Однодневки и приемка. Новосибирские эксперты — о главных проблемах на рынке госзакупок
Проблема юрлиц, которые появляются, получают деньги, сдают некачественную работу и исчезают, стоит довольно остро с момента появления законов, регламентирующих систему государственных аукционов.
Губернатор Новосибирской области Андрей Травников 2 апреля заявил, что от государственных контрактов необходимо отсечь фирмы-однодневки. Предприниматели, привыкшие работать в рамках закона, полностью поддерживают подобные инициативы и предложения. Однако одного желания губернатора для реализации инициативы недостаточно. Необходимо вносить изменения в 44-ФЗ. Но перед этим хотелось бы понять причины появления фирм-однодневок и их специфику.
Два варианта безысходности
Взгляд практиков на эту проблему высказали предприниматели — члены комитета по строительству новосибирской «Опоры России» — Сергей Левшенков (производство светодиодных светильников) и Виктор Остахов (инжиниринговая компания). По их мнению, фирмы-однодневки возникают не на пустом месте. Они появляются из-за того, что сам заказчик порой ставит честный бизнес в условия, в которых невозможно выполнить заказ качественно и добросовестно.
Например, на рынке госзакупок светодиодных светильников установилась следующая ситуация. Каждый год появляются новые игроки, про которых ранее никто не слышал. Они выигрывают конкурсы на поставку светодиодного оборудования в госучреждения с огромным снижением в цене (40-50%). При этом поставить товар, соответствующий техническому заданию (написанному заказчиком) и требуемым параметрам заказчика почти невозможно, так как, помимо себестоимости товара, компании-поставщику еще необходимо привезти товар и заработать. Часто выход остается один: поставлять оборудование с «нарисованными» характеристиками, которое де-факто совершенно не соответствует требованиям. Сюда и пробираются фирмы-однодневки. В этом случае заказчик оказывается перед выбором.
Первый вариант — безапелляционно принять то, что поставил исполнитель. Но тут возникает проблема с гарантийным обслуживанием. Если компания поставщик через год прекратит существовать, то претензию по гарантийному обслуживанию будет направлять некому. В таком случае необходимо закупать оборудование заново.
Вот, к примеру, случай из моей практики. Одна из администраций Кемеровской области (города Осинники) перешла на энергосберегающее светодиодное освещение, закупив товар через тендер. Через год начался массовый выход из строя установленного оборудования. А фирма, поставившая его, была ликвидирована, и, соответственно, администрация не смогла произвести замену по гарантии. В итоге администрацией было принято решение перейти обратно на ламповые светильники для того, чтобы они могли позволить себе производить замену ламп — то есть средствами меньшими, чем замену некачественных светодиодных светильников, — рассказал Сергей Левшенков.
Эта ситуация наглядно показывает, как госучреждения оказываются заложником существующего порядка проведения государственных закупок. Денежные средства были потрачены, а результат тот же, что и был ДО модернизации системы освещения.
Второй вариант — отказаться от приема товара. Это повлечет длительное разбирательство, претензионный порядок, в результате чего он может вообще не успеть освоить бюджет в этом году и остаться без нужного товара. А если заказчик все-таки докажет несоответствие товара, то поставщик попадает в реестр недобросовестных поставщиков. Да, это наказание, но оно никого особенно не останавливает — всегда можно открыть новое юридическое лицо и снова участвовать в госзакупках. За то время, пока будет идти разбирательство с заказчиком и внесение поставщика в реестр недобросовестных, эта компания-однодневка может выиграть еще пару десятков тендеров на поставку.
У нас бывали примеры, когда в Кемеровской области и в Алтайском крае компании с ИП занижали цены до 50%, а потом не делали работу или срывали сроки. А проверяющие органы, в свою очередь, не могли принять и оценить эту ситуацию. Иногда доходит до такой степени, что они не могут понять, чем отличается воздуховод от водостока. И это нормально, нельзя быть специалистом во всем, но это же хорошая почва и для шарлатанов. Вспомните, к примеру, как было с набережной в Новосибирске. Пришли эксперты ОНФ, оценили, что по проекту должен быть настоящий камень, а в итоге получилась искусственная плитка, — добавил руководитель регионального комитета по строительству «Опоры России» Виктор Остахов.
Это еще одна проблема на рынке госзакупок — когда техническое задание пишет заказчик, однако не во всех учреждениях есть специалисты, которые могут грамотно составить смету и осуществить приемку. Из-за этого порой возникает недопонимание даже с добросовестными подрядчиками.
Однажды к нам обратились из администрации Новосибирской области. У них есть IT-служба, и там нужно было охладить помещение. Мы сделали коммерческое предложение, составили смету, эти документы пошли в отдел закупок. В итоге изначальная смета на 800 тысяч рублей превратилась в 395 тысяч — оставили основной агрегат и выкинули многие важные вещи. Пришли к тому, что блок кондиционирования был поставлен, а сама система не работает, так как воздуховоды и другие сопутствующие вещи были не учтены и вычеркнуты из сметы. Смета была оптимизирована до такой степени, что перестала соответствовать рынку, — рассказал Виктор Остахов.
Можно ли что-то с этим сделать?
Распоряжением правительства РФ от 31 января 2019 г. № 117-р «Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 гг.» уже затронута данная тема. С одной стороны, в ней предлагается «упростить для субъектов малого предпринимательства доступ к закупкам», но при этом «Остается актуальным вопрос исключения участия в закупках недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Решением данного вопроса может быть допуск к контракту только квалифицированных участников закупок, обладающих опытом исполнения контрактов».
На ежегодном Форуме «За честные закупки» 3 апреля также были озвучены положения некоторых законопроектов, направленных на защиту интересов заказчиков и предпринимателей, в частности — рейтингование добросовестных поставщиков и применение этого критерия как критерия оценки в конкурсе, а также автоматическая проверка участников через Единый реестр участников закупок по всем необходимым документам (членство в СРО, наличие лицензии и т.д.).
Директор АНО ИДПО «Госзаказ», руководитель комитета по госзакупкам новосибирского отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Николай Балыбин:
На мой взгляд, единственное препятствие на пути создания «идеальных госзакупок» — это аукционный перечень товаров, работ, услуг, утвержденный распоряжением Правительства РФ №471-р. Почти все, что закупают заказчики, находится в этом перечне. А значит, критерии оценки применить просто негде. Конкурс — единственный правильный способ, при котором побеждает тот, кто предложил лучшие условия исполнения контракта по совокупности баллов, в то время как на аукционе побеждает тот, кто просто предложил самую низкую цену. Но если уж говорить об аукционе, то я бы предложил использовать международный опыт. Когда снижению подлежит только прибыль участников, а себестоимость материалов не торгуется вообще! Да, ты можешь сделать бесплатно, но качественными материалами, как прописано в проекте. Если хочешь, конечно. Кроме того, говоря о компетентности принимающей стороны, я бы хотел затронуть тему проектирования закупок.
Это всегда русская рулетка, так как госэкспертизы часто бывает недостаточно. Заказчик не может этого знать в силу того, что он не специалист в этой сфере, а строители сталкиваются позже по этому проекту с невозможностью его исполнения, так как оказывается, что части материалов вообще не заложено, количество посчитано неправильно или еще что-нибудь. В моей практике был случай, когда подрядчик выиграл строительство кровли у здания, но, когда он пришел на объект, здание еще не было построено. Для решения этой проблемы необходимо создать орган, который бы оценивал каждый проект на его достаточность и всесторонний охват возможных проблем и скрытых работ. Это возможно сделать на местном уровне.
Выход есть: надо правильно применять закон и масштабировать лучшие практики
Кандидат экономических наук, доцент кафедры налогообложения, учета и экономической безопасности СИУ РАНХиГС Татьяна Черепкова:
Практика применения 44-ФЗ, к сожалению, складывается до сих пор стихийно. Вместо точного следования нормам закона большинство участников контрактной системы пытается трактовать и интерпретировать нормы закона, и суды здесь не исключение. Сегодня отдельные контрольные и уполномоченные органы сформировали собственную практику по отдельным положениям. В частности, в законе есть норма, которая позволяет заказчику создавать приемочные комиссии из не менее чем пяти человек. Теоретически данная норма дает право на квалифицированном уровне решить вопрос приемки результатов закупки, но фактически большая часть заказчиков почему-то игнорирует эту норму.
В дополнение к ст. 33 44-ФЗ и на основе норм ГК (ст. 759) заказчик при описании закупки вправе выдавать поставщику (исполнителю) техническое задание, содержание которого не регламентировано 44 Федеральным законом, и, следовательно, заказчик не может привлекать поставщика к гражданской ответственности за ненадлежащее или неполное выполнение условий контракта, в том числе за упущенную выгоду и репетиционные риски. Таким образом, нормы 44-ФЗ не работают в комплексе гражданско-правовой ответственности бизнеса, чем создают существенное искажение конкуренции на рынке между добросовестными и недобросовестными участниками закупок. Проще говоря, он их уравнивает.
Выход есть: популяризация лучшей практики закупок, обобщение и распространение судебной практики, демонстрирующей акцент на качественном и добросовестном исполнении государственных контрактов. Это ключ к повышению качества удовлетворения государственных нужд и повышению эффективности бюджетных расходов.