Новосибирские работодатели всё чаще выдают своим работникам "зарплату в конверте"
Работники, ушедшие от работодателей, осмелились рассказать всю правду о своих зарплатах. Аналитики обнаружили, что 40% оказавшихся без работы получали на предыдущем месте "зарплату в конверте".
Новосибирские власти решили отследить, как распространяется теневая зарплата среди компаний. Социологи Новосибирского госуниверситета экономики и управления совместно с Министерством труда, занятости и трудовых ресурсов провели соответствующее исследование. Однако для него обратились не к работодателям, а к бывшим сотрудникам, которым уже нечего скрывать.
Среди 1951 работника, обратившегося на "биржу труда", 25,1% получает часть зарплаты официально, 8,8% - полностью неофициально. В целом же доля работников, получающих теневую зарплату, составляет около 40%. Каждый четвертый был вынужден при трудоустройстве подписать соглашение о неразлашении условий договора.
Чаще всего с теневой зарплатой сталкиваются особенно распространена в сферах торговли, строительства и в сфере обслуживания.
Социологи из НГУЭУ проводят данное исследование уже в третий раз. Первое было в 2008 году, а второе в 2010-м. При этом негативная тенденция по сравнению с первым исследованием усиливается: тогда частично официальную зарплату получали 15%, а полностью неофициальную только 7,5%. За семь лет подписки о неразглашении условий договора тоже стали требовать намного чаще - ранее показатель составлял 15,3%.
Партнер Юридического Агентства "ЭКВИ" Астрик Рашоян рассказала DK.RU, что работник и работодатель вправе предусмотреть в трудовом договоре условия о неразглашении охраняемой законом тайны - государственной, служебной, коммерческой, иной. Такие условия могут быть включены в абсолютно любой трудовой договор независимо от организации – государственной или коммерческой:
"Поэтому если стороны договора указали размер заработной платы в качестве конфиденциальной информации, то она не подлежит разглашению. Разглашение работником сведений, которой стороны придали статус конфиденциальной, может повлечь за собой увольнение работника, поскольку работодатель имеет право по своей инициативе прекратить отношения с работником, допустившим разглашение тайной информации".
Однако не всегда дело заканчивается только увольнением:
"Разглашение также может повлечь за собой для работника обязанность возместить работодателю понесенный материальный ущерб. Применительно к разглашению сведений о размере заработной платы, условиях ее выплаты и т.п. к такому материальному ущербу работодатель может отнести санкции, наложенные Трудинспекцией, налоговыми и иными органами", – отметила эксперт.
Решения работодателя об увольнении или возмещении материального ущерба могут быть оспорены работником в Трудинспекции и суде.
"От того, как описаны условия договора, какие доказательства приводит каждая из сторон, зависит исход дела. Например, работодателю нужно будет доказать факт причинения материального ущерба, его размер, а также и то, каким образом разглашение информации привело к возникновению ущерба. В некоторых случаях суды выясняют, насколько законно или вообще необходимо для сторон условие о конфиденциальности конкретной информации. Если суд не усмотрит такой необходимости или посчитает такое условие незаконным, он примет решение о необоснованности увольнения работника или возложения на него обязанности возместить материальный ущерб".