От челнока – к «Русскому стандарту» и собственным проектам. Опыт Владимира Мариновича

Один из самых успешных стартаперов России Владимир Маринович, известный сегодня по компании GetTaxi Rus, поговорил с DK.RU о своей работе, о бизнесе в России и Новосибирске. Интервью «без галстуков».

Стартап-менеджер, генеральный директор GetTaxi Rus, исполнительный директор сети  магазинов «Улыбка Радуги» (более 500 магазинов), генеральный директор компании Vigoda, директор по маркетингу и продажам RUS INC «Русский Стандарт», кандидат филологических бизнес-консультант Владимир Маринович приедет в Новосибирск, чтобы поделиться своим опытом с новосибирскими стартаперами.

Накануне визита предпринимателя в Новосибирск DK.RU решил поговорить с ним о том, как влиться в бизнес с гуманитарным образованием; с чего начинать, когда «в стране бардак»; как мотивировать людей зарабатывать деньги, из чего их «делать»; и что нужно знать каждому бизнесмену.

Владимир Маринович честно рассказал, с чего начинал сам и благодаря чему его компанию заметил Forbes.

– Что вы считаете своим первым бизнесом в жизни?

– Своим первым бизнесом в жизни я считаю продажу товаров народного потребления на рынках Югославии и Польши. Я был классическим челноком.  Для примера, чтобы было представления о прибыльности: я продавал там утюги, чесночницы, удлинители, и за деньги, которые я там зарабатывал, покупал видеомагнитофон и продавал его потом за 3000 руб. При этом на товар я тратил 500 руб. В общем, это был очень хороший бизнес. Я занимался этим бизнесом с 1982 по 1992 год. Вот такой у меня был первый бизнес-опыт, и  я этим горжусь. Потому что в те времена челночники сделали огромное дело для страны: тогда не было вообще никаких товаров, машина поставок не работала, людям нечего было носить, и эти люди ,такие же как и я, возили джинсы из Польши, из Китая, они сделали важное дело, обеспечили страну. Честь и хвала этим людям, которые в очень непростое время смогли это сделать. Было непросто на границе: и туда доехать с деньгами, и оттуда вернуться. Ничего, мы это преодолели, я очень горжусь, что был челноком.

– С чего начался настоящий большой бизнес, планировали ли вы заранее свой успех, стремились ли сразу в лидеры признанных рейтингов?

– Нет, я вообще первые 10 лет старался расти в компетенциях, расти в знаниях и в задачах. После того, как я перестал заниматься челночным бизнесом, я пошел работать в очень крупную компанию (в 1993 году) вице-президентом по маркетингу и региональному развитию. Это была компания Cash&Carry – косметика и бытовая химия. Нарабатывал опыт, набирался знаний, как заставить работать и функционировать большую компанию. А после этого я сделал вторые высшие платные образовательные курсы на факультете журналистики Санкт-Петербургского государственного университета. Это был мой проект от начала до конца, благодаря которому мы заработали на компьютеры, принтеры (первые в Петербурге) – настоящий клад по дизайну Apple был куплен на деньги, которые мы заработали на этих курсах. Потом был опыт дистрибьюции и маркетинга у Рустама Тарико в «Русском стандарте» (Johnnie Walker, Меtaxa, Bacardi, Smirnoff).

Мой первый личный бизнес мы сделали с моим другом в 2008 году. Это был бизнес по принципу мерчандайзинга, по выкладкам на полки. Было огромное количество персонала, мы очень быстро доросли до хороших результатов. Чтобы было понятно: в 2008 году оборот был 25 миллионов в месяц – это  была хорошая маржа. За 15 лет я прошел пусть от челнока до компании с оборотом в 300 млн. Все это время набирал опыт и знания. Ну а дальше были классические стартапы с возможностью получить свою долю в акциях или оплату по результату за сделанную работу для акционеров.

– В вас особенно интересно то, что вы – кандидат филологических наук, человек, сломавший стереотипы: филолог ничего не смыслит в цифрах и экономике. А вы попали в список одних из самых успешных бизнесменов России, что предполагает как минимум хорошую экономическую подготовку и знание маркетинга. Или базовое образование далее позволяет наращивать в голове все, что угодно?

– Я бы хотел, чтобы вопрос звучал поскромнее, потому что одни из самых успешных бизнесов в России – это, например, «Лукойл» или «Альфа-Банк»,  а про меня можно сказать, что я, наверное, один из самых успешных стартаперов в России, это правда. Но есть огромное количество людей, которые зарабатывают огромные деньги, гораздо больше, чем я, и бизнес у них по масштабам больше, чем у меня. Другое дело, у меня есть компетенции по старту новых проектов, это то, что касается понимания, кто я есть. Теперь по поводу кандидата филологических наук: вы знаете, у меня есть теория, что все люди рождаются или «вордовцами», или «экселевцами». Так вот, я родился классическим «вордовцем». Более того, закончил факультет журналистики СПбГУ. Я действительно очень люблю разговаривать, люблю и умею рассказывать. Но жизнь показала: если ты хочешь сохранять деньги, если хочешь управлять компанией, значит, компанию надо контролировать, а это, прежде всего, значит – контролировать деньги. И поэтому волей – неволей я стал «экселевцем». То есть для меня в каждом проекте, который я теперь создаю, всегда самое главное – это те цифровые показатели, через которые я контролирую свою команду и ее  результаты, по которым, собственно, отчитываюсь перед своими акционерами и партнерами. Поэтому никуда не денешься от цифр: первое, что сделало трансформацию из филологического человека в бизнесмена – это, конечно, умение считать и понимать цифры.

Интересно получилось, что я вначале оказался президентом по маркетингу самого крупного в Санкт-Петербурге совместного предприятия, и Олег Леонов (я ему за это очень благодарен) поверил в меня, он поверил в мою креативную способность создавать уникальные маргетинговые идеи. С тех пор я тоже стараюсь молодых и подающих надежды перспективных людей «захватить», давать им шанс. Это такой способ отдать долг Олегу  Леонову,  я ему за это очень благодарен.  Также я благодарен Рустаму Тарико,  который поставил мне эти компетенции,  и в начале я их развивал на практике. Когда я писал диссертацию, эти  знания, эти набитые шишки и мозоли, эти достижения действительно помогли мне разложить и структурировать информацию. Это мне очень помогло в работе над кандидатской диссертацией. Кстати, диссертация была близка  к вопросам позиционирования, к вопросам отстройки от конкурентов, потому что название диссертации было такое «Опыт системного анализа негосударственных радиостанций, имидж негосударственных радиостанций, опыт системного анализа».  Я тогда разбирал как раз вопросы, почему одна радио станция более успешна, чем другая, чем она отличается, и почему аудитория готова слушать больше, чем другую, и, соответственно, туда идут больше рекламодателей, и эта радиостанция имеет больший экономический успех. Так что все равно это было близко и рядом с бизнесом.

В те времена нужно было зарабатывать деньги, и у меня было 2 варианта: или идти очередным непризнанным гением в область журналистики и пить со своими собратьями по цеху в баре Дома журналистики  на Невском проспекте и горько кивать головой, арссуждая о том, что журналисты никому не нужны, или зарабатывать деньги. Ну и, наверное, поэтому я и нашел тот путь,  который привел меня к тому, что я есть, – через маркетинг, через рекламу в продажи, ну и дальше в управление проектами и  управление компаниями.

– Тренеры часто говорят: «надо видеть успех», «надо очень  захотеть – и все будет». Это иногда надоедает слушать. Что принципиально нового вы можете предложить своим слушателям?

 – Это предельно хороший вопрос, потому что за последние 5-10 лет на этом рынке появилось огромное количество инфобизнесменов, которые девальвировали вообще ценность знания, ценность консультации, ценность практического опыта – это то, с чем мне приходится сталкиваться каждый день.

Видите ли, я классический консультант. Что это значит? Это значит то, что когда ко мне приходит предприниматель, у которого есть задачи по увеличению продаж, по построению дистрибуции, по построению отдела маркетинга (который также бы развивал продажи), по созданию новых продуктов – это все вопросы очень практические, они земные. Если ты делаешь правильно, то ты получаешь результат, если ты не делаешь правильно, то ты не получаешь результат.

И мне приходится сталкиваться с тем, что большое количество инфобизнесменов, которые в последнее время расплодились, не обладая этими практическими знаниями, но прочитав какое количество книжек, с  официозностью вещают прописные истины и не помогают достичь реальных результатов.  Самая большая беда, с которой приходится работать таким консультантам, как я, – это продажа мотивации, она испортила вообще все. То есть, действительно, инфобизнесмены весь рынок знаний привели к такой, на мой взгляд, пошлой и глупой идее : «Если я не сделаю миллион к декабрю, то я такому-то человеку подарю, например,  Kia Sportage». Но это безумие, бред и бессмысленность, потому что человек вместо того, чтобы заниматься реальными знаниями, реальным ростом бизнеса, занимается какими-то глупостями, он начинает метаться, начинает делать фальшивые бизнес-схемы.

И порой ко мне приходят люди, которые, начитавшись и наслушавшись этих бизнесменов, берут жилье в ипотечный кредит, потом они делают незаконные перепланировки, сдают эти перепланировки в аренду и они не понимают, что это криминал, и это абсолютно все далеко от бизнеса, абсолютно все далеко от реального предпринимательства. 4 главные точки, которые предприниматель точно должен знать в своем бизнесе – это что есть твоя цель (денежная), что есть твой продукт, как он может к этой цели привести, как выстроены бизнес-процессы, продажи, маркетинг, логистика; и четвертая – самая главная – что есть твоя команда.

Так вот, вместо того, чтобы развивать свой бизнес по этим точкам, люди начинают заниматься какой-то эвфемистикой, какой-то мистикой и убеждением друг друга, что если я не сделаю миллион, то я кому-то подарю машину, и из-за этого появляется какая-то внутренняя мотивация.  Я в это не верю. Все должно быть экологично, и у каждого человека есть какая-то его сильная сторона, есть сильная черта. Если я, например, прекрасен в сборе команд, значит, мне нужно заниматься только сбором команд. Если я не силен в логистике, значит, мне нужно взять  лучшего логиста. Если я не силен в производстве, значит, нужно найти лучшего производственника. Это смысл бизнеса: собирать сильные команды. Это я говорю про себя. Но, к сожалению, инфобизнес эти вещи, может, в силу отсутствия практического опыта, не доносит до предпринимателя. И это главная беда, с которой мне приходится сталкиваться. Но каждый раз я закатываю рукава, вздыхаю и делаю. Как в моей любимой пословице: вздыхаем и делаем. Такие люди, как я, как эксперты из бизнес-школы «Вверх» – это люди, которые дают практическое знание по решению четырех основных задач: что есть твоя цель, что есть твой продукт, как построены процессы, как построена команда. И я уверен, что со временем шелуха уйдет, а практическое знание, конечно, на рынке останется и будет востребовано.

– Почему вы решили делиться своим опытом? Считаете, что в России мало грамотных топ-менеджеров?

Это профессия молодая, но, грубо говоря, бухгалтеры были и в советские времена. Я считаю, что сложность в том, что профессия топ-менеджера состоит не только из знания, это еще опыт,  сложенный из конкретных реалий российского бизнеса , и даже бизнеса каждого города. Почему не российского бизнеса вообще, а конкретно в этом городе? Потому что, вы понимаете, разные города России находятся в разной стадии развития, где-то в большей степени важен административный ресурс, где-то в меньшей степени. Где-то в большей степени власти готовы способствовать реальной конкуренции, где-то в меньшей. Поэтому бизнес в России всегда зависит от 3 важных вещей:


1) влияния государства на бизнес;
2) знания конкретным руководителем конкретных задач и менеджерских решений;
3) способности понимать, какие компетенции нужны компании, и находить правильных людей.


Потому что в России нет проблем с деньгами, со спросом, со сбытом. В России есть в понимании, что именно продавать, и как именно «докручивать» продукт, чтобы его покупали. К сожалению, очень часто ко мне приходят предприниматели, которые делают 67-ю копию 54-го магазина аксессуаров для айфонов, или какое-нибудь очередное интернет-кафе, и удивляются, почему нет прибыли, почему нет успеха. И когда я задаю вопрос «Чем вы отличаетесь от 50 своих конкурентов?», им очень трудно ответить. И, к сожалению, наверное, это самая главная ошибка, которую делают предприниматели. Они сначала что-то делают, а только потом думают, кому это надо. Поэтому главная задача, которую решает бизнес-школа «Вверх»  и лично я, – это формирование у предпринимателей понимания: прежде чем создавать продукт, нужно понять, кто его будет покупать, кому он нужен, кто будет готов за него платить. Это простые вещи, которые мы рассказываем, и которые, кстати, я не только на собственном опыте отработал, но и вычитал в хороших книгах, например, у Гая Кавасаки «Искусство стартапа». Это такая простая вещь: сделайте сначала работающую модель, покажите на затратах в 100 тысяч рублей, что эта модель работает и приносит прибыль, что она уже кому-то нужна – и все, после этого мы уже можем вкладывать 200 тысяч.  И если эта модель прибыльна, значит, можно вкладывать еще 500 тысяч, и если и она прибыльна, то можно вкладывать миллион.

К сожалению, когда 7 или 10 лет назад большое количество людей, предпринимателей и топ-менеджеров пошли учиться на курсы МБА, (они с трудом сдавали эти 30, 40, 50, 60 тысяч долларов – а то и евро – за МБА), у них было ожидание, что они каким-то образом получат то великое знание, которое им автоматически позволит достигнуть успеха.

Сейчас, как вы уже знаете, никакое образование не дает гарантию успеха. Никакое. И очень жаль. Но это не значит, что не нужно получать образование. Его нужно получать, и нужно ходить к таким практикам, как я, к Тинькову*, к Рустаму Тарико учиться. Нужно учиться вдобавок к тем знаниям, которые вы получите и в первом высшем образовании, и в МБА. Но все это будет бесполезно, если только вы не будете задавать себе каждый раз главный вопрос: кому мой продукт нужен, кто будет готов за него платить? Это то, чему учат в бизнес-школе «Вверх» – пониманию конкурентоспособности вашего продукта. Все остальное приложится.

– Чем вам интересен Новосибирск, почему решили давать мастер-класс здесь?

Это очень хороший вопрос, я вам благодарен за него. Потому что я 100 миллиардов раз слышал, что Новосибирск – самый главный интеллектуальный город России, что если Москва – это финансовый центр России, Петербург – культурный центр России, то Новосибирск – это интеллектуальный центр России. Это город, где живут умные люди, которые делают умный бизнес. Мне это очень интересно и меня это очень привлекает, потому что, как вы знаете, бизнес – это прежде всего люди. Познакомиться с предпринимателями из Новосибирска – для меня это большая честь, большое ожидание, я очень хочу в Новосибирск. Поверьте, это честный ответ.

* - выполняет функции иностранного агента
Самое читаемое
  • Крах мировой долларовой системы и его последствия. Прогноз от Михаила ХазинаКрах мировой долларовой системы и его последствия. Прогноз от Михаила Хазина
  • Опубликованы рендеры нового приемного отделения больницы №40 в ЕкатеринбургеОпубликованы рендеры нового приемного отделения больницы №40 в Екатеринбурге
  • Иностранные компании по-прежнему хотят уйти из РФ — десятки заявок каждый месяцИностранные компании по-прежнему хотят уйти из РФ — десятки заявок каждый месяц
  • Чиновник, работавший главой регправительства и помощником полпреда, обогатился на 41 млрдЧиновник, работавший главой регправительства и помощником полпреда, обогатился на 41 млрд
  • «Уходишь ты — уходит и бизнес»: почему Светлана Корабель закрывает юридическое агентство«Уходишь ты — уходит и бизнес»: почему Светлана Корабель закрывает юридическое агентство
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.