Оксана Панченко, Райффайзенбанк: «Очень важно понимать, как управляется бизнес заемщика»

Как сегодня банки относятся к кредитованию крупного и среднего бизнеса? Кого кредитуют неохотно? Что нужно, чтобы банк одобрил корпоративный кредит?

Член правления АО «Райффайзенбанк», руководитель дирекции по работе с корпоративными клиентами, Оксана Панченко рассказала DK.RU о том, как сегодня банки работают с крупным и средним бизнесом, каков портрет заемщика в Новосибирске и России, чем отличаются рынки, и в каких отраслях в Сибири наиболее востребованы заемные средства.
 
– Каковы сегодня показатели по выдаче кредитов в корпоративном сегменте и что происходит с уровнем просрочки?
 
– Мы проанализировали динамику корпоративного портфеля по банковской системе в целом и отмечаем небольшой рост за первый квартал – на 0,3%. По нашим оценкам, этот показатель в целом по системе за 2015 год составит от 6 до 8% как по России, так и в Новосибирской области. Таким образом, рост в этом году будет меньше, чем в предыдущие периоды, и спрос на кредитное финансирование немного снизится. С другой стороны, система все равно полноценно функционирует, банки также оказывают поддержку в рефинансировании публичного долга, новые объёмы которого также снизились. Имею в виду рынок облигаций и синдицированных сделок.
 
Если говорить о просроченной задолженности, то этот показатель в банковской системе в целом незначительно вырос. С нетерпением ждём, когда все компании раскроют итоги 2014 года. По итогам обновлений кредитного анализа заёмщиков на цифрах 2014 будет понятно, насколько изменилось качество кредитного портфеля системы. В Райффайзенбанке просроченная задолженность находится на приемлемом уровне, а качество кредитного портфеля даже улучшилось. Мы вынесли уроки из кризиса 2008-2009 годов: тогда мы частично корректировали кредитную политику, совершенствовали методику управления рисками. Как один из примеров - сделали выводы о том, что кредиты должны выдаваться в валюте выручки клиента, чтобы избежать валютных переоценок долга в периоды волатильности. Мы вполне довольны качеством нашего корпоративного кредитного портфеля. По отдельным категориям объем просрочки за 2014 год у нас даже лучше рынка. То же самое мы отмечаем и по сибирскому портфелю.
 
Что касается пассивов, то в целом по системе объем привлеченных средств в рублях вырос на 5% за первый квартал 2015, то есть корпоративные клиенты накапливают выручку. Отмечу, что рынок корпоративных пассивов не был сильно волатилен – ни в конце 2014 г., ни в первом квартале 2015 г. В отличие от депозитов физических лиц, которые показали снижение по итогам 2014 года, корпоративная ликвидность явилась значительной поддержкой для банковской системы.
 
Ещё одна ремарка: наша банковская система довольно концентрирована. На долю крупнейших (топ-20) банков приходится больше 80% активов по системе в целом. Поэтому то, что происходит с банками категории топ-20, отражает динамику банковского рынка. В целом, ожидания на этот год у нас достаточно позитивные, несмотря на волатильность, которую мы все наблюдали в конце прошлого год.  Большой помощью стали послабления нормативов для банков со стороны ЦБ. Конечно, есть определенные вопросы, в первую очередь касающиеся компаний, на которых сказалась курсовая разница, главным образом это импортёры и компании  с большой долей импортного сырья и комплектующих. Однако в целом система адаптировалась. Поэтому у нас довольно позитивное видение рынка и до конца этого года, и на последующие периоды, если не будет новых негативных событий, сильно влияющих на рынки.
 
– Как различаются рынки корпоративного кредитования в Сибири и России в целом, каков портрет малого и среднего бизнеса?
 
Типичный профиль корпоративного заемщика в Сибири в целом мало отличается от картины по стране. Например, к сегменту среднего бизнеса мы относим компании с годовой выручкой от 320 млн руб. до 3 млрд руб. И, надо сказать, что заемщики абсолютно одинаково себя ведут по всей России. Скорее присутствует отраслевая специфика. Тот же импорт разных категорий товаров. Ему пришлось довольно тяжело в периоды максимальных курсовых скачков. Однако в целом отрасль товаров  народного потребления и сферы услуг нам всё равно очень интересна. По всей стране, и в Сибири в частности, мы работаем с торговыми предприятиями, медициной,  фармацевтикой, производителями товаров народного потребления.
 
– Предприятия каких отраслей ваши основные клиенты в Сибири?
 
Для каждого региона характерны свои отрасли: в Новосибирске, например, это в основном торговые компании и сфера услуг; в Томске – нефтяные компании; в Кузбассе – угольно-металлургическая и химическая промышленность; на Алтае – в первую очередь АПК и частично –  фармацевтика. С ними мы и работаем в Сибири.
 
– Какие вы видите сложности в отношениях бизнеса с банками?
 
– Есть мнение, что банки в текущей рыночной ситуации боятся кредитовать. Но это не так. В Райффайзенбанке принципиально мы  не меняли  кредитную политику. Конечно, мы периодически "надстроечно" корректируем  размеры лимитов, структуру и подходы к обеспечению отдельных отраслей и категорий заёмщиков. Сейчас в секторах с большими рисками банки увеличивают обеспечение и придерживаются более консервативной политики в отношении кредитования долгосрочных проектов. Но стоит отметить, что и аппетит заемщиков снизился. Банки не испытывают дискомфорта в общении с бизнесом, но по понятным причинам более пристально анализируют кредитный риск. В первую очередь это коснулось тех компаний, которые вошли в 2015 год с большой долей заемных средств. В предыдущую волну экономической турбулентности, в 2008-2009 году, стало очевидным негативное влияние подобной политики: выживать в условиях, когда падает выручка и имеется крупный портфель заимствований, всегда намного сложнее. Но мы, даже в подобных ситуациях, стараемся находить взаимовыгодные решения. На мой взгляд, всегда проще и комфортнее договариваться, чем вступать в жесткие неконструктивные отношения. Конечно, если такой подход разделяет сам заёмщик и готов всецело  и конструктивно взаимодействовать с банком.
 
– Как у банков сегодня меняются программы по минимизации рисков?
 
Банки, как правило, очень технологичны, и у каждого свои стандартные процедуры оценки рисков. В первую очередь мы анализируем финансовое состояние заемщика на основании данных за несколько последних отчётных периодов. Но это информация о том, что было с компанией.  Не менее важно понять, как компания планирует своё будущее.  При любых условиях и в любой ситуации.  А это уже качество планирования и оценка  качества управления компанией. Также нам важно понять, есть ли у компании ответ на вопрос, как она будет корректировать свою деятельность в период «турбулентности», что будет с рынком, на котором она работает, насколько диверсифицирован ее портфель поставщиков и подрядчиков. Нам важно, чтобы у клиента было объективное видение положения собственного бизнеса и рыночной ситуации. В таком диалоге с заемщиками и рождается истина. Очень многое становится понятным при личном контакте с клиентом. Если мы видим абсолютно адекватное понимание всех сложившихся рыночных реалий, тогда заемщик для нас в приоритете.
 
–  А если вы видите, что клиент не сможет вернуть кредит?
 
– Есть разные инструменты для работы с такими клиентами. Когда мы впервые анализируем положение компании, можем подсказать, на какие проблемы менеджменту стоит обратить внимание. Если приходится принимать решение в отношении уже существующих заемщиков, то здесь есть возможность в отдельных ситуациях реструктурировать платежи нам. При этом чётко понимая, что есть обоснованный бизнес-план, который отразил всю сложившуюся специфику и выведет компанию к поставленным целям.  Мы также можем вместе с клиентом доработать бизнес-модель, выступить агентами по реструктуризации с другими банками. Самое главное – убедиться в жизненности требуемых изменений и полной поддержке команды собственников и управленцев клиента.
 
– Какие рынки сегодня самые нестабильные?
 
– Наиболее нестабильны сейчас те компании, чей бизнес тесно связан с импортом, а рынок не позволяет заложить курсовые риски в конечную стоимость продукции. Но таких отраслей немного.
 
– А бизнес как себя ведет, стало ли меньше клиентов? Какие прогнозы?
 
– Мы очень рады тому, что нас воспринимают как адекватного и надёжного финансового партнёра. И нам бы очень хотелось сохранить этот статус. Да, рынок волатилен. Поэтому оценка рисков при взаимодействии с существующими и новыми заёмщиками становится ещё более непростой задачей. Клиентов не становится меньше, но, очевидно, снизится число заёмщиков, которому мы убедительно сможем сказать «да». Тем не менее, мы с оптимизмом смотрим в будущее. И рынки, и отрасли цикличны. Мы верим в наших клиентов и надеемся на то, что большинство из них сможет выбрать наиболее  оптимальные варианты функционирования в изменившихся условиях. А мы, в свою очередь, готовы оказывать им всяческую поддержку.
Самое читаемое
  • Песков: нового комментария по инциденту в небе над Польшей не будетПесков: нового комментария по инциденту в небе над Польшей не будет
  • Dragonfly заработал миллионы долларов в США и Европе. Чем живет Стрекоза с Урала сейчас?Dragonfly заработал миллионы долларов в США и Европе. Чем живет Стрекоза с Урала сейчас?
  • Падел-арена РМК на месте бывшего КРК Уралец готовится к открытию: фотоПадел-арена РМК на месте бывшего КРК Уралец готовится к открытию: фото
  • На Среднем Урале построят логоцентры за 15 млрд.  рублейНа Среднем Урале построят логоцентры за 15 млрд. рублей
  • Пощечина общественному вкусу и архитектурная чехарда. Здания Екатеринбурга XIX в.Пощечина общественному вкусу и архитектурная чехарда. Здания Екатеринбурга XIX в.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.