Новосибирский юрист рассказала о рисках в продвижении интернет-магазина
Как не попасть впросак, размещая рекламу магазина, его предложения и акции? юрист поделилась примерами из жизни рассказала, чего делать не стоит.
Старший юрист компании «Интелайт» Ирина Бабинцева
Продвигай, не нарушай! Какие есть риски в продвижении интернет-магазина?
Часто для развития бизнеса достаточно сделать интернет-магазин и разрекламировать его. Поговорим о том, что нужно помнить при продвижении интернет-магазина.
«Продвигай, не нарушай!» – с такой темой я выступила на конференции по вопросам интернет-торговли E-SIB 2017. Надеюсь, что тезисы выступления будут полезны читателям блога.
Согласно исследованию Ассоциации интернет-торговли и компании Admitad, локальный рынок интернет-торговли в 2016 г. вырос на 14,4 %, трансграничный рынок интернет-торговли в 2016 г. вырос на 37,7 %.
Рынок вырос, поэтому тема правовых вопросов интернет-торговли стала популярной среди предпринимателей. Это видно по запросам, которые мы получаем от клиентов.
Иногда можно нарушить закон, но получить больше эффекта по сравнению с убытками, связанными с нарушением.
Составила список основных вопросов, которые требуют проработки при продвижении интернет-магазина.
1. Реклама или публичная оферта.
Часто в рекламе встречается «не является публичной офертой». Что это такое?
Публичная оферта – это предложение со всеми существенными условиями договора, из которого усматривается воля лица, делающего предложение заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется.
Реклама же и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении.
Грань между понятиями тонка, на первый взгляд, но последствия различаются. Как только вы разместили публичную оферту и получили ответ на нее, договор считается автоматически заключенным. Если вы не выполните свои обязательства по договору, то вас могут привлечь к ответственности за его неисполнение.
Чтобы минимизировать риски потребительского экстремизма, который нарастает с каждым днем, лучше указать информацию о том, что предложение не является публичной офертой.
Даже если нет этой оговорки, но были упущены существенные условия договора, то суд может сделать вывод об отсутствии публичной оферты.
Так, в 2016 году суд рассмотрел дело компании «Медиа-Маркт-Сатурн» против Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области.
Суд сделал вывод: «…предложение товара на сайте www.mediamarkt.ru не может рассматриваться как публичная оферта продавца, поскольку оно не содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи, в том числе, об адресе продавца, о порядке оплаты товара и его доставке, акцепте одним из предложенных продавцом способом».
2. Отправка рекламы без согласия абонента.
Мы все получаем смс с рекламой. Я их получаю очень много и порой уже не помню, давала я свое согласие на получение рекламы или нет. Законно ли мне отправлять смс с рекламой, если я не давала согласие на ее получение? Нет, это незаконно.
Ответственность за рассылку смс без получения согласия абонента несет рекламораспространитель.
Рекламорастространителем может быть как сама компания, которая производит или продает товары, оказывает услуги, так и компания, которая оказывает рекламные услуги по рассылке смс.
В 2015 году наложили штраф на компанию «ДЕВИНО ТЕЛЕКОМ», которая оказывала услуги по рассылке смс в интересах компании «Эльдорадо». Штраф был наложен в размере 50 000 рублей.
Компания «ДЕВИНО ТЕЛЕКОМ» распространяла смс: «Скидка 11 % в интернет-магазине Эльдорадо с 23:00 до 04:00 30 ноября! Кодовое слово СУПЕРНОЧЬ, Подробнее на www.eldorado.ru»; «Грандиозное снижение цен! Скидки до 60 %! Черная пятница в интернет-магазине Эльдорадо! Только до 30 ноября! www.eldorado.ru».
В этом деле компания «Эльдорадо» избежала ответственности, так как не сама распространяла смс.
3. Реклама товаров, которые нельзя рекламировать.
Есть ряд товаров, которые нельзя рекламировать: например, табак и табачная продукция. Компания «Тиан» разместила на своем сайте http://smokeall.ru/ информацию о продаже сигар производителя Vasco Da Gama.
Антимонопольная служба посчитала, что компания «Тиан» разместила именно рекламу сигар, поскольку информация о сигарах предназначалась для неопределенного круга лиц; формировала интерес к конкретному товару — сигарам «Vasco Da Gama»; имела цель реализовать данную продукцию.
Так как реклама табачной продукции запрещена, компания «Тиан» нарушила закон.
4. Отсутствие в рекламе информации о продавце.
В рекламе должны быть указаны сведения о продавце товаров:
— для юридических лиц – наименование, место нахождения и регистрационный номер;
— для индивидуальных предпринимателей – фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер.
Компания «ККТ» разместила на стене здания рекламу своего интернет-магазина: «Акция: товар за рубль. Интернет-магазин www.kkt-nk.ru РАССРОЧКА без процентов 0/0/24».
Антимонопольная служба признала рекламу ненадлежащей, так как в рекламе не были указаны сведения о самой компании.
5. Использование чужой интеллектуальной собственности без разрешения.
Чаще всего в рекламе используют именно товарные знаки конкурентов, чтобы переманить потребителей. Нельзя использовать чужие товарные знаки в рекламе, в том числе в контекстной. Реклама контрафактного товара также является нарушением права на товарный знак.
«Все же так делают», – говорят мне на каждом семинаре по защите прав на товарные знаки.
«Но это не означает, что это законно», – отвечаю я.
Так, компания «Юлмарт» разместила контекстную рекламу «Эльдорадо низких цен! Здесь!» в рекламной сети «Яндекс». Суд установил, что компания нарушила права на товарные знаки компании «Эльдорадо» и обязал выплатить компенсацию в размере 2 500 000 рублей. Другой показательный пример из практики: на сайте http://kupitigra.ru/ разместили объявление о продаже товара с незаконно нанесенным товарным знаком компании «Плазмик».
Суд признал нарушителем владельца сайта, на котором была размещена информация о продаже контрафактного товара.
Нельзя использовать чужие фотографии при продаже товаров через интернет-магазин без разрешения. Есть риск привлечения к ответственности и за нарушение авторских прав, и за нарушение прав на изображение лица. «Звезды» вынуждены предъявлять требования о запрете использования их фотографий.
Так, в интернет-магазине http://petitpas-shop.com были использованы фото Сати Казановой. Суд присудил Сати Казановой 70 000 р. компенсации морального вреда и обязал интернет-магазин удалить фотографии.
Это основные вопросы, которые возникают у собственника при продвижении интернет-магазина. Принимать или не принимать риск привлечения к ответственности за нарушение закона – это вопрос стратегии развития бизнеса.
Всегда можно проконсультироваться с юристом по вопросам продвижения интернет-магазина и по поводу минимизации убытков, связанных с нарушением закона.