Новосибирский эксперт — о состоянии рынка коммерческой недвижимости и доминанте арендатора
Как себя чувствует рынок коммерческой недвижимости Новосибирска? Какие тенденции господствуют сейчас, как смещаются акценты и какова роль у арендодателя и арендатора?
Президент Клуба управляющих бизнес-центрами Татьяна Гениберг отмечает, что на новосибирском рынке коммерческой недвижимости настало время арендаторов: для некоторых компаний кризис открыл горизонты развития, и они агрессивно захватывают освобождающиеся сегменты рынка — выбирают лучшие помещения с высоким трафиком по низким ценам.
«При этом в процессе торгов ставка может быть снижена в 2 раза от первоначально озвученной, а в договор включаются ограничения по росту арендных платежей в будущем».
Как отмечает эксперт, такая тенденция характерна в основном для стабильных московских и региональных компаний. При этом федеральные игроки идут в регионы, а региональные сети выходят на межрегиональный уровень.
В последнее время стало заметно, что спрос смещается в сторону объектов класса С. Их востребованность растет несмотря на то, что они предлагаются без должного ремонта, выбор объясняется низкой стоимостью.
Татьяна Гениберг приводит следующую статистику: в прошлом году основу спроса составили компании, занимающиеся продуктами питания (50%) и товарами для дома (11%). А вот сегменты «автокомпонены», «одежда и обувь» кризису противостоять не смогли: многие компании просто ушли с рынка.
«Сейчас в Новосибирске в полную силу развивается сетевой бизнес. Прежде всего, продуктовый ритейл: "Магнит", "Холидей", "Ашан", MetroCash&Carry. Входит в Новосибирск X5 RetailGroup, приобретя местную сеть "Авоська" и планируя дополнительно открыть еще 20 магазинов, а «Монетка» планирует вдвое увеличить свое присутствие в городе", — объясняет президент КУБа.
Эксепрт констатирует, что сети переходят на наиболее рентабельные форматы магазинов «У дома», но и их уровень значительно меняется:
«Такие торговые точки превращаются в чистые аккуратные магазины со свежими продуктами и широким ассортиментом. Отсюда и спрос на помещения площадью 200-400 "квадратов" на первых этажах зданий, с высокой проходимостью».
Поскольку даже крупные сети зачастую не в состоянии купить такое количество недвижимости (а в городе одновременно открываются до 20 торговых точек одной компании), то они будут ее преимущественно арендовать, уверена Татьяна Гениберг:
«И при определении цены московские арендаторы опираются на жесткие расчеты проходимости, среднего чека покупки, расчета выручки и, исходя из этого, предлагают собственнику обоснованную рассчитанную арендную ставку, практически не торгуясь».