Новосибирские автодилеры готовятся в этом году умерить пыл
Рост продаж новых иномарок в 2011 г. за счет отложенного спроса исчерпан, госпрограмма утилизации автомобилей закрыта, а тень нового кризиса заставляет покупателей занять выжидательную позицию.
Прошедший год для российского авторынка был более чем удачным. Но по Сибири показатели роста еще выше. По оценке исполнительного директора Сибирской ассоциации автомобильных дилеров (СААД) Михаила Невмовенко, на фоне почти 40% роста в масштабах страны авторынок Сибири вырос на 57%. При этом почти две трети новых салонов и подписанных дилерских договоров приходятся на Новосибирск.
Половина на двоих
Основной тенденцией прошлого года стало продолжение процесса консолидации рынка. Дилерские соглашения на новые марки подписывали местные «автомагнаты». Таким образом, по оценке управляющего партнера DSO Consulting Сергея Дьячкова, суммарная доля лидирующих «СЛК-Моторс» и «Новосибспецпроект» на рынке продаж новых иномарок в Новосибирской области в 2011 г. превысила 55%. «Новым дилерам все труднее входить на этот рынок, потому что повышаются финансовые барьеры, а мощные игроки олигополии имеют больше шансов получить новые дилерские статусы», — считает он. Группа «Новосибспецпроект» стала в прошлом году дилером еще трех производителей, а «СЛК-Моторс» открыла автосалон Hyundai.
Тем не менее на рынке все же появляются новые амбициозные игроки. Несколько компаний, входящих в холдинг «Бизнес групп» Дмитрия Малахова, в прошлом году получили статус дилеров BMW и KIA. И если прошлый дилер BMW в 2010 г. смог продать в регионе всего 12 машин, то новичок, открыв салон в июле 2011 г., до конца года продал 57 автомобилей.
Дела у других игроков новосибирского рынка также шли «в гору». «Автомир-Новосибирск» по итогам года продал 3 419 автомобилей, из которых большинство (3 309) в сегменте до 500 тыс. руб. Рост продаж в январе 2012 г. по сравнению с январем 2011 г. для марки Renault составил 44%, продажи Hyundai выросли в 2,4 раза, а вот продажи Suzuki сократились почти на 30%. Компания «СТС-автомобили» (официальный дилер Mercedes-Benz) продала 300 автомобилей.
Еще одним трендом 2011 г. стало появление в городе вторых дилеров крупнейших автопроизводителей. Например, «Макс моторс» (входит в группу «Новосибспецпроект») стал дилером Ford и Mitsubishi, компания «АвтоСтар-Азия» (входит в «Бизнес групп») получила дилерство KIA, а «СЛК-Моторс» — Hyundai.
По мнению Михаила Невмовенко, основной прирост рынка связан в первую очередь с активностью действующих новосибирских дилеров. Он уверен, что именно их активность удерживает от прихода в регион новых федеральных игроков.
Лидер изменился
В прошлом году удачный вывод на рынок седана Hyundai Solaris обеспечил марке Hyundai лидирующие позиции среди новых иномарок по количеству проданных машин. По данным агентства «Автостат», продажи Hyundai увеличились почти в 4 раза по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. Например, только за 3 квартала 2011 г. «Автомир» продал в Новосибирске 754 автомобиля марки Hyundai, при этом 476 из них — это Solaris. Второе место заняла Toyota, Chevrolet — на третьей позиции. Михаил Невмовенко считает, что с учетом новых моделей в наступившем году есть перспективы на более высокое место в первой десятке у Renault, Nissan, Volkswagen и Uz-Daewoo, которые продемонстрировали в Новосибирске темпы роста, значительно превышающие среднероссийские показатели.
По подсчетам DSO Consulting, в 2011 г. объем продаж автомобилей на областном рынке вырос примерно на 60% и превысил отметку в 17 тыс. машин. «Этот показатель намного выше данного нами в начале прошлого года прогноза (около 11 тыс. новых иномарок), — отмечает Сергей Дьячков. — Мы недооценили влияние финансовой цикличности на авторынок, рост доступности кредитов и потребительского оптимизма». Для сравнения, объемы продаж в 2010 г. «Автостат» оценил на уровне 11 060 иномарок.
Перспективу выравнивания объемов продаж новых и б/у иномарок эксперты считают довольно близкой. По итогам 2011 г. DSO Consulting оценивает объем продаж конечным потребителям подержанных иномарок в Новосибирской области на уровне 65 тыс. штук. Начальник отдела автокредитования Банка «Левобережный» Артем Нонка отмечает, что сейчас в банке наблюдается очевидный перевес заемщиков в пользу подержанных машин, (около 80% выданных автокредитов), но в 2012 г. количество продаваемых в кредит новых и б/у авто может сравняться.
Анна Каримова, начальник Управления розничного бизнеса Новосибирского Муниципального банка, говорит, что в общей структуре спроса со стороны заемщиков стабильно высокой остается нужда в автокредитах для покупки бюджетных иномарок с 4-7-летним пробегом стоимостью до 600 тыс. руб. Вместе с тем она считает, что покупательские предпочтения постепенно смещаются в сторону новых автомобилей. По ее словам, одно из последних исследований российского авторынка показало, что 84% покупателей новой машины и в следующий раз отдадут предпочтение автомобилю без пробега, в то время как среди тех, кто купил подержанный автомобиль, и в следующий раз выберут не новый всего 46%.
Доля сервиса пошатнулась
В прошлом году на фоне значительного роста продаж наметилось относительное снижение доли сервиса в структуре доходов дилеров. «Я думаю, что на волне бурного роста продаж новых машин, прежде всего обеспеченного доступностью кредита (ведь реальные располагаемые доходы населения области практически не выросли), доля сервиса в доходах и прибылях дилеров в прошлом году снова начала снижаться. Конечно, это временное явление», — уверен Сергей Дьячков.
Уже в этом году постпродажное обслуживание вновь станет основным источником дохода. В структуре доходов «АвтоСтар-Сибирь» (входит в «Бизнес групп») 60% приходится на продажу автомобилей, а 40% — на послепродажное обслуживание. По результатам 2012 г. компания планирует выйти на соотношение: 40% — продажи, 60% — сервис. В первую очередь это будет связано с переездом в постоянный дилерский центр и с увеличением площадей сервиса.
Директор компании «Автомир-Новосибирск» Дмитрий Канаев оценил долю продаж автомобилей (в том числе с использованием кредитных и лизинговых схем) в общем объеме доходов на уровне 59%, сервисное обслуживание приносит 41% доходов. А вот у «Макс моторс» доходы делятся примерно поровну между сервисом и продажами. Как объясняет коммерческий директор ГК «Макс моторс» Андрей Брыле, это связано с тем, что сервисная активность не загружена на 100% — на автомобильном рынке города очень мало новых автомобилей.
Директор компании «СТС-Автомобили» Виктор Борицкий и исполнительный директор СААД Михаил Невмовенко уверены, что для устойчивого развития бизнеса доля сервиса в доходах должна быть еще выше. «Кризис 2008 г. показал, что те предприятия, которые планировали и воспроизводили свой капитал в соотношении: продажи — одна треть, сервисное обслуживание — две трети, устояли и сейчас готовы встретить предрекаемую вторую волну кризиса», — утверждает Михаил Невмовенко. «Через 2-3 года лишь 20% доходов дилерам будет приносить продажа автомобилей, а 80% они будут зарабатывать на сервисе», — прогнозирует Виктор Борицкий.
В кредит продается больше трети автомобилей
«АвтоСтар-Сибирь» в 2011 г. примерно 30% продала с использованием лизинговых и кредитных инструментов. В 2012 г. дилер планирует сохранить этот показатель на том же уровне. В «Автомире» в кредит продается около 40% автомобилей, на долю лизинговых продаж приходится еще 15-20%.
«В России лизинг для физических лиц не получил должного развития, поэтому мы можем говорить о продажах только применимо к юридическим лицам, — поясняет директор новосибирского филиала ГК «Балтийский лизинг» Ольга Артемьева. — В 2011 г. автолизинг в портфеле ГК «Балтийский лизинг» вырос более чем на 50%. Мы также позитивно настроены в 2012 г. на рост продаж в лизинг легковых автомобилей и планируем развитие этого сегмента».
По подсчетам Новосибирского Муниципального банка, в прошлом году 35-40% всех автомобилей приобреталось с использованием заемных средств. «Статистика показывает, что большая часть кредитов приходилась на долю специализированных программ автопроизводителей с российскими банками, прежде всего это касается автомобилей премиум-класса», — поясняет Анна Каримова.
«К концу 2011 г. снизились требования к заемщикам, увеличилась доля продаж в кредит, — подтвердил Артем Нонка. — Но банки, аффилированные с автопроизводителями или имеющие с ними собственные кредитные программы, практически полностью вытесняют прочие банки из автосалонов».
По словам Анны Каримовой, конец года несколько скорректировал тенденцию, спрос на кредиты стал снижаться на фоне ожиданий «второй волны» кризиса и продолжающихся проблем в странах Евросоюза. Многие потенциальные покупатели автомобилей предпочли отложить траты до лучших времен.
Рост рынка замедляется
Эксперты ожидают, что в 2012 г. рост объемов продаж новых иномарок уже в первые месяцы года резко замедлится, а в дальнейшем возможен переход к отрицательным темпам роста. Естественно, начнет расти доля сервисного обслуживания в общем объеме доходов. «Продавцы вслед за покупателями будут вынуждены «прикладывать линейку наоборот», — рассуждает Сергей Дьячков. — Пройдут иллюзии «окончания кризиса», начнется новая борьба за выживание и прогнозирование дальнейшего снижения объемов продаж. Побитые кризисом 2008-09 гг. крупнейшие игроки новосибирского рынка применят выученные ими уроки тяжелых дней и останутся «на плаву».
Автодилеры ожидают определенного роста рынка, но его темпы относительно 2011 г. заметно снизятся, хотя и останутся выше, чем в среднем по стране. Так, если рост российского рынка ожидается на уровне 8-10%, то в Новосибирске сегмент «масс-бренда» вырастет на 12-15%, а сегмент «премиум» — на 10-12%, прогнозирует «АвтоСтар-Сибирь». «С восстановлением экономики покупательская способность стала расти, и объемы продаж приблизились к докризисному уровню, — уверен Михаил Невмовенко. — Но в 2012 г. рост продаж в среднем составит 12% по сравнению с 2011 г.».
«Ожидания от поведения рынка в 2012 г. разноречивы, однако мы прогнозируем рост в среднем на 10%, — рассказывает Дмитрий Канаев. — Тем не менее рост по отдельным маркам и моделям может перераспределяться, показывая как более высокие, так и более низкие показатели или даже отрицательную динамику».
Банкиры также прогнозируют снижение темпов роста авторынка в 2012 г. Артем Нонка в числе основных причин называет отмену программы утилизации, рост цен на новые автомобили и насыщение отложенного спроса в 2011 году. Новосибирский Муниципальный банк тоже дает осторожно-оптимистический прогноз развития автомобильного рынка, в том числе автокредитования, в 2012 г. «Сейчас продолжают действовать негативные ожидания в экономике, что формирует и соответствующие ожидания населения, — наблюдает Анна Каримова. — Скорее всего, ставки по автокредитам уже в ближайшее время начнут умеренный рост. Не думаю, что коррекция будет существенной, вряд ли стоит ожидать возврата к заградительным ставкам. Пока предпосылок для этого нет».
К тому же останавливать развитие сетей продавцы не намерены. Например, «АвтоСтар-Сибирь» планирует в середине 2012 г. открыть полнофункциональный монобрендовый автосалон BMW и продать более 200 автомобилей. «СТС-Автомобили» в 2012 г. хочет завершить строительство нового дилерского центра в городе Обь и начать строительство автосалона в Кемерове. «Мы планируем увеличить объем продаж по существующим брендам на 12-15% в среднем по холдингу, — рассчитывает Андрей Брыле. — В первую очередь прогнозируем рост в сегменте автомобилей стоимостью до 600 тыс. руб.».
Андрей Чепурко