«Пациенты становятся требовательнее». Новосибирский медбизнес — о внедрении инноваций

Насколько современной медицине нужны постоянные изменения и внедрения инноваций, чего стоит клиникам менять и улучшать технологии с точки зрения инвестиций и юридических нюансов?

Медицина — отрасль, постоянно требующая передовых технологий и цифровизации процессов. Насколько быстро клиники реагируют на рынок и внедряют инновации в свою повседневную деятельность, сколько времени требуется на обучение врачей работе с новыми технологиями, и как в этом смысле обстоит вопрос с квалифицированными кадрами — существует ли необходимость дополнительного обучения персонала, найма новых сотрудников или (что ближе к фантастике) замены их роботизированными технологиями? 

Насколько частная медицина открыта экспериментам с высокими технологиями, готова ли тестировать и внедрять что-то принципиально новое до того, как это опробует государство и «даст добро»? Какие законодательные сложности могут возникнуть при использовании инновационных методов диагностики и лечения?

Эти вопросы ДК предложил обсудить представителям медицинской отрасли, а также опробовать в действии инновацию новосибирских разработчиков.

В заседании круглого стола приняли участие директор клиники «Блеск» Дмитрий Воробьев, управляющий сетью клиник «СМИТРА» Петр Смиренко, директор компании Era Development Роман Давыдов, руководитель отдела развития Era Development Виктор Кузаков, руководитель call-центра «Здравица» Анастасия Зайцева, руководитель отдела маркетинга и рекламы клиники «Санитас» Кристина Елизарова, директор Клиники Европа Наталья Фирсова, заместитель директора по хирургической помощи РЖД Медицина, к.м.н. Евгений Береговой, генеральный директор MedMart в Новосибирске Марина Кондратюк.

Модератором выступила директор маркетингового медицинского агентства МЁD Ирина Овдина.

«Пациенты становятся требовательнее». Новосибирский медбизнес — о внедрении инноваций 1Медицина — самая инновационная отрасль, самая сложная техника — это медицинская. Каждый год выходит что-то новое, и я думаю, трудно представить область в медицине, которая не пользуется новыми технологиями. Как только открылись границы, технологии хлынули, предлагается все больше и больше. В первую очередь это оборудование, и это самое дорогое. Есть инновации в IT, но они дешевле. Хотя они тоже, безусловно, обязательно используются, потому что оборудования без IT-решений уже не бывает. Все это нужно использовать и внедрять. Но инновации довольно долго окупаются, а что-то вообще не окупается, — высказался первым директор клиники «Блеск» Дмитрий Воробьев.

Управляющий сетью клиник «СМИТРА» Петр Смиренко отметил:

«Пациенты становятся требовательнее». Новосибирский медбизнес — о внедрении инноваций 2Все на самом деле работают, пока есть какая-то эффективность от этого, и пока не изобрели ничего нового и улучшенного. Бывает, внезапно выясняется, что качество аппаратов, которые мы ставили в 2010 г., в 2016 г. уже уступает новому оборудованию, —приходится проводить апгрейд. И здесь возникает две проблемы. Во-первых, высокая стоимость внедрения инноваций, во-вторых, ограничения, связанные со стандартами использования. Например, бывает так, что какая-то технология не попадает в перечень Минздрава разрешенных к использованию в медицине. Есть технологии, которые не входят в стандарт. А при сегодняшнем контроле этих стандартов вообще непонятно, как будут трактовать выход за пределы стандартов. Понятно, что их нельзя нарушать, но ведь некоторые стандарты могут ограничивать использование инноваций. Это вторая сторона медали внедрения новшеств. Контроль усиливается, и даже уже выходит за рамки разумного, поэтому иногда уже начинаешь задумываться, не получишь ли ты, внедрив технологию за несколько миллионов, чего-то отрицательного.

«Пациенты становятся требовательнее». Новосибирский медбизнес — о внедрении инноваций 3Помимо оборудования и диагностики, много технологий появляется и используется в сфере сервиса, там все больше рождается IT-технологий. Пациенты сейчас очень активно ставят себе диагнозы, проходят какие-то онлайн-консультации зарубежных врачей, поэтому стараешься сделать для пациента как можно больше, чтобы он все-таки шел в клинику, не занимаясь самолечением. И вот это улучшение сервиса — это тоже инновации. Тем более пациенты становятся уже намного требовательнее, им нужны дополнительные услуги, сервисы, приложения, личные кабинеты и так далее. И это тоже большая статья расходов, помимо оборудования, и это то, на что тоже стоит обращать внимание, — прокомментировала руководитель отдела маркетинга и рекламы клиники «Санитас» Кристина Елизарова.

Однако в вопросе клиентских сервисов, связанных с обработкой персональных данных, есть загвоздки в виде законодательства, напомнил Петр Смиренко.

Что касается всех этих приложений и личных кабинетов, то здесь тоже сильно действует буква закона. Все это с юридической точки зрения является незаконным, так как связано с персональными данными. В принципе, любой личный кабинет на сайте медорганизации может являться большим нарушением, и наказание может быть вплоть до закрытия клиники, — сказал он.

«Пациенты становятся требовательнее». Новосибирский медбизнес — о внедрении инноваций 4Правовая часть всегда тянется за инновациями — любое новое всегда требует определенного регулирования. Пока у нас то, что применяется сегодня, урегулировано лишь процентов на тридцать. В ближайшее время это будет большой проблемой не только для государства, но и для всех медучреждений, активно пользующихся цифровыми технологиями, — отметила Ирина Овдина.

 

 

«Пациенты становятся требовательнее». Новосибирский медбизнес — о внедрении инноваций 5Вопрос законодательного регулирования особенно остро стал обсуждаться за круглым столом, когда директор Era Development Роман Давыдов рассказал о разработке, которую создала его компания. Специалисты создали сервер, который, используя некоторые алгоритмы, может обучаться на большом количестве фотографий распознавать разные виды рака и выдавать рекомендации, основываясь на выводах, которые он «понял» в процессе обучения. Мобильное приложение Check melanoma запущено для пробы этого сервера: в него можно загрузить фотографии родинок, и система определит, злокачественные они или нет, и есть ли риск развития меланомы. 

Помимо меланомы, нейросеть, созданная компанией Era Devlopment, учится распознавать рак легких и молочной железы, а также пневмонию.

Система разработана в основном для профессиональных пользователей, врачей, в помощь для быстрой и более точной постановки диагноза. Приложение для обычных людей, являющихся потенциальными пациентами, создано для того, чтобы человек мог, имея сомнения в своем здоровье, пройти самостоятельное тестирование и принять решение о походе к врачу.

Пока, по словам Романа Давыдова, система выдает 75% правильных диагнозов. У представителей клиник такая разработка вызвала некоторый скепсис и опасения.

«Пациенты становятся требовательнее». Новосибирский медбизнес — о внедрении инноваций 6С законодательной точки зрения это «игрушка», потому что «диагнозы», которые выдает такое приложение, не имеют юридической силы, а также и разработчики юридически не защищены. Хорошо, когда человек, протестировав себя, испугался и пошел к врачу, но, если он не испугался и не пошел, а через какое-то время выяснилось, что он заболел, это может привести к судебным искам. При определении меланомы 20-25% ошибочных диагнозов — это колоссальная цифра. И если система выдала ему результат, что он здоров, а через год он умрет от меланомы, — это сразу проблемы с законом, — отметил заместитель директора по хирургической помощи РЖД Медицина Евгений Береговой.

Мы не думали о том, чтобы заменить своей разработкой врачей, а также не призываем людей только к самодиагностике, мы предлагаем создать систему, которая будет помогать и пациентам, и врачам: быстрее выявить проблему и быстрее начать над ней работать. Почти каждый человек ежегодно проходит флюорографию (по крайней мере, должен), и если наша система, при должном уровне обучения, будет внедряться на государственном или региональном уровнях, и все снимки, которые делаются пациентам в клиниках, будут прогоняться через такую систему, мы сможем увеличить количество раннего обнаружения рака легких. Меланома — это то, с чего мы начали, и на чем решили протестировать свою систему, но, поговорив с врачами, поняли, что интересуют больше рентгены, КТ и так далее, — ответил Роман Давыдов.

Евгений Береговой заметил, что в случае использования таких приложений важно давать понять пользователям, что рекомендации системы не являются медицинским заключением:

Как программный продукт, используемый в качестве помощника проведения скрининга, это очень хорошая идея. Но, опять же, важно помнить о законодательстве. Важно дать понять людям, что это информационный продукт. Достоверность выдаваемых заключений у таких программ, как правило, равна 70%, поэтому важно, чтобы система, вне зависимости от результата тестирования, рекомендовала пациентам обратиться к врачу. Если говорить об использовании такой системы врачами, то это должно быть просто дополнительной опцией, которая даст врачу сигнал углубиться в какое-то обследование, если есть сомнения. Если двигаться именно в этом направлении, это будет лучше, чем работать над приложением для гаджета. Простому потребителю отдать на откуп такое приложение можно только на короткое время, с целью — оценить. То есть для сбора информации и материала, на котором будут обучаться нейросети. Но сам продукт очень опасный. Как инструмент для врача он должен быть приложением к медицинскому оборудованию, а не программой в гаджете.

«Пациенты становятся требовательнее». Новосибирский медбизнес — о внедрении инноваций 7Я считаю, что именно в вопросе диагностики компьютер не способен дать в полной мере развернутый диагноз, все равно есть определенные нюансы, которые может отметить, охарактеризовать и сопоставить только врач, чтобы принять решение в пользу какого-либо диагноза, и сделать верные назначения. Компьютер все-таки оперирует только теми данными, которые в него загружены, не видит полноценной клинической картины. Уровень врачей сейчас достаточно высок, чтобы квалифицированно подходить к делу, — поделилась мнением Наталья Фирсова.

Другие участники круглого стола отметили, что приложений для проверки здоровья сегодня много, но они несовместимы с программами, в которых работают врачи. То есть главная проблема использования этих технологий — отсутствие стыковки с врачами.

Дмитрий Воробьев высказал мнение, что клиникам нужны скорее разработки, касающиеся сервиса — разного рода приложения, напоминающие о приеме у врача, помогающие составить список выписанных процедур и лекарств, а также способы их применения, время приема и так далее. Все, что поможет облегчить общение и улучшить взаимодействие пациента с врачом и клиникой, сейчас, по мнению участников круглого стола, намного актуальнее, нежели разработки, касающиеся диагностики, потому что, во-первых, по их словам, быстро поставить правильные диагнозы позволяет высокая квалификация врачей, а во-вторых, постоянно модернизирующееся оборудование.

Участники круглого стола сошлись во мнении, что инновации, бесспорно, медицине нужны, и даже необычные разработки в помощь врачам имеют право на существование и внедрение, однако руководители поликлиник призывают относиться к этому со здоровой долей осторожности и прагматичности — помнить о всех «подводных камнях», связанных с законодательством, а также понимать, что сегодня в медицинском учреждении главным является пока еще врач, и какие бы технологии ни применялись, решение принимает всегда живой специалист, а не робот или оборудование.

Однако, как отметили директора медучреждений, если новые технологии и приложения будут провоцировать людей заботиться о здоровье и стимулировать обращаться к врачам при любых сомнениях, то они точно улучшат статистику по серьезным заболеваниям, которые будут выявляться как можно раньше и повышать шансы людей на успешное лечение.

Фотограф: Роман Барников

http://romanstudio.ru

«Пациенты становятся требовательнее». Новосибирский медбизнес — о внедрении инноваций 8

«Пациенты становятся требовательнее». Новосибирский медбизнес — о внедрении инноваций 9

«Пациенты становятся требовательнее». Новосибирский медбизнес — о внедрении инноваций 10

 

«Пациенты становятся требовательнее». Новосибирский медбизнес — о внедрении инноваций 11

«Пациенты становятся требовательнее». Новосибирский медбизнес — о внедрении инноваций 12

Самое читаемое
  • В Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкоматВ Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкомат
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%
  • Вместо «горнолыжки» — событийный туризм: что будет в «Большой Сысерти»?Вместо «горнолыжки» — событийный туризм: что будет в «Большой Сысерти»?
  • «Ашан» не собирается уходить из России«Ашан» не собирается уходить из России
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.