Новосибирские банкиры рассказали, как живет премиум-сегмент в кризис
Как чувствуют себя премиальные клиенты во время кризиса? Что для банка означает этот бизнес в кризис? Эти вопросы DK.RU Новосибирск задал представителям зарубежного, федерального и местного банков.
Как чувствуют себя премиальные клиенты во время кризиса?
Анна Тихонова, директор регионального центра «Сибирский» АО «Райффайзенбанк»:
Как правило, сегмент Premium в наименьшей степени чувствует на себе влияние кризисных явлений в экономике. Клиенты Premium Banking в Райффайзенбанке подтверждают данное наблюдение. Мы видим, что наши клиенты, в том числе и в Сибири, в условиях меняющейся экономической конъюнктуры сохраняют доверие банку и ценят качество обслуживания. Как показало недавнее исследование «Банковское премиальное обслуживание: 2015», в котором учитывалось мнение – как экспертов, так и клиентов, Premium Banking Райффайзенбанка является лучшим по версии Frank Research Group. Райффайзенбанк в 2009 году один из первых в России выделил направление Affluent banking. В Новосибирске мы открыли Premium Banking спустя год, было очевидно, что в регионе росло число клиентов, желающих получить сервис премиального уровня. Спустя 5 лет популярность направления не снизилась. С начала года интерес к премиальным продуктам банка в Новосибирске сохранялся на прежнем уровне. Под воздействием перемен в экономике скорректировался лишь спрос к отдельным предложениям внутри премиальных пакетов. Но этот тренд лишь отчасти связан с кризисом, поскольку на вкусы клиентов повлияло и развитие регионального рынка премиального банковского обслуживания. В 2010 году любые привилегии, предлагаемые банками, становились конкурентными преимуществами. Сейчас персональный менеджер, страхование семьи в путешествиях, доступ в бизнес-залы аэропортов – это категория must, то, что входит в стандарт премиального обслуживания. За эти годы внимание клиентов сместилось в направлении качества услуг финансового консультирования и размещения средств.
Управляющий директор банка «Акцепт» Яков Гинзбург:
Премиальные клиенты чувствуют себя, как и все прочие – достаточно неуютно. Я бы сказал, что у них даже больше проблем, чем у прочих – им надо как минимум сохранить свои деньги. Основные наши премиальные клиенты используют банк как кубышку, в которой они хранят или посредством которой используют свои деньги. В этой части их беспокойство сводится к несколько более пристальному интересу к состоянию банка, его ликвидности, финансовому положению. А поскольку «температура» банка «Акцепт» во всех кризисах всегда оставалась и остается в пределах нормы, то этим все и ограничивается. Учащаются операции перелива между валютными и рублевыми активами, в зависимости от конъюнктуры рынка. И это, пожалуй, все.
Изменились ли их предпочтения? во что вкладываются премиальные клиенты в Новосибирске?
Анна Тихонова:
С начала года мы отметили несколько тенденции в финансовой стратегии наших премиальных клиентов в Новосибирске. Так, их фокус внимания сместился в сторону более надежных инструментов – структурированных продуктов, структурированных нот с гарантированной сохранностью капитала. Многие клиенты категории Premium в этом году уделяют особое внимание диверсификации капитала по валютам, отдавая предпочтение долларам США и евро. Также в 2015 году мы отметили тенденцию по снижению аппетитов к риску среди наших клиентов Premium в Новосибирске. Например, менее востребованными стали высоковолотильные акции.
Яков Гинзбург:
Пожалуй нет, поскольку банк не доставляет им хлопот. Изменилось то, что сегодня премиальные клиенты меньше средств вкладывают в такие активы как золото, золотые монеты. Кроме рублевых и валютных депозитов их интересует еще покупка недвижимости, других активов. Но тут мы выступаем лишь как консультанты.
Ирина Наумова, руководитель отдела Private Banking Новосибирского филиала Банка Москвы:
Наши потенциальные VIP- клиенты – это собственники бизнеса, топ-менеджеры крупных и средних предприятий Новосибирской области. Мы автоматически передаем на VIP-обслуживание клиентов при размещении депозита на сумму свыше 3 млн руб. Количество VIP-клиентов в Новосибирском филиале Банка Москвы с начала года увеличилось на 28%.Наиболее популярными инструментами были, есть и останутся депозиты. Актуальны конверсионные операции на межбанковском рынке ММВБ по выгодному курсу с минимальной маржой. Активно путешествующие клиенты используют сервисную карту Priority Pass для комфортного пребывания в 700 VIP-залах в 120 странах мира.Большой интерес вызывает услуга Cash Back – возврат 7% от потраченной суммы по карте – благодарность от банка за пользование нашей картой.
Мы работаем с пятью валютами: российский рубль, евро, американский доллар, английский фунт стерлингов, швейцарский франк. Сегодня портфель вкладов в нашем банке достаточно диверсифицирован по всем видам валют. В конце прошлого года весомая часть депозитов оформлялась в евро и долларах. С начала этого года бОльший процент депозитов, безусловно, рублевый. Внутри валютных вкладов можно отметить тенденцию перехода из евро в доллары, а в начале года – из рублей в фунты, в связи с активном ростом курсов данных валют.
Что для банка означает этот бизнес в кризис?
Анна Тихонова:
Премиальное обслуживание для Райффайзенбанка в Новосибирске имеет особое значение, поскольку этот бизнес составляет значительную часть нашей розницы. В условиях нестабильной экономики клиенты Premium banking традиционно сохраняют лояльность банку и выбранной финансовой стратегии, поскольку имеют достаточно опыта и знаний в финансовых вопросах для того, чтобы объективно оценивать ситуацию и потенциал меняющегося рынка. Как мы видим, сейчас ведущие банки делают акцент на сервисах для премиальных клиентов, поскольку потенциально в этом сегменте банк может извлечь наивысший доход, принимая на себя минимальные риски. Конкуренция за клиентов Premium растет. Однако Райффайзенбанк в Новосибирске чувствует себя достаточно уверенно, поскольку мы были в числе первых, кто начал развивать данное направление, а значит наш опыт, сервис и доверие клиентов достаточно высоки.
Яков Гинзбург:
Поскольку крупные вклады, остатки на счетах клиентов полностью не подпадают под систему страхования, то их наличие и прирост означает рост доверия к банку. А для руководителей Банка – желание оправдать это доверие, тем более, что чаще всего с клиентами этого сегмента руководители встречаются «глаза в глаза».