Обзор: Автоматизация розничной торговли

эксперты Дмитрий Акопов руководитель отдела консалтинга компании «ДатаКрат-С» Андрей Герасько коммерческий директор компании «Быстроном» Наталья Ильина исполнительный директор ресторанного направле

Бурный рост рынка автоматизации розничной торговли и ресторанов прошел. Однако вслед за гипермаркетами и крупными торговыми сетями начинают автоматизироваться и небольшие магазины. Интеграторы видят перспективы в работе с торговыми точками «под ключ», автоматизации логистических комплексов и АЗС.

эксперты
Дмитрий Акопов
руководитель отдела консалтинга компании «ДатаКрат-С»
Андрей Герасько
коммерческий директор компании «Быстроном»
Наталья Ильина
исполнительный директор ресторанного направления компании «Септима»
Олег Ким
начальник отдела дистрибуции и работы с партнерами компании «Софт-Сиб»
Андрей Попов
коммерческий директор компании «ШТРИХ-М Новосибирск»
Виталий Плотников
коммерческий директор компании «РКС Сервис Сибирь»

По разным оценкам, на новосибирском рынке работает около 50 компаний-интеграторов систем автоматизации. Однако, по словам руководителя отдела консалтинга компании «ДатаКрат-С» Дмитрия Акопова, жесткой конкуренции между компаниями нет. «На крупных тендерах мы сталкиваемся только с федеральными игроками, местным компаниям остаются несложные работы — обслуживать кассы, устанавливать небольшие фрагменты типовых решений», — говорит Акопов. Опрошенные «ДК» участники рынка среди крупных компаний, работающих на новосибирском рынке: «ШТРИХ-М Новосибирск», «РКС Сервис Сибирь», «Софт-Сиб», «Центр КИС» а также «Гамбит», «ДатаКрат-С», «ККМ Сервис».

По словам коммерческого директора компании «ШТРИХ-М Новосибирск» Андрея Попова, каждая компания отличается набором ПО и оборудования. «Софт-Сиб» предлагает программу «Домино» (складская программа), «Профи-Т» (рабочее место кассира), оборудование POS-систем компании Fuji. «ДатаКрат-С» предлагает фронт-офисные решения «Кристалл» и «ДК-Фронт», программный комплекс «S-Market» и POS-системы Hewlett Packard. «ШТРИХ-М Новосибирск» предлагает решения на основе 1С: «ШТРИХ-М: Торговое предприятие», «ШТРИХ-М: Ресторан» и «ШТРИХ-М: Кассир», «Центр КИС» предлагает для своих клиентов решения по автоматизации на базе типовых решений 1С», — перечисляет Попов.

Интеграторы заинтересовались средними и малыми магазинами

Процесс автоматизации рынка начался в середине 1990-х гг. с крупных сетевых магазинов и супермаркетов, когда у них появилась необходимость введения систем штрихкодирования и учета товаров. «Если еще 5 лет назад автоматизировались магазины, площадь торговых залов которых превышала 300 кв. м, и мы даже не предлагали наши услуги магазинам меньшей площади, то сейчас систему самообслуживания стремятся поставить магазины площадью 50 кв. м», — говорит коммерческий директор компании «РКС Сервис Сибирь» Виталий Плотников.

По словам начальника отдела дистрибуции и работы с партнерами компании «Софт-Сиб» Олега Кима, еще три года назад соотношение мелких и крупных клиентов в портфеле компании было примерно равным. «Сейчас 70% клиентов — небольшие компании, и только 30% — крупные ключевые клиенты», — отмечает он. По его словам, три года назад обороты «Софт-Сиба» росли на 30% ежегодно. «Это происходило без каких-либо особой усилий с нашей стороны, обороты росли вместе с рынком. Сейчас мы наблюдаем стабилизацию рынка. Оборот «Софт-Сиба» по сравнению с прошлым годом практически не вырос», — сетует Ким.

Андрей Попов считает, что спрос на автоматизацию смещается от крупных гипермаркетов в сторону небольших сетей магазинов. «Оба формата динамично развиваются независимо друг от друга. Новосибирск осваивают крупные федеральные гипермаркеты — «Лента», «Моссмарт» и др. Активно развивается формат сетевых супермаркетов, в их числе — «Пятерочка», «Мария-Ра», «Поляна». На рынке продовольственной розницы происходит дифференциация — так, из сети гипермаркетов «Сибирский гигант» выделилась сеть супермаркетов «Горожанка». Единственный формат, который, по нашему мнению, не будет развиваться, — локальные магазины у дома», — говорит он.

По словам Дмитрия Акопова, крупные сетевые компании требуют более узких решений, тогда как небольшие магазины только начинают комплексную автоматизацию. «Если раньше супермаркеты обходились фронт- и бэк- офисами, то сейчас им нужен хед-офис, система управления товародвижением, управления всем бизнесом. Кроме того, у крупных ритейлоров есть узкоспециализированные задачи — инвентаризация, управление торговым залом, мерчендайзинг, борьба с очередями. Кроме того, для крупных игроков стало важным получить ликвидную систему товародвижения. Многие торговые сети, готовя к продаже бизнес, стараются проводить автоматизацию на популярных для иностранных менеджеров системах, тех, которые будут востребованы за рубежом, — Microsoft Dynamics, SAP R3. Эти решения стоят в десятки раз дороже, чем отечественные системы, и, к сожалению, во многих случаях они работают менее эффективно», — говорит Акопов.

Приход федеральных ритейлоров заставляет мелкие магазины развивать конкурентные преимущества — вводить системы самообслуживания, мерчендайзинг, более эффективно использовать торговую площадь и т.д. Это и рождает спрос на системы автоматизации. Примерно те же тенденции действуют и в сфере автоматизации общепита. Крупные заведения уже давно автоматизированы, спрос генерируют только новые кафе и рестораны.

Крупные сети обновляют программное обеспечение

Крупные сети уже давно имеют постоянные связи с интеграторами, значительного передела рынка не будет, уверены участники рынка. Однако до сих пор на рынке бывают передвижения — в основном их причиной становятся сделки слияния-поглощения торговых компаний, а также техническое перевооружение компаний.

Эксперты «ДК» уверены, что рынок автоматизации розницы хоть и не развивается активно, но все еще далек от стагнации. Этому способствует начавшееся в последнее время переоснащение технического парка торговых компаний. «В среднем программное обеспечение устаревает за три-пять лет, оборудование — примерно за 8 лет, так что многие крупные торговые компании уже подумывают над тем, куда двигаться дальше, поскольку подошли к пределу роста производительности установленных у них систем», — говорит Дмитрий Акопов.

О планах переоснащения заявили практически все крупные ритейлоры — «Холидей» обновляет программное обеспечение и парк оборудования в связи с объединением с «Корой», начинает техническое перевооружение и сеть магазинов «Квартал», о замене парка оборудования объявила торговая сеть «Быстроном». Коммерческий директор компании «Быстроном» Андрей Герасько отмечает, что компания выбрала поставщика для переоснащения магазинов. «В выборе интегратора учитывалась цена контракта и сервис, который предлагает компания. По нашему мнению, интеграторы сильно завышают стоимость услуг — из 2-3 компаний, предложивших свои услуги, была выбрана та, которая предложила наиболее приемлемую цену», — рассказываетит Герасько. По его словам, «Быстроном» планирует до конца года определить, на какой платформе будет установлена система автоматизации. «Оборудование фронт-офиса мы меняем, как только оно устаревает — как правило, там устанавливается оборудование штрихкодирования и коробочное программное обеспечение. Наиболее дорогая часть — оснащение бэк-офиса. Мы планируем установить программное обеспечение иностранных производителей», — говорит Герасько.

Ресторанный бизнес еще не задумывается о техническом переоснащении. «Большинство кофеен в Новосибирске работает не более четырех-пяти лет, — говорит исполнительный директор ресторанного направления компании «Септима» Наталья Ильина. — За обновлением программного обеспечения хед-офиса следит ИТ-служба головной компании, и оно проводится регулярно. Переоборудование самих кофеен проводится по мере необходимости, масштабная замена в ближайшее время не ожидается».

Интеграторы ожидают смену технологии

Дополнительным стимулом для рынка может стать вторая технологическая революция (первая — эпоха внедрения штрихкодирования). Скорее всего, она будет связана с развитием технологии радиочастотной идентификации (RFID), которая остается еще слишком дорогой для массового использования в ритейле. По словам Попова, технология RFID позволяет считывать информацию о товаре, не доставая его из корзины. «Корзина проносится мимо кассового бокса, и тут же на экране кассира отражается информация о том, что находится в корзине, — поясняет Попов. — Единственный фактор, который мешает распространению RFID технологии, — это цена меток. Пока она находится в пределах $1, метка штрихкода как минимум в 100 раз дешевле, что немаловажно при больших количествах товара». Олег Ким говорит, что из-за высокой стоимости технологии в Новосибирске нет ни одного проекта внедрения. «Скорее всего, RFID-технология будет пользоваться популярностью не у ритейлоров, а у логистических центров», — рассуждает он.

Лидеры рынка систем автоматизации уже достаточно квалифицированы, чтобы устанавливать ERP-системы, однако пока такие проекты также слишком дороги. «Стоимость ERP-системы в среднем составляет $1-1,5 млн, такие решения выберет только крупный бизнес. Сейчас в основном автоматизируются небольшие магазины на 2-3 кассы, стоимость таких решений зависит от размеров магазина, от количества транзакций, от размера сети магазинов, от сложности автоматизации, возможности проведения маркетинговых акций и т.д. Небольшие магазины готовы потратить не более $50 тыс.», — говорит Виталий Плотников.

Компании стремятся сдавать магазины «под ключ»

Рентабельность бизнеса компаний-интеграторов падает, по словам Андрея Попова, цена на решения за 5 лет снизилась на 60%. Компании стремятся предлагать дополнительные услуги — продают банковское оборудование, разрабатывают и поддерживают сайты компаний, устанавливают сигнализации, антикражное оборудование, витрины, оборудование для баров и ресторанов, оборудование для АЗС, офисные АТС и т.д. Андрей Попов говорит, что компания «ШТРИХ-М Новосибирск» стремится сдавать объекты «под ключ». «В сфере торговли продуктами питания мы можем полностью самостоятельно оборудовать торговый зал — мы производим собственное холодильное, стеллажное оборудование, кассовые блоки, POS-системы и т.д. Также «под ключ» мы сдаем торговые залы и для непродуктовой розницы, мы не выполняем только эксклюзивных дизайнерских решений, которые часто используются в интерьере бутиков. «ШТРИХ-М Новосибирск» может также комплексно выполнить проект АЗС. Сейчас компания анализирует возможность производства оборудования для пищевой промышленности, чтобы также иметь возможность сдавать рестораны «под ключ». В сентябре компания введет в эксплуатацию программу автоматизации парковочного бизнеса», — рассказывает Андрей Попов. Он также отмечает, что растет спрос на автоматизацию киосков, небольших торговых точек. «Сейчас есть технологии, каналы связи, чтобы объединить большое количество киосков в единую информационную сеть. Растет спрос на автоматизацию автотранспорта, оборудование, позволяющее рассчитываться пластиковыми картами, также востребованы решения для автоматизации парковочных площадок», — перечисляет Попов.

Компании заработают на сервисе

На давно сформировавшемся рынке автоматизации торговли любая крупная компания имеет собственное сервисное подразделение. Впрочем, если некоторым компаниям сервис просто помогает выигрывать тендеры и не является коммерческим направлением, то для других — это отдельное направление бизнеса, которое приносит до 50% оборота. Так, Олег Ким рассказывает, что сервис в последние три-четыре года приносит почти половину оборота компании «Софт-Сиб». «До этого времени сервис рассматривался лишь как весомый аргумент в тендерах. Однако с приходом на новосибирский рынок московских ритейлоров клиентов на оказание сервиса стало больше, чем клиентов на поставки оборудования и программного обеспечения. Я считаю, что в перспективе компании будут продавать оборудование и программное обеспечение практически без накруток и будут зарабатывать только на сервисе», — рассказывает Ким.

Пока для заказчиков решающим фактором выбора компании является низкая цена контракта, но, по словам Дмитрия Акопова, в последнее время начинает перевешивать уровень профессионализма интегратора и качество послепродажного сервиса.

Андрей Попов подтверждает, что компании продают оборудование практически на уровне себестоимости: «Компания, заключая контракт, заработывает на услугах: установке, обучении, последующем обслуживании. Это не сказывается положительно на развитии компаний-интеграторов, их маржа уменьшается, а компания должна содержать штат дорогостоящих сотрудников», — говорит он.

детали
Части бизнес-процесса, которые подлежат автоматизации:
управление финансами
управление персоналом
управление закупками
управление продажами
управление перевозками
управление складом
управление проектами
управление качеством
управление ценами
управление маркетингом
управление сервисным обслуживанием

Источник: www.cnews.ru
Самое читаемое
  • Рубль продолжает укрепляться. Сколько это продлится и при чем тут ТрампРубль продолжает укрепляться. Сколько это продлится и при чем тут Трамп
  • «ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге«ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге
  • Из-за кадрового дефицита компании предлагают подросткам зарплату выше 80 тыс. руб. в месяцИз-за кадрового дефицита компании предлагают подросткам зарплату выше 80 тыс. руб. в месяц
  • IT-дайджест: Skype отключат, ChatGPT делает людей одинокими, а в России будет свой WeChatIT-дайджест: Skype отключат, ChatGPT делает людей одинокими, а в России будет свой WeChat
  • Для западных туристов закрыли Северную Корею. Россияне пока могут наслаждаться турамиДля западных туристов закрыли Северную Корею. Россияне пока могут наслаждаться турами
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.