Новосибирские ученые нашли способ увеличить пробег электромобилей

Разработку, которая, возможно, изменит автомобильную промышленность, представили в Новосибирске.

Команда ученых из НГУ и Института катализа СО РАН изобрела катализатор для реакции, работающей на увеличение пробега электромобилей. Актуальность разработки объясняется тем, что спрос на электромобили растет — обладают бесшумным ходом и неплохими динамическими характеристиками, и как городской транспорт они способстсвуют улучшению экологической обстановки. Однако возможность их использования для дальних поездок, что особенно актуально для российских реалий, пока выглядит затруднительным из-за ограниченной емкости существующих батарей и медленной зарядки.

Решить эту проблему призваны специальные устройства, называемые «увеличители пробега» или «range-extenders», которые, работая на каком-либо из видов традиционных или возобновляемых топлив (бензин, дизель, биоэтанол и др.) с максимальным КПД, медленно подзаряжают батарею, увеличивая максимальную дальность пробега электромобиля на 50-100 % с минимальным расходом топлива, — делятся в НГУ.

Применение в качестве генераторов энергии для таких устройств не традиционных двигателей внутреннего сгорания, а низкотемпературных топливных элементов с протон-обменной мембраной (ПОМ ТЭ) благодаря их высокому КПД, бесшумности работы и низкому весу, видится ученым наиболее перспективным.

Обычно в качестве топлива для ПОМ ТЭ используется водород, который, как правило, производится на крупных предприятиях и хранится в баллонах высокого давления. Однако, такое решение не эффективно для применения на автотранспорте в силу высокого веса и соображений безопасности. Альтернативным решением является получение водорода для питания ПОМ ТЭ непосредственно на борту автомобиля из какого-либо вида топлива, например, бензина. В этом случае удается избежать проблем, связанных с хранением водорода, и использовать хорошо развитую инфраструктуру автозаправочных станций, — говорится в сообщении пресс-службы университета.

Разработчики уверены, что получение водорода на борту автомобиля может быть реализовано в виде многоступенчатого каталитического топливного процессора:

Одной из главных проблем в этой области является финальная стадия глубокой очистки от моноксида углерода (СО), который является ядом для ПОМ ТЭ, водородной смеси, которая содержит около 1 % СО, 10 % Н2О и 20 % СО2 помимо водорода. В качестве решения было предложено селективно гидрировать весь СО в смеси до метана (СН4), при этом «не трогая» избыток СО2.

Катализатор для этой реакции как раз и придумала команда ученых из Новосибирского государственного университета и Института катализа СО РАН.

Если в двух словах, мы синтезировали очень активный в обеих реакциях Ni/CeO2 катализатор. Поняли, что реакции гидрирования СО и СО2 протекают на разных участках поверхности катализатора. И селективно закрыли центры на поверхности оксида церия, на которых активируется СО2, добавками хлора. В наших последних статьях обсуждается выбор хлора в качестве допирующего агента и то, как эти добавки работают. Получился такой сплав фундаментальной науки со вполне вероятным практическим применением, — рассказывает кандидат химических наук, заместитель декана Факультета естественных наук и сотрудник САЕ «Низкоразмерные гибридные материалы» НГУ Дмитрий Потемкин.

Самое читаемое
  • Штурм головного офиса Wildberries с перестрелкой и убитыми. Что известно?Штурм головного офиса Wildberries с перестрелкой и убитыми. Что известно?
  • Вандалы разрубили золотого льва Андрея СимановскогоВандалы разрубили золотого льва Андрея Симановского
  • Владиславу Бакальчуку предъявили обвинение в убийстве и задержали на 48 часовВладиславу Бакальчуку предъявили обвинение в убийстве и задержали на 48 часов
  • Татьяна Бакальчук стала беднее почти в два разаТатьяна Бакальчук стала беднее почти в два раза
  • Все банки Турции хотят прекратить работу с РоссиейВсе банки Турции хотят прекратить работу с Россией
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.