Обзор ДК: Лизинговые компании

Поданным АЦ «Сибирь», суммарный объем профинансированных средств более 20 крупных сибирских лизинговых компаний за первое полугодие 2007 г. составил 5 млрд руб. Сегодня на новосибирском рынке дейст

Конкуренцию на новосибирском рынке лизинга обостряется за счет прихода московских компаний. В борьбу за клиентов вступают банки, развивающие лизинг как самомстоятельное направление бизнеса. Растущая конкуренция стимулирует игроков расширять спектр предложений и снижать ставки.
Как конкурируют между собой лизинговые компании?
Что сдерживает развитие лизинга недвижимости?
Какой сегмент лизинга самый динамичный?
Поданным АЦ «Сибирь», суммарный объем профинансированных средств более 20 крупных сибирских лизинговых компаний за первое полугодие 2007 г. составил 5 млрд руб. Сегодня на новосибирском рынке действует около 40 лизинговых компаний. В первую тройку лидеров по объемам профинансированных средств входят «ДельтаЛизинг», «АльянсРегионЛизинг» (аффилирован с УРСА Банком) и «Сибирская лизинговая компания». Крупными игроками также являются «Сибирский лизинговый центр», «Первая лизинговая компания», «Интерлизинг», «Райффайзен-Лизинг», «НОМОС-Лизинг» и «Элемент Лизинг». По оценкам генерального директора «Первого лизингового брокера» АЛЕКСЕЯ Цирельникова, десять активных игроков занимают в сумме не более 50% всего рынка лизинга. По оценкам Артема Оводова, заместителя генерального директора «Сибирского лизингового центра», рынок в Новосибирске и области заполнен на 70%.

За первую половину этого года «АльянсРегионЛизинг», профинансировавший 179 млн руб., уступил лидерство представительству московской компании «ДельтаЛизинг», заключившей сделки на сумму 203 млн руб. Сейчас «АльянсРегионЛизинг» строит амбициозные планы: до конца года сформировать лизинговый портфель не менее чем в 12 млрд руб. (на конец марта 2007 г. он составлял 6 млрд руб.). Опрошенные «ДК» участники рынка единодушно констатируют увеличение своих лизинговых портфелей. По словам Артема Оводова, в целом на сибирском рынке за первое полугодие 2007 г. выполнен объем профинансированных сделок всего 2006 г. В «Райффайзен-Лизинг» за I полугодие 2007 г. в 2-2,5 раза выросло количество заключенных сделок. Такую ситуацию на рынке Вячеслав Барило, руководитель новосибирского представительства «Элемент Лизинг», объясняет ростом уровня осведомленности и интереса к лизингу прежде всего со стороны малых и средних предприятий.

Федералы атакуют Новосибирск
Эксперты отмечают рост филиальных сетей большинства крупных лизинговых компаний и открытие все большего числа представительств в регионах. Новосибирск в их стратегии – один из приоритетных городов. В этом году открыли свои подразделения в городе Europlan, «РГ Лизинг» (владеет Сбербанк). Московские лизинговые компании открывают свои филиалы в первую очередь для удобства своих клиентов, считают собеседники «ДК». По мнению Цирельникова, представительства московских компаний увеличивают количество сделок в Сибирском регионе за счет активной рекламной политики и более выгодных условий финансирования (стоимость, сроки договоров, порядок погашения задолженностей). «Если раньше все сделки проходили в Москве, то теперь и во многих регионах, где работает компания-лизингополучатель», – говорит Алексей Цирельников. По словам заместителя сибирского филиала «РГ Лизинг» Дмитрия Сологуба, региональное преставительство намерено до конца 2007 г. профинансировать сделок на сумму до 380 млн руб. Пока же, по его словам, они столкнулись с небольшими трудностями и жесткой конкуренцией. «Входить на региональный рынок сложно. Требуется время, чтобы завоевать репутацию надежного делового партнера. Специфика же рынка такова, что сегодня только в Новосибирске действует более двух десятков компаний, активно осуществляющих лизинговые операции, но предприятия, выбрав одного партнера, как правило, продолжают с ним сотрудничать. Принятие решений о переходе к другому оператору, даже с более выгодными условиями, зачастую делаются крайне редко», – сетует Сологуб.

Местные игроки стремятся выйти за пределы Новосибирска, открывая филиалы в других городах. Больше других преуспел «АльянсРегионЛизинг» за полтора года работы, открывший 16 подразделений в регионах России. В планах компании – до конца года довести их количество до 20. «Сибирская лизинговая компания» в прошлом году открыла свой филиал в Кемерове, а в начале этого года заработали филиалы в Барнауле и Новокузнецке. В прошлом году «Сибирский лизинговый центр» открыл филиал в Новокузнецке.
Банки вступают в борьбу за лизингополучаетелей
Банки проявляют все большую активность на рынке лизинговых услуг. Собеседники «ДК» говорят, что из новых компаний, вышедших на рынок, больше половины – это структуры крупных банков. «Интерес банков к лизингу объясняется сохраняющимся избытком свободных кредитных средств и низким риском лизинга», – считает Алексей Цирельников. Он считает, что пока банки не составляют серьезную конкуренцию профильным лизинговым компаниям: «Лизинговые структуры банков в основном обслуживают клиентов самого банка. Тем компаниям, у которых есть счета в этих банках, выгоднее и проще воспользоваться услугой лизинга в их дочерних структурах, чем искать других операторов». Например, в «Райффайзен-Лизинг» 60% всех лизинговых сделок приходится на клиентов самого банка. Мнение Цирельникова разделяет Оводов: «Филиалы банков (например, «УралСиб», КМБ, Сбербанка ), а также лизинговые компании (к примеру, «Сибэнерголизинг»), обслуживающие холдинговые структуры, не влияют на соотношение спроса и предложения».

Екатерина Овчинникова, ведущий специалист лизинговых операций компании «ЛизингКом», считает, что банки все же составляют конкуренцию профильным лизинговым компаниям и тормозят развитие лизинга. «За последний год ярко проявилась тенденция к тому, что банки все чаще закрывают доступ к своим банковским ресурсам для сторонних лизинговых компаний, выставляя неудобные и невыгодные условия кредитования. Кредит самостоятельной лизинговой компании выдаст не каждый банк», – замечает она. «Банки применяют для кредитовании лизинговых компаний старые кредитно-залоговые схемы, высокие процентные ставки, а также предоставляют небольшие сроки кредитования. Все это тормозит развитие лизинга и мешает предлагать клиентам интересные и выгодные условия», – солидарен с ней Оводов. Овчинникова объясняет нежелание банков сотрудничать с лизинговыми компаниями так: «Во-первых, им проще выдать кредит предпринимателю, чем лизинговой компании. Во-вторых, банки, оказывающие услуги лизинга, считают сторонних лизингодателей своими конкурентами».
Лизинг грузового транспорта и строительной техники в приоритете
За последний год, по словам собеседников «ДК», изменились предпочтения в предмете автолизинга: в лизинг в два раза больше стали брать грузовой малотоннажный траспорт, чем легковые автомобили. АНДРЕЙ Коптелин, директор Новосибирского филиала «Райффайзен-Лизинг», отметил, что у них в три раза по сравнению с 2006 г. выросло количество заявок на лизинг транспорта, спецтехники и оборудования. В портфеле «Райффайзен-Лизинг» 70% сделок приходится на лизинг автотранспорта и спецтехники.

Активность в этом сегменте Елена Дергач, директор новосибирского представительства «ДельтаЛизинг», связывает со строительным бумом. По данным «Дельта Лизинг», за первое полугодие 2007 г. новосибирский филиал компании профинансировал различные виды тяжелой техники, спецтехники и транспорта на сумму около 90 млн руб., что составляет 44% от общего объема профинансированных средств. В структуре лизингового портфеля «Сибирского лизингового центра» на 2007 г. 40% сделок приходится на транспорт и спецтехнику и 60% – на оборудование. «Хотя еще два года назад 70% от всех сделок составлял автотранспорт», – рассказывает Артем Оводов. Аналогичная ситуация и у других игроков. Сергей Высоцкий, президент правления «АльянсРегионЛизинг», оценивает этот сегмент как высококонкурентный. Отвечая на запрос рынка, все лизингодатели предлагают услугу лизинга автотраспорта. Например, в компаниях «Райффайзен-Лизинг», «Элемент-Лизинг», Europlan около 90% портфеля занимают сделки по автолизингу (пассажирского, грузового и коммерческого транспорта). На автолизинге специализируются такие компани, как «Автолизинг», а также новосибирское представительство Carcade.

Лизинговые компании видят успех своего развития именно в универсальности, но в то же время некоторые компании, кроме стандартных предложений, предлагают специализированные предметы для лизинга. Например, «Сибирский лизинговый центр» предлагает лизинг медицинского и другого оборудования, которое не облагается НДС. «Все стараются быть универсальными, но, как правило, больше развиваются одно-два направления, а все остальные менее развиты, – рассуждает Алексей Цирельников. – Например, компания Europlan заявляет о своей специализации на автолизинге, при этом предлагает и лизинг оборудования, и недвижимости».
Офис в лизинг становится популярным
Лизинг недвижимости привлекает все большее внимание клиентов, отмечают участники рынка. Это подвигло «АльянсРегионЛизинг» сделать лизинг недвижимости своим приоритетным направленим. «В структуре всех лизинговых сделок в компании более 60% приходится именно на лизинг недвижимости», – радуется Сергей Высоцкий. «Пока у нас нет сделок по недвижимости, но в дальнейшем мы намерены развивать эту услугу», – говорит директор новосибирского филиала «Райффайзен-Лизинг» Коптелин. Тормозит развитие этого сегмента множество законодательных, финансовых и налоговых нюансов.

«Для лизинга недвижимости характерны более длинные сроки (5-10 лет). И перед лизингодателем встает вопрос, как финансировать свою деятельность на такой длительный срок, – рассуждает Оводов. – С другой стороны, в договоре лизинга указывается вся сумма, которая затем отражается в бухгалтерской отчетности. Зачастую продавцу это не выгодно, так как в результате получается большая сумма, облагаемая налогом на прибыль, из-за чего стороны в итоге и не договариваются».

Слова Оводова подтверждает и Цирельников: «У нас сейчас в стадии оформления находится несколько сделок по недвижимости. Но мы пока не можем их закрыть, так как лизингополучатель не может найти подходящую для него комерческую недвижимость. Не все продавцы соглашаются на лизинг или выставляют более высокую цену». Этот сегмент мог бы расти динамичнее при более высокой заинтересованности игроков рынка недвижимости, считает Артем Оводов.
Сложности не снижают интерес со стороны клиентов. Высоцкий отмечает повышающийся спрос в этом сегменте со стороны торговых компаний, ритейлоров, производственных компаний: «В условиях растущих арендных ставок для компании выгоднее приобрести собственное помещение, а не платить в чужой карман. Лучшая альтернатива – это лизинг недвижимости. Не нужно отвлекать собственные средства из оборота, а ежемесячные выплаты не превышают уровень арендных».
Стоимость лизинга снижается
С развитием конкуренции лизингодатели предлагают более выгодные условия сделок. Например, за последний год снизился аванс с 30% до 20-10% в среднем по рынку, отмечает Артем Оводов: «Кроме того, появились новые возможности финансирования имущества на более долгие сроки (до 5-7 лет, иногда до 10), тогда как средний срок лизинга ограничен тремя годами. В основном это касается недвижимости или дорогого оборудования. За последний год снизился процент удорожания в целом стоимости сделки лизинга. Средняя ставка удорожания сегодня не превышает 10-15%, тогда как в 2006г. она составляла около 20%. Некоторые лизинговые компании начинают оказывать услуги лизинга физическим лицам и индивидуальным предпринимателям. «При этом требования к ним более жесткие (выше ставка, короче срок сделки). Но даже в этих условиях физическим лицам лизинг более интересен и выгоден: им не надо предоставлять справку о доходах», – объясняет Цирельников.

Эксперты отмечают появление на рынке недобросовестной конкуренции. «Некоторые лизинговые компании заявляют низкую стоимость лизинговой сделки. А на самом деле не учтены скрытые комиссии, и выделенные из графика лизинговых платежей такие составляющие, как страхование КАСКО, налоги на имущество, остаточная стоимость», – говорит Артем Оводов. «В итоге клиенты, не разобравшись в реальной стоимости лизинга, попадают на эти уловки и переплачивают больше», – добавляет Цирельников. Конкуренцию лизинговым компаниям составляют и посредники – лизинговые брокеры, например «Первый лизинговый брокер», «Финансовый брокер» и «АльфаБрокерКапитал». По оценке Алексея Цирельникова, их число увеличилось за последний год в два раза. «Некоторые из них позиционируют себя как лизинговые компании, но в реальности они работают как посредники», – говорит Цирельников.

Вместе с тем большинство лизингодателей стараются упростить процедуру сделки для клиентов и сократить сроки оформления. Некоторые лизинговые компании, такие как «ЭлементЛизинг», «ДельтаЛизинг», Europlan, «Первый лизинговый брокер», развивают скоринговые программы лизингового финансирования (экспресс-лизинг). «Экспресс-продукты разработаны специально для клиентов, заинтересованных в максимально коротком сроке принятия решений по сделке. Отличие от стандартной схемы финансирования – упрощенная заявка на лизинг и облегченная процедура анализа кредитоспособности. Решение о финансировании сделки может приниматься за 4 часа», – поясняет Елена Дергач. Сергей Высоцкий уверен, что 2008 г. станет годом «лизинговой лихорадки» и на смену осторожности придет азарт. В таком темпе, по его мнению, окончательно отстанут лизингодатели с кредитным портфелем менее $10 млн.
Самое читаемое
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
  • Ural Music Night-2024 в Екатеринбурге может посетить полмиллиона человекUral Music Night-2024 в Екатеринбурге может посетить полмиллиона человек
  • Екатеринбург вошел в топ-10 самых комфортных для жизни российских городовЕкатеринбург вошел в топ-10 самых комфортных для жизни российских городов
  • «Проблема серьезная». Гражданам РФ рекомендовано отказаться от услуг Turkish Airlines«Проблема серьезная». Гражданам РФ рекомендовано отказаться от услуг Turkish Airlines
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.