Обзор: Фитнес-центры - 26.01.2009

эксперты Ольга Задорожная директор по развитию фитнес-клуба «Европа» Екатерина Майдибор заместитель директора фитнес-клуба «Панатта Спорт» Александр Мариненко исполнительный директор сети тренажерн

Многих посетителей фитнес-центров кризис вынудил сократить расходы и отказаться от услуг премиальных клубов в пользу эконом-сегмента. В большей степени эта тенденция коснулась категории корпоративных клиентов. В условиях общего снижения числа посетителей некоторые фитнес-центры балуют гостей скидками.

эксперты
Ольга Задорожная
директор по развитию фитнес-клуба «Европа»
Екатерина Майдибор
заместитель директора фитнес-клуба «Панатта Спорт»
Александр Мариненко
исполнительный директор сети тренажерных залов «Железный Самсон»
Татьяна Михель
директор фитнес-клуба «Иммер»
Галина Панкрашина
директор спортивно- оздоровительного центра «Фитнес-Драйв»
Маргарита Риттер
генеральный директор УК «Гринвич»
Екатерина Сурова
директор фитнес-центра Grand Arena

Какой сегмент фитнес-центров развивается наиболее активно
 Как клубы борются с оттоком клиентов
 Почему федеральные сети не идут в Новосибирск? Фитнес-услуги в Новосибирске оказывают чуть меньше ста компаний. Большая часть фитнес-центров расположена в Центральном и Железнодорожном районах — 60%. Четверть клубов находится в Заельцовском районе, по 10% — в Советском и Калининском. Совсем не охвачена фитнес-индустрией традиционно спортивная Первомайка.

Крупнейшими игроками по обороту и объему площадей являются сети Remix (5 филиалов), Extreme Fitness, «Европа» и «Железный Самсон» (по 2 филиала). Лидерами среди одиночных клубов эксперты называют Studio Fit, «Колумб», «Фитнес-Драйв» и открывшийся в декабре прошлого года Grand Arena. Последний из них сегодня является крупнейшим по площади фитнес-центром города — он расположился на территории 2,5 тыс. кв. м.

Grand Arena сделала ставку на популярность тренеров

Grand Arena принадлежит управляющей компании «Гринвич». По словам ее генерального директора Маргариты Риттер, в создание фитнес-центра было инвестировано около 60 млн руб. Изначально компания не планировала развивать клуб самостоятельно и искала арендатора. «Мы обсуждали возможность аренды площадей бизнес-центра под фитнес-клуб с новосибирскими компаниями, но ни одно предложение нас не устроило, — пояснила Маргарита Риттер. — Нам предлагали создать клуб эконом-класса, в то время как мы позиционируем наш проект как премиальный».

Директор фитнес-центра Екатерина Сурова не скрывает, что, желая привлечь первых клиентов, администрация сделала ставку на узнаваемость сотрудников. Тренерский состав Grand Arena примерно на три четверти представлен инструкторами наиболее популярных среди новосибирских любителей фитнеса клубов Remix и Studio Fit.

«Ситуация, когда инструкторы «мигрируют» из одного клуба в другой, характерна для рынка фитнеса. Так было всегда», — поясняет заместитель директора фитнес-клуба «Панатта Спорт» Екатерина Майдибор. Директор спортивно-оздоровительного центра «Фитнес-Драйв» Галина Панкрашина уверена, что сегодня, когда работа в фитнес-центрах строится не на групповых занятиях, а по принципу свободного посещения, клиенты за инструкторами уходят не часто — реже, чем в 10% случаев.

Исполнительный директор сети тренажерных залов «Железный Самсон» Александр Мариненко считает, что успешному харизматичному инструктору, способному повести за собой клиентов, можно вообще не закрепляться за каким-либо клубом. «Есть очень простая схема, — рассказывает Мариненко. — Инструктор может набрать группу и привести ее в любой понравившийся тренажерный зал. Абонемент в этом случае каждый оплачивает самостоятельно, а за индивидуальные занятия клиенты платят лично тренеру, а не через кассу клуба. В результате инструктор получает не 50%, а все 100%». Александр Мариненко утверждает, что в этой схеме в выигрыше остается как тренер, так и сам фитнес-центр. Директор «Железного Самсона» подсчитал, что за одно такое занятие клуб на абонементах может заработать порядка 84 тыс. руб.

Федеральные игроки ищут франчайзи

Годовой оборот всего российского фитнес-рынка по итогам 2008 г. агентство Magram Market Research оценивает в $700 млн. Из них порядка $400 млн приходится на Москву. На регионы — только $133 млн, это 19% от всего российского оборота.

Объем новосибирского фитнес-рынка в 2008 г. директор по развитию фитнес-клуба «Европа» Ольга Задорожная оценивает в сумму порядка 620 млн руб. По ее словам, в прошлом году рынок вырос примерно на 20%, такую же динамику Задорожная ожидает и в 2009 г.

В целом потенциальную емкость российского фитнес-рынка Magram Market Research оценивает в $2 млрд.

Ведущими игроками на российском рынке фитнеса являются компании Russian Fitness Group (сети World Class и «Физкульт»), «Планета Фитнес» и «Страта Парт-нерс» (сети Orange Fitness и CityFitness). Их доли в общем объеме российского фитнес-рынка, по информации Magram, в 2008 г. составили 18%, 15% и 7% соответственно. Клубы этих федеральных игроков представлены более чем в тридцати городах России, СНГ и стран ближнего зарубежья. Каждая из трех компаний в разное время анонсировала свое решение выйти на новосибирский рынок, однако до сих пор ни одна из них это намерение не реализовала.

Екатерина Майдибор предполагает, что одной из причин того, что в Новосибирске сегодня представлены только местные игроки, является большая отдаленность сибирской столицы от общероссийской — управлять филиалом на большом расстоянии сложнее. Действительно, география развития сетей ключевых федеральных игроков сейчас ограничивается только европейской частью России — фитнес-клубы за Уралом компании еще не открывали. Другую причину Екатерина Майдибор видит в дороговизне подходящих по объему и техническим характеристикам помещений. По ее словам, в конце 2008 г. стоимость аренды соответствующей площади составляла минимум 500 руб. за кв. м.

«Федеральные сети не торопятся открывать филиалы в Новосибирске, потому что опасаются достойных соперников в лице местных игроков, — уверен Александр Мариненко. — Они готовы вложить в проект большие деньги, но все равно не смогут предложить ничего такого, что бы вынудило новосибирцев сменить местный клуб на московский».

Представители самих компаний ссылаются на то, что наиболее интересной формой выхода на новосибирский рынок для них является франчайзинг. А потому нежелание местных предпринимателей выступить в качестве франчайзи их сетей они называют главной причиной того, что планы до сих пор не реализованы.

Услуги фитнес-центров дешевеют

Кризисные явления не могли не отразиться на рынке фитнес-услуг. По словам Александра Мариненко, в конце 2008 г. игроки не досчитались порядка 50% ранее запланированной прибыли. Потери «Железного Самсона» составили около 30%. Мариненко объяснил, что потери компании оказались ниже среднерыночных благодаря специфике контингента посетителей его тренажерных залов: «Большая часть наших клиентов — люди хорошо обеспеченные и работающие в стабильных организациях. Стоимость нашей клубной карты для таких клиентов даже в сложной экономической ситуации не является для них критической». Основные потери «Железный Самсон» понес из-за снижения числа корпоративных клиентов. Кроме того, по словам Мариненко, ряд посетителей сделали выбор в пользу более дешевого ценового сегмента.

А директор фитнес-клуба «Иммер» Татьяна Михель уверяет, что ее компании удалось избежать снижения посещаемости корпоративных клиентов, сохранив их долю по отношению к числу индивидуальных посетителей, в районе 30%. Одной из причин, по ее словам, стала демократичная ценовая политика — клубная карта, дающая право на неограниченное посещение в течение месяца, стоит 1,5 тыс. руб. (против, к примеру, 3,8 тыс. руб. в премиальном «Железном Самсоне»).

Ольга Задорожная считает, что ценовую политику большинства фитнес-клубов сегодня можно назвать максимально лояльной и направленной на удержание посетителей. «Еще в прошлом году была заметна потребность клиентов в доступном фитнесе, сейчас же в условиях кризиса она ощущается особенно остро», — утверждает Задорожная. Она также заметила, что руководство клубов эту ситуацию понимает и готово предоставить потребителям ту стоимость услуг, которую они могут безболезненно оплатить.

Ольга Задорожная указывает на общее снижение стоимости фитнес-услуг. По ее словам, если раньше средняя стоимость клубной карты в городе колебалась от 10 до 36 тыс. руб. в год, то сейчас даже те клубы, которые позиционировали себя в сегменте премиум-класс (31,5-47 тыс. руб.), продают карты по цене до 20 тыс. руб. «С точки зрения посетителя, сейчас клуб стоит выбирать, исходя из расположения, расписания, тренерского состава, наличия или отсутствия парковки, комплекса дополнительных услуг. А стоимость клубной карты даже в одном фитнес-центре может значительно варьироваться», — поясняет Задорожная. Она также замечает, в последнее время в Новосибирске стерлось четкое разделение клубов на сегменты: «Во многих «дорогих» клубах существуют льготные абонементы (чаще в дневное время) и гибкие системы скидок (например, на групповое посещение). Например, в премиальном Remix есть возможность приобретения клубной карты за 800 руб. в месяц».

По подсчетам Александра Мариненко, средняя стоимость клубной карты в городе сегодня составляет порядка 1,8 тыс. руб. при том, что еще в конце прошлого года она была на 200-400 руб. дороже.

Компании прибегают к акциям, бартеру и услугам пенсионеров

Галина Панкрашина не считает резонной борьбу за клиента путем снижения цен на услуги. «Ко мне еще в конце года обращались клиенты с предложением войти в их положение и снизить стоимость абонемента, — рассказывает Панкрашина. — Я не считаю это возможным. Суммы коммунальных платежей растут быстрее, чем цены на наши услуги». Директор «Фитнес-Драйва» нашла другой способ удержания клиентов. В январе постоянные посетители клуба получили от компании подарочные купоны на сумму 300 руб. Панкрашина уверяет, что эта и подобные акции позволили значительно поднять посещаемость фитнес-центра. Впрочем, серьезных потерь из-за кризиса «Фитнес-Драйв», по словам директора, в любом случае не получил. «Январь не показателен. Пока рано давать оценку ситуации и прогнозировать варианты дальнейшего ее развития. Наш клуб относится к среднему ценовому сегменту, и деньги на его посещение у клиентов есть. Так что сейчас нам бояться нечего», — спокойна Галина Панкрашина.

Екатерину Майдибор нынешняя ситуация на рынке не пугает. Ее клуб открылся в кризисном 1998 г. «Один кризис мы смогли спокойно пережить, переживем и этот», — уверена Майдибор. Пережить, по ее мнению, поможет грамотная ценовая политика и гибкое управление. Помимо низкой стоимости клубной карты — порядка 1,9 тыс. руб. в месяц, в компании научились экономить за счет привлечения на должности технического персонала (уборщиц и администраторов) людей пенсионного возраста с невысокими зарплатными ожиданиями.

Александр Мариненко уверен, что акции и скидки в сегодняшней ситуации не работают — серьезных результатов от них ждать бесполезно. «Железный Самсон» в кризисной ситуации сделал ставку на сокращение издержек на рекламу за счет бартера с агентствами. Снижать количество самой рекламы, по мнению Мариненко, сейчас нерезонно. Однако совсем без скидок не обошлось и здесь. Свою карту VIP-клиента «Железный Самсон» с началом кризиса стал продавать по цене в два раза меньшей.

Фитнес-рынок все еще свободен

Несмотря на кризисную ситуацию, отказываться от ранее намеченных проектов или «замораживать» строительство новых фитнес-центров инвесторы не намерены. Рынок, по оценкам экспертов, все еще свободен. На сегодняшний день анонсировано строительство трех крупных клубов. Реализацией проектов, площадь каждого из которых больше 2,5 тыс. кв. м, занимаются «Главновосибирскстрой» и «Первый строительный фонд». Сдача двух объектов намечена на четвертый квартал 2009 г., третьего — на конец 2010 г.

По оценке Ольги Задорожной, инвестиции в открытие нового фитнес-центра (без строительства) могут составлять от 20 до 100 млн руб. «Их размер зависит от количества услуг, которые собирается предоставлять клуб (аэробные залы, бассейн, тренажерный зал, сауны и т.п.), от площади клуба, качества оборудования», — поясняет Задорожная.

Александр Мариненко считает, что минимальные затраты на открытие клуба площадью до 500 кв. м значительно ниже — от 6 млн руб. Этих денег, по его словам, достаточно для того, чтобы поддер- живать фитнес-центр в течение первых полутора лет его существования. Окупаемость в этом случае будет достигнута не ранее, чем через 4 года.

мнение
Несколько маленьких залов окупятся быстрее, чем один большой фитнес-центр

Александр Мариненко,
«Железный Самсон»
Чем больше площадь клуба, тем сложнее на нем заработать. Сегодня нормой для фитнес-центра является доходность 2,5 тыс. руб. с кв. м в месяц. Чем больше площадь клуба, тем больше в нем подсобных помещений и тем выше затраты на его обслуживание. Следовательно, маленький фитнес-центр окупить проще. На мой взгляд, максимальную прибыль может принести сеть небольших залов в разных районах города с различной стоимостью посещения. В центре клуб обязательно должен быть премиальным, в то время как на окраинах ценовой сегмент не может превышать уровень выше среднего. А в целом кризис — самое время для того, чтобы выносить заведения в отдаленные районы. Центр города уже перенасыщен, бизнес-центры стоят пустые, фитнесом заниматься некому. Наиболее привлекательными для открытия небольших фитнес-центров сейчас, на мой взгляд, являются Юго-Западный жилмассив, Затулинка, Искитим.

Самое читаемое
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
  • Ural Music Night-2024 в Екатеринбурге может посетить полмиллиона человекUral Music Night-2024 в Екатеринбурге может посетить полмиллиона человек
  • Екатеринбург вошел в топ-10 самых комфортных для жизни российских городовЕкатеринбург вошел в топ-10 самых комфортных для жизни российских городов
  • «Проблема серьезная». Гражданам РФ рекомендовано отказаться от услуг Turkish Airlines«Проблема серьезная». Гражданам РФ рекомендовано отказаться от услуг Turkish Airlines
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.