Новые тренды новогоднего отдыха
Рост интереса к Белокурихе – долгосрочный тренд: на каникулы и в новый год - приезжают тремя поколениями
В 2017году новогодние каникулы для российского турбизнеса пройдут под знаком обновления – свежих трендов столько, что впору говорить о «ротации реальностей» в туристическом бизнесе. А главное, турбизнес понял, что нужно делать с белой деталью бренда «Россия» - с зимой.
Во-первых, радикально поменялся перечень главных игроков. Вместо привычной триады «Египет, Таиланд, Турция» в речи туроператоров и клиентов зазвучали новые топонимы – Доминикана, Грузия, Южный Китай. И если Таиланд и Турция слегка сместились вниз по вертикали приоритетов, то Египет, похоже, выбыл из игры всерьез и надолго. По данным Российского союза туриндустрии, за шесть месяцев 2016 года количество россиян, отдохнувших за границей, снизилось на 28% по сравнению с тем же периодом 2015 года.
Статистической сенсацией внешнего сектора стали Грузия и Доминиканская республика, где наблюдается прирост 118% и 167% соответственно. В секторе внутреннего туризма главным трендом оказалась влюбленность в русскую зиму, а лидерами списка туристических мест стали Великий Устюг, Шерегеш и Алтай, для которых зима – важнейший компонент их genius loci – духа места, регионального эго.
И именно Алтайский край стал победителем премии National Geographic Traveler Awards 2016 в номинации «Российский приключенческий отдых», набрав 25 % голосов. На втором месте оказалась Камчатка (22 %), на третьем — Республика Карелия (14 %). Кроме того, Алтай получил «серебро» в номинации «Этнический отдых» (20 % голосов), уступив Хакасии и обойдя Якутию. Голосование проводило российское подразделение NG на своем сайте nat-geo.ru.
То, что зима может быть ликвидным туристическим продуктом, доказано опытом Норвегии и особенно Финляндии. Скандинавская зима по колориту ощутимо выигрывает у скандинавского лета и продается хорошо. Правда, основные потребители скандинавской зимы – это жители теплых и бесснежных стран Европы, а также и японцы, страстно влюбчивые в любую экзотику.
Русская же зима обрела ценителей именно в России. Этот феномен удивил экспертов, но не потряс – интерес к зимнему отдыху был подогрет еще олимпиадой в Сочи. Потребовался всего один сезон, чтобы в коллективном сознании Сочи обрел титул круглогодичного курорта – рост интереса к активному отдыху, преимущественно горнолыжному, отмечают все крупнейшие туроператоры. Единственным, но ощутимым сдерживающим фактором для публики, чуткой к финансовой стороне своих новогодних планов, является сопоставимая с европейскими зимними курортами цена. Но рынок уже готов предложить альтернативы.
Для туристического рынка вообще свойственна дихотомическая структура – тут всегда можно найти аналоги и альтернативы. Великий Устюг – наш ответ финской вотчине Санта-Клауса, Сочи – наша «Лазурка» или Куршавель (в зависимости от сезона), Санкт-Петербург – Северная Венеция, А Шерегеш и алтайская Белокуриха – аналог собирательно-обобщенных Альп – и швейцарских, и французских, и итальянских. Причем, Шерегеш и Белокуриха обыгрывают разные грани своих европейских первообразов. В Шерегеше доминирует горнолыжная, спортивно-экстремальная, отчетливо молодёжная тематика. Белокуриха, несмотря на то, что имеет свой горнолыжный кластер, воспринимается публикой и сознательно позиционируется как пространство респектабельного курортного релакса. Этакое сибирское Виши.
Примечательно, что все популярные ныне места зимнего отдыха оказались в едином топ-листе «Big Five», сформированным сайтом RoomGuru.ru. Специализация этого сайта – поиск и бронирование отелей и апартаментов, так что исследование в принципе было не умозрительным, а сугубо фактологическим. Анализ запросного потока на период с 30 декабря 2016 года по 8 января 2017 года показал, что Шерегеш – на втором месте в «Большой Пятёрке», а Белокуриха – на пятом. Возглавила список Красная Поляна, что, впрочем, было вполне ожидаемо. Так что даже «не золотые» места Белокурихи и Шерегеша – прорыв более интригующий. Сразу две сибирских локации в туристическом фронт-листе – это факт-вспышка. А в рейтинге ценового комфорта Белокуриха и вовсе оказалась лидером. По данным RoomGuru.ru, здесь самый дешевый суточный отдых на одного человека – 3100 рублей (за отель, завтрак и ски-пасс). В Шерегеше сутки обойдутся на 100 руб. дороже.
Аудитория Шерегеша и Белокурихи – это люди близкого социального типажа, но отнюдь не близнецы. В Шерегеш едут молодые горожане, для которых горные лыжи или сноуборд – главное хобби, и сам повод ждать зиму, когда максимальная гарантия снега, интригующее разнообразие трасс и плотное сообщество единомышленников, – главные доводы. Белокуриха же характерный выбор тех, кто хочет не столько хлебнуть адреналина, сколько отдохнуть от стресса хмурой городской зимы. Архетип гостя Шерегеша – одиночка в яркой экипировке или молодая пара такого же обличия, архетип гостей Белокурихи – молодая семья с ребенком или зрелая супружеская чета. На каникулы и в новый год - приезжают тремя поколениями.
Рост интереса к Белокурихе – долгосрочный тренд, наметившийся еще вначале 2010-х и нарастающий с каждым очередным сезоном. Это подтверждается и общими наблюдениями, и впечатлениями конкретных игроков рынка.
«В новогодние каникулы 2015-16 гг. заполняемость номеров у нас была тотальной, стопроцентной – отмечает генеральный директор санатория «Родник Алтая» Андрей Петухов. – В грядущие каникулы мы ожидаем ту же картину. Просто судим по временной дельте клиентской активности – бронирование зимних путёвок началось еще в сентябре, за октябрь продана большая часть стандартных номеров, а также все номера повышенной комфортности, а запросы начались еще в разгар летнего сезона. И мне, кстати, эти мотивации и на личном уровне понятны. Именно зима подчеркивает экологическую безупречность Белокурихи. Снег здесь девственно бел всю зиму, а воздух хрустально чистый и буквально вкусный. Зимний воздух вообще самый «оттеночный».
Туризм Белокурихи – это либо лечение и оздоровление под присмотром врачей (например, лечебное отделение «Родника Алтая» паузу берет лишь на 1 января), либо оздоровительно-тонизирующие процедуры для снятия сити-стресса, для укрепления иммунитета, да и просто для удовольствия.
Впрочем, это не отменяет и эмоциональной образности такой концепции – по визуальной яркости, по щедрости на впечатления Белокуриха сопоставима и с центрами классического созерцательного туризма. Эпическая красота Алтая не оставляет равнодушными ни гостей из столичного региона, ни туристов из Восточной Сибири и Дальнего Востока.
«Здешняя ландшафтная красота – это объективная реалия, спасибо за это природе, - констатирует Андрей Петухов. – А над имиджевой составляющей мы работаем постоянно. Например, для каждого очередного Нового года у нас новый художественный концепт. В прошлом году мы совершили беспрецедентное для отрасли - всем гостям (а их было более 550 человек) дарили новогодний банкет и программу. Единовременно работали пять залов с полноценным банкетным обслуживанием, ведущими, аниматорами и разнообразными развлечениями. Гости санатория имели возможность сами выбирать концепцию зала по своему вкусу. В этом году санаторий делает на все новогодние каникулы предложение «ультра ол инклюзив»: все дополнительное питание (за рамками обычной путевки), напитки, экскурсии и весь досуг от санатория будет бесплатным. Гораздо богаче будет и зимняя инфраструктура санатория. Новогодняя ночь с банкетом и салютом также не требует дополнительной оплаты. С экономической точки зрения такие вложения не вполне оправданы. Однако мы понимаем, что на новогодние каникулы люди едут в большей степени за впечатлениями, и нам важно подарить принципиально новое качество новогодней Белокурихи.
Конечно, с каждым очередным сезоном хорошеет и меняется весь курорт, поэтому тут не надоедает. Показательно, в 2016 каждый пятый наш гость – это гость, приехавший повторно».
Словом, отечественная туриндустрия научилась конвертировать и продавать русскую зиму – пожалуй, самый яркий и неоднозначный компонент национального бренда. Причем, продавать его не только иностранцам, взыскующим экзотики, но и нам самим. Мы, как говорится, зиму уже видели, но, оказалось, её можно подавать как красоту ненаглядную. Просто правильно и в нужном месте.