было важным фактором, который стоял за слабым ростом и более медленной в сравнении с ожиданиями инфляции в 1 полугодии 2019 г. В среднесрочной перспективе в центре внимания — бюджетная политика. Тем не менее, бюджетный фактор, который играл дезинфляционную роль в 1 полугодии 2019 г., может стать в перспективе фактором инфляционных рисков.
Финансирование расходов по плану нацпроектов и вероятное ускорение роста бюджетных расходов во 2 полугодии 2019 г. создают вероятность повышения инфляционных рисков — эти факторы являются сезонными рисками бюджетной политики. Помимо этого, ЦБ напомнил, что дискуссия по поводу возможного использования средств ФНБ останется еще одним фактором, создающим инфляционные риски — этот риск уже выглядит структурным.
Неопределенность в отношении изменений в бюджетной политике по итогам релиза выглядит главной причиной опасений ЦБ. В целом складывается впечатление, что бюджетная политика будет в центре внимания ЦБ в ближайшие месяцы. Еще одно понижение ставки вполне вероятно на заседании 6 сентября, после чего мы ожидаем паузу: поскольку инфляционные риски, связанные с бюджетными расходами, проявятся только с запозданием, складывается впечатление, что в краткосрочной перспективе фактор бюджетной политики вряд ли предотвратит понижение ставки.
Решение ЦБ на заседании 6 сентября будет главным образом опираться на фактический инфляционный тренд и внешнюю конъюнктуру. Внешняя среда будет в значительной степени определяться решением ФРС по ставке и сопутствующими комментариями. С точки зрения динамики внутренней инфляции, поскольку август и сентябрь, как правило, являются месяцами с самыми низкими значениями ежемесячной инфляции, может оказаться, что годовая инфляция продолжит замедляться быстрее ожиданий.
Это говорит в пользу вероятного снижения ставки в начале сентября. Однако в 4 квартале 2019 г. у ЦБ, вероятно, будут более веские аргументы, чтобы сосредоточиться на инфляционных рисках и взять паузу на уровне 7%.
Фото Наталии Орловой: krasnoyarsk.dk.ru
Фото Станислава Мурашова: 1prime.ru