Обзор: Автоматизация розничной торговли
эксперты Дмитрий Акопов руководитель отдела консалтинга компании «ДатаКрат-С» Андрей Герасько коммерческий директор компании «Быстроном» Наталья Ильина исполнительный директор ресторанного направле
эксперты
Дмитрий Акопов
руководитель отдела консалтинга компании «ДатаКрат-С»
Андрей Герасько
коммерческий директор компании «Быстроном»
Наталья Ильина
исполнительный директор ресторанного направления компании «Септима»
Олег Ким
начальник отдела дистрибуции и работы с партнерами компании «Софт-Сиб»
Андрей Попов
коммерческий директор компании «ШТРИХ-М Новосибирск»
Виталий Плотников
коммерческий директор компании «РКС Сервис Сибирь»
По разным оценкам, на новосибирском рынке работает около 50 компаний-интеграторов систем автоматизации. Однако, по словам руководителя отдела консалтинга компании «ДатаКрат-С» Дмитрия Акопова, жесткой конкуренции между компаниями нет. «На крупных тендерах мы сталкиваемся только с федеральными игроками, местным компаниям остаются несложные работы — обслуживать кассы, устанавливать небольшие фрагменты типовых решений», — говорит Акопов. Опрошенные «ДК» участники рынка среди крупных компаний, работающих на новосибирском рынке: «ШТРИХ-М Новосибирск», «РКС Сервис Сибирь», «Софт-Сиб», «Центр КИС» а также «Гамбит», «ДатаКрат-С», «ККМ Сервис».
По словам коммерческого директора компании «ШТРИХ-М Новосибирск» Андрея Попова, каждая компания отличается набором ПО и оборудования. «Софт-Сиб» предлагает программу «Домино» (складская программа), «Профи-Т» (рабочее место кассира), оборудование POS-систем компании Fuji. «ДатаКрат-С» предлагает фронт-офисные решения «Кристалл» и «ДК-Фронт», программный комплекс «S-Market» и POS-системы Hewlett Packard. «ШТРИХ-М Новосибирск» предлагает решения на основе 1С: «ШТРИХ-М: Торговое предприятие», «ШТРИХ-М: Ресторан» и «ШТРИХ-М: Кассир», «Центр КИС» предлагает для своих клиентов решения по автоматизации на базе типовых решений 1С», — перечисляет Попов.
Процесс автоматизации рынка начался в середине 1990-х гг. с крупных сетевых магазинов и супермаркетов, когда у них появилась необходимость введения систем штрихкодирования и учета товаров. «Если еще 5 лет назад автоматизировались магазины, площадь торговых залов которых превышала 300 кв. м, и мы даже не предлагали наши услуги магазинам меньшей площади, то сейчас систему самообслуживания стремятся поставить магазины площадью 50 кв. м», — говорит коммерческий директор компании «РКС Сервис Сибирь» Виталий Плотников.
По словам начальника отдела дистрибуции и работы с партнерами компании «Софт-Сиб» Олега Кима, еще три года назад соотношение мелких и крупных клиентов в портфеле компании было примерно равным. «Сейчас 70% клиентов — небольшие компании, и только 30% — крупные ключевые клиенты», — отмечает он. По его словам, три года назад обороты «Софт-Сиба» росли на 30% ежегодно. «Это происходило без каких-либо особой усилий с нашей стороны, обороты росли вместе с рынком. Сейчас мы наблюдаем стабилизацию рынка. Оборот «Софт-Сиба» по сравнению с прошлым годом практически не вырос», — сетует Ким.
Андрей Попов считает, что спрос на автоматизацию смещается от крупных гипермаркетов в сторону небольших сетей магазинов. «Оба формата динамично развиваются независимо друг от друга. Новосибирск осваивают крупные федеральные гипермаркеты — «Лента», «Моссмарт» и др. Активно развивается формат сетевых супермаркетов, в их числе — «Пятерочка», «Мария-Ра», «Поляна». На рынке продовольственной розницы происходит дифференциация — так, из сети гипермаркетов «Сибирский гигант» выделилась сеть супермаркетов «Горожанка». Единственный формат, который, по нашему мнению, не будет развиваться, — локальные магазины у дома», — говорит он.
По словам Дмитрия Акопова, крупные сетевые компании требуют более узких решений, тогда как небольшие магазины только начинают комплексную автоматизацию. «Если раньше супермаркеты обходились фронт- и бэк- офисами, то сейчас им нужен хед-офис, система управления товародвижением, управления всем бизнесом. Кроме того, у крупных ритейлоров есть узкоспециализированные задачи — инвентаризация, управление торговым залом, мерчендайзинг, борьба с очередями. Кроме того, для крупных игроков стало важным получить ликвидную систему товародвижения. Многие торговые сети, готовя к продаже бизнес, стараются проводить автоматизацию на популярных для иностранных менеджеров системах, тех, которые будут востребованы за рубежом, — Microsoft Dynamics, SAP R3. Эти решения стоят в десятки раз дороже, чем отечественные системы, и, к сожалению, во многих случаях они работают менее эффективно», — говорит Акопов.
Приход федеральных ритейлоров заставляет мелкие магазины развивать конкурентные преимущества — вводить системы самообслуживания, мерчендайзинг, более эффективно использовать торговую площадь и т.д. Это и рождает спрос на системы автоматизации. Примерно те же тенденции действуют и в сфере автоматизации общепита. Крупные заведения уже давно автоматизированы, спрос генерируют только новые кафе и рестораны.
Крупные сети уже давно имеют постоянные связи с интеграторами, значительного передела рынка не будет, уверены участники рынка. Однако до сих пор на рынке бывают передвижения — в основном их причиной становятся сделки слияния-поглощения торговых компаний, а также техническое перевооружение компаний.
Эксперты «ДК» уверены, что рынок автоматизации розницы хоть и не развивается активно, но все еще далек от стагнации. Этому способствует начавшееся в последнее время переоснащение технического парка торговых компаний. «В среднем программное обеспечение устаревает за три-пять лет, оборудование — примерно за 8 лет, так что многие крупные торговые компании уже подумывают над тем, куда двигаться дальше, поскольку подошли к пределу роста производительности установленных у них систем», — говорит Дмитрий Акопов.
О планах переоснащения заявили практически все крупные ритейлоры — «Холидей» обновляет программное обеспечение и парк оборудования в связи с объединением с «Корой», начинает техническое перевооружение и сеть магазинов «Квартал», о замене парка оборудования объявила торговая сеть «Быстроном». Коммерческий директор компании «Быстроном» Андрей Герасько отмечает, что компания выбрала поставщика для переоснащения магазинов. «В выборе интегратора учитывалась цена контракта и сервис, который предлагает компания. По нашему мнению, интеграторы сильно завышают стоимость услуг — из 2-3 компаний, предложивших свои услуги, была выбрана та, которая предложила наиболее приемлемую цену», — рассказываетит Герасько. По его словам, «Быстроном» планирует до конца года определить, на какой платформе будет установлена система автоматизации. «Оборудование фронт-офиса мы меняем, как только оно устаревает — как правило, там устанавливается оборудование штрихкодирования и коробочное программное обеспечение. Наиболее дорогая часть — оснащение бэк-офиса. Мы планируем установить программное обеспечение иностранных производителей», — говорит Герасько.
Ресторанный бизнес еще не задумывается о техническом переоснащении. «Большинство кофеен в Новосибирске работает не более четырех-пяти лет, — говорит исполнительный директор ресторанного направления компании «Септима» Наталья Ильина. — За обновлением программного обеспечения хед-офиса следит ИТ-служба головной компании, и оно проводится регулярно. Переоборудование самих кофеен проводится по мере необходимости, масштабная замена в ближайшее время не ожидается».
Дополнительным стимулом для рынка может стать вторая технологическая революция (первая — эпоха внедрения штрихкодирования). Скорее всего, она будет связана с развитием технологии радиочастотной идентификации (RFID), которая остается еще слишком дорогой для массового использования в ритейле. По словам Попова, технология RFID позволяет считывать информацию о товаре, не доставая его из корзины. «Корзина проносится мимо кассового бокса, и тут же на экране кассира отражается информация о том, что находится в корзине, — поясняет Попов. — Единственный фактор, который мешает распространению RFID технологии, — это цена меток. Пока она находится в пределах $1, метка штрихкода как минимум в 100 раз дешевле, что немаловажно при больших количествах товара». Олег Ким говорит, что из-за высокой стоимости технологии в Новосибирске нет ни одного проекта внедрения. «Скорее всего, RFID-технология будет пользоваться популярностью не у ритейлоров, а у логистических центров», — рассуждает он.
Лидеры рынка систем автоматизации уже достаточно квалифицированы, чтобы устанавливать ERP-системы, однако пока такие проекты также слишком дороги. «Стоимость ERP-системы в среднем составляет $1-1,5 млн, такие решения выберет только крупный бизнес. Сейчас в основном автоматизируются небольшие магазины на 2-3 кассы, стоимость таких решений зависит от размеров магазина, от количества транзакций, от размера сети магазинов, от сложности автоматизации, возможности проведения маркетинговых акций и т.д. Небольшие магазины готовы потратить не более $50 тыс.», — говорит Виталий Плотников.
Рентабельность бизнеса компаний-интеграторов падает, по словам Андрея Попова, цена на решения за 5 лет снизилась на 60%. Компании стремятся предлагать дополнительные услуги — продают банковское оборудование, разрабатывают и поддерживают сайты компаний, устанавливают сигнализации, антикражное оборудование, витрины, оборудование для баров и ресторанов, оборудование для АЗС, офисные АТС и т.д. Андрей Попов говорит, что компания «ШТРИХ-М Новосибирск» стремится сдавать объекты «под ключ». «В сфере торговли продуктами питания мы можем полностью самостоятельно оборудовать торговый зал — мы производим собственное холодильное, стеллажное оборудование, кассовые блоки, POS-системы и т.д. Также «под ключ» мы сдаем торговые залы и для непродуктовой розницы, мы не выполняем только эксклюзивных дизайнерских решений, которые часто используются в интерьере бутиков. «ШТРИХ-М Новосибирск» может также комплексно выполнить проект АЗС. Сейчас компания анализирует возможность производства оборудования для пищевой промышленности, чтобы также иметь возможность сдавать рестораны «под ключ». В сентябре компания введет в эксплуатацию программу автоматизации парковочного бизнеса», — рассказывает Андрей Попов. Он также отмечает, что растет спрос на автоматизацию киосков, небольших торговых точек. «Сейчас есть технологии, каналы связи, чтобы объединить большое количество киосков в единую информационную сеть. Растет спрос на автоматизацию автотранспорта, оборудование, позволяющее рассчитываться пластиковыми картами, также востребованы решения для автоматизации парковочных площадок», — перечисляет Попов.
На давно сформировавшемся рынке автоматизации торговли любая крупная компания имеет собственное сервисное подразделение. Впрочем, если некоторым компаниям сервис просто помогает выигрывать тендеры и не является коммерческим направлением, то для других — это отдельное направление бизнеса, которое приносит до 50% оборота. Так, Олег Ким рассказывает, что сервис в последние три-четыре года приносит почти половину оборота компании «Софт-Сиб». «До этого времени сервис рассматривался лишь как весомый аргумент в тендерах. Однако с приходом на новосибирский рынок московских ритейлоров клиентов на оказание сервиса стало больше, чем клиентов на поставки оборудования и программного обеспечения. Я считаю, что в перспективе компании будут продавать оборудование и программное обеспечение практически без накруток и будут зарабатывать только на сервисе», — рассказывает Ким.
Пока для заказчиков решающим фактором выбора компании является низкая цена контракта, но, по словам Дмитрия Акопова, в последнее время начинает перевешивать уровень профессионализма интегратора и качество послепродажного сервиса.
Андрей Попов подтверждает, что компании продают оборудование практически на уровне себестоимости: «Компания, заключая контракт, заработывает на услугах: установке, обучении, последующем обслуживании. Это не сказывается положительно на развитии компаний-интеграторов, их маржа уменьшается, а компания должна содержать штат дорогостоящих сотрудников», — говорит он.
Части бизнес-процесса, которые подлежат автоматизации:
управление финансами
управление персоналом
управление закупками
управление продажами
управление перевозками
управление складом
управление проектами
управление качеством
управление ценами
управление маркетингом
управление сервисным обслуживанием
Источник: www.cnews.ru