«Он просто угробил АвтоВАЗ»: за что Бу Андерссона могут уволить?
Гендиректор «АвтоВАЗа» Бу Андерссон может покинуть пост этим летом. Одна из причин недовольства акционеров его работой — рекордные убытки «АвтоВАЗа» по итогам 2015 года.
Об этом сообщили в ряде российских СМИ. В частности, источники газеты «Ведомости» рассказали, что госкорпорация «Ростех», владеющая блокирующим пакетом акций «АвтоВАЗа», уже ищет кандидата на пост президента автоконцерна.
А информаторы РБК сообщили, что работой «АвтоВАЗа» недоволен не только «Ростех», но и другой ключевой акционер концерна — альянс Renault-Nissan. О каких-то конкретных кадровых решениях, однако, пока не известно.
Действующий 3-летний контракт Бу Андерссона истекает в декабре этого года. Основные целевые показатели контракта — достижение доли рынка в 20% и выход «АвтоВАЗа» на уровень безубыточности при 6% операционной рентабельности. На сегодняшний день не выполнено ни одно из этих условий.
По данным на декабрь 2015 года, завод получил рекордный за время своей работы убыток в 74 млрд руб. по МСФО. Это в три раза больше, чем в 2014 году. Убыток от операционной деятельности вырос в восемь раз и составил 66,8 млрд руб., а рыночная доля «АвтоВАЗа» вместо намеченных 20% составила лишь 16,8%, сообщают в Ассоциации европейского бизнеса. Выручка автоконцерна упала на 8%, до 176,5 млрд руб., и чтобы сократить производственные издержки, глава «АвтоВАЗа» перевел работу завода в Тольятти на четырехдневный режим и снизил зарплату на 20% всем сотрудникам, включая топ-менеджмент. Рабочие уже провели митинги в знак протеста против снижения зарплат и готовят новые акции.
«Имеют место значительные сомнения в способности ОАО «АвтоВАЗ» и его дочерних организаций продолжать свою деятельность непрерывно», - заключил в своем отчете по МСФО за 2015 год аудитор автозавода Ernst & Young.
По данным источников РБК, предложение занять пост главы «АвтоВАЗа», было сделано гендиректору КамАЗа Сергею Когогину, но он отказался. Другим возможным кандидатом, который также отказался, стал, по сведениям источников, бывший директор сборочно-кузовного производства «АвтоВАЗа», а ныне исполнительный вице-президент по электромобилям Renault-Nissan Юг Демаршелье.
Сообщения СМИ противоречивы: некоторые из них сообщают, что говорить о снятии с поста Бу Андерссона будут на ближайшем заседании совета директоров 4 марта, а другие утверждают, что «никакого заседания совета 4 марта не планируется», и Андерссон проработает как минимум до конца своего действующего контракта.
Какие ставки делают эксперты
Прогнозы экспертов относительно судьбы автоконцерна и его главы также разнятся. Так, гендиректор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков уверен, что по совместному решению с руководством альянса Renault-Nissan Андерссон не останется на второй срок.
«Я сомневаюсь, что Андерссон покинет свой пост раньше, чем у него закончится контракт. Это было бы слишком затратно с точки зрения всех положенных ему выплат. А во-вторых, гендиректору Renault и Nissan Карлосу Гону пришлось бы таким образом признать, что были предприняты неверные стратегические шаги. Но в России очень сложно что-либо прогнозировать. Если сейчас руководство вдруг сменится, то в работе завода возникнет затяжная пауза, его будет «колбасить». Если держать курс на интеграцию в мировой автопром, то, конечно, этим должны заниматься иностранцы. А если важнее социальные аспекты, то во главе «АвтоВАЗа» должен быть российский руководитель», - приводит Газета.ру слова Целикова.
Увольнение Андерссона на фоне успешного старта продаж новой модели - Lada Vesta - было бы нецелесообразным решением, считает младший партнер практики «Промышленность» консалтинговой группы «НЭО Центр» Борис Меламед:
«Под его руководством произошло переосмысление бренда с упором на выпуск более конкурентной и качественной продукции. Прежний менеджмент не смог выпустить ничего похожего на новый модельный ряд. Андерссон же нацелен на дальнейшее развитие и продвижение бренда. В существующих реалиях я не вижу альтернатив — теоретически это мог быть кто-то из успешных топов крупных европейских либо японских автопроизводителей».
Глава независимого профсоюза «АвтоВАЗа» Петр Золотарев заявил, что ситуация в «АвтоВАЗе» не улучшится при любом менеджере:
«Ведь его собственники — это Карлос Гон, Renault-Nissan и «Ростех» в лице Сергея Чемезова, они и определяют политику «АвтоВАЗа». Они дают указания этому менеджеру, а он выполняет поставленные задачи. И говорить, что во всем виноват Андерссон, неправильно, нельзя допускать манипуляций на эту тему перед выборами. Ведь, к примеру, еще до его прихода Минпромторг рекомендовал оставить на «АвтоВАЗе» не более 55 тыс. сотрудников».
То, что у Андрессона есть проблемы с коллективом из-за сокращения зарплат и других решений, признает гендиректор радио «Страна» Игорь Моржаретто.
«Плохие отношения с коллективом сначала из-за сокращений, а потом и из-за урезания рабочих дней и, как следствие, заработной платыю Он достаточно жестко убирал людей из высшего звена, которые ему не нравились, и обиженных там действительно много».
Главным виновником сложной ситуации, в которой сегодня оказался «АвтоВАЗ», Андрессона считает один из топ-менеджеров автоконцерна. Он покинул предприятие в 2015 году.
«Предприятие, которому мы отдали годы жизни, Андерссон просто угробил, — заявил источник «Газеты.Ru», который пожелал остаться неизвестным. За последние полтора-два года он уничтожил предприятие. Ключевой ошибкой стала ситуация с комплектующими — он использовал слишком много иностранных вместо отечественных. В менеджменте царит полное кумовство, недовольство топов особенно вызывали сотрудники из Чехии. Сейчас нужно уговаривать вернуться назад всю команду, которая ушла после прихода Андерссона: человек со стороны в этом не разберется, а завод находится в критическом состоянии. Иностранцы могут быть только консультантами. Что касается Карлоса Гона, то со своей стороны он, конечно, все сделал правильно — нанес руками такого менеджера ущерб российской экономике».