Покупки в один клик, чаты и боты. Новосибирские директора поговорили об автоматизации

Клиентский сервис в эпоху автоматизации — как он должен выглядеть, как внедрять, и всем ли это нужно? Представители разных отраслей новосибирского бизнеса поговорили об этом на Клубе Директоров.

Экспертами и спикерами нового заседания Клуба Директоров 31 мая стали директор по маркетингу «Сибирские сети», основатель e-commerce клуба «Сибирь» (опыт работы в «Обувь России», «Всемайки.ру») Ирина Поддубная; руководитель департамента клиентского сервиса макрорегиона «Сибирь» Tele2 Евгения Мамонтова; директор программы лояльности Biocoin, блокчейн-проекта, поддерживающего идеи защиты экологии и ответственного потребления, сооснователь первой российской Ассоциации клиентской лояльности и клиентоцентричности (КЛИК), консультант по программам лояльности и управлению клиентским опытом Елена Наумчик (Москва, видеоспич); консультант по постановке и организации учета, оптимизации и автоматизации бизнеса, регулярный спикер отраслевых конференций INFOSTART (Санкт-Петербург) Алексей Патюков; соучредитель кейтеринговой компании «Кейтеринг от Анны Сидевич», вице-президент по кейтерингу СибФРиО, Член Интернациональной Ассоциации Кейтерье ICA Анна Сидевич; директор медицинского центра «Luxmedica» (опыт работы директором по развитию CRONA Medical&SPA Hotel) Маргарита Шаракина; владелец регионального интернет-магазина строительных материалов «Склад ремонта», директор агентства интернет-маркетинга «Маркетика» (опыт работы в компаниях: «Новотелеком», «ТТК – Западная Сибирь», «Сибирские сети», «Яндекс») Сергей Вепренцев.

Покупки в один клик, чаты и боты. Новосибирские директора поговорили об автоматизации  1

Первой своим видением процесса автоматизации бизнеса поделилась Ирина Поддубная. По ее словам, в последние годы всероссийские тренды сильно не меняются, и еще с 2016 года все эксперты и аналитики говорили о том, что будут фокусировать свой бизнес на автоматизации. Уже несколько лет предприниматели говорят о таких вещах, как:

— Оптимизация

— Автоматизация

— Внедрение CRM систем

— Онлайн сервисы

— Чаты и боты

— Big Data

— Omni и multichannel

Последний пункт — это, по мнению Ирины Поддубной, тренд, который «заставил многих выходцев из классического оффлайн-бизнеса начать автоматизировать все и вся, потому что интернет-торговля требует гибкости».

Бизнес, растущий в оффлайне, в интернете строится принципиально по-новому. Потому что клиенты диктуют условия рынку, бизнес обязан под это подстраиваться. Мультиканальная модель — это про то, что бизнес представлен в разных точках контакта и оказывает услуги именно там. Омниканальность — предел совершенства любого бизнеса в интернете: когда все каналы коммуникации или продаж связаны между собой «бесшовно», на уровне IT-систем. К сожалению, автоматизация — процесс бесконечный, потому что нет предела совершенству. Стоит единожды начать, и вы погружаетесь в это, начиная искать новые возможности, чтобы развивать свой бизнес. Глобальные тренды так или иначе подталкивают нас внедрять все больше и больше. Еще один тренд — переход от клиентоориентированности к клиентоцентричности. Модель говорит о том, что весь бизнес строится от клиента. В том числе автоматизация, — отметила спикер.

Что можно автоматизировать сегодня? С чего все начинается? По словам Ирины Поддубной, процесс автоматизации начинается с того, что от клиентов собирается обратная связь, сегментируется и представляется на сайте в разной форме, чтобы автоматизировать процесс коммуникации по часто задаваемым вопросам. Так повышается уровень пользования интернет-магазинами, рост онлайн-заказов. Люди научились покупать в интернете, потому что это экономия времени, и на сегодня самый топовый тренд, по мнению всех участников обсуждения, — покупки в один клик. Много действий на сайте совершать уже неудобно, авторизацию нужно делать через соцсети, чтобы люди могли легко и без лишних действий зарегистрироваться и сделать покупку.  

Также, как рассказала Ирина Поддубная, в тренде сегодня доступность сервисов 24/7, удобная платежная система, финансовая безопасность, продумывание за клиента: (например, подписки на товар, который постоянно покупаешь; онлайн-доставки и прочее). 

Вторым выступил Алексей Патюков, который рассказал о базовых эффектах автоматизации. По его мнению, это — снижение временных затрат на выполнение операций, снижение требования по квалификации к сотрудникам, снижение времени адаптации новых сотрудников.

Спикер задался вопросом: а чем отличаются автоматизация и роботизация? Согласно его представлениям, автоматизация внедряется в помощь сотруднику, а роботизация — в замещение живых людей. Поэтому можно говорить о том, что это совершенно разные процессы, которые приводят к разным последствиям.

Экономический расчет эффекта внедрения автоматизации по Алексею Патюкову:

— Снижение затрат на ФОТ и НиВ

— Снижение затрат отпуска и больничные

— Снижение затрат на аренду рабочего места

— Снижение затрат на содержание рабочего места

— Снижение затрат на привлечение персонала

— Снижение затрат на управление 

Также спикер порассуждал на тему роботизации в E-commerce — как можно заменить сотрудников и каких?

Например:

— менеджеры продаж (продает сайт, а не сотрудники)

— контент-менеджер (система сама размещает на сайте)

— менеджер по закупкам (система сама взаимодействует с поставщиком)

— менеджер склада (система сама определяет порядок готовности и сборки заказов)

— оператор (система сама разносит платежи и ставит документы на отгрузку).

Евгения Мамонтова, в свою очередь, поделилась кейсами компании Tele2:

Для нас автоматизация — это не просто актуально. Имея на рынке несколько десятков миллионов клиентов, мы воспринимаем это как вопрос выживания. Как потратить ресурсы, чтобы, с одной стороны, клиенты оставались с нами и были довольны, с другой — где та грань, когда нужно автоматизацию сократить (например, долгие автоматические сообщения, ненужная информация)? Tele2 в процессе автоматизации внедрила такую технологию, как «Автоматический голосовой ассистент»: оператору поступает более 200 000 звонков от клиентов ежедневно, от 30 до 150 параметров система с элементами ИИ анализирует во время входящего звонка, из 1500 звуковых блоков формируется «личное меню» каждого клиента. Более 65% клиентов решают свой вопрос в голосовом меню, не обращаясь к оператору, — рассказала спикер.

Автоматизация, по ее мнению, нужна для персонализации подхода и высвобождения ресурсов. Например, чтобы с каждым клиентом можно было общаться индивидуально, не тратя много времени на анализ его профиля, чтобы найти к нему персональный подход.  

Третьим спикером заседания Клуба Директоров заочно стала Елена Наумчик, приславшая видеоспич из Москвы. Ее мнение:

Автоматизация убивает клиентский бизнес или развивает его? Я считаю, что всё — лекарство и всё — яд. Автоматизация — это лишь одно из направлений развития технологий. А технология сама по себе ничего не делает, это потенциал, возможность, инструментарий, который мы можем применять в компании во благо или во вред. Может ли автоматизация убить клиентский сервис? Легко! Мы часто слышим ответы роботов по телефону, — «Нам очень важен ваш звонок» — но в то же время на уровне решения нашей задачи ничего не происходит, поэтому никакой важности мы не ощущаем.  Однако точно можно сказать, что наличие, например, автоматизированных колл-центров — это все-таки благо для компании, так как за счет этого высвобождается огромное количество ресурсов. Клиенту, по большому счету, все равно, разговаривает с ним человек или робот — важно, что клиент в итоге получает то, за чем обратился, и здесь вопрос технологий не так важен. Это актуально и полезно не для каждого бизнеса, но особенно актуально для колл-центров, агрегаторов турпоездок, интернерт-ритейлеров, например. Потому что нужна удобная, понятная, быстрая система поиска и покупки. Когда компания начинает сочетать понимание потребности клиента и клиентского пути с теми технологическими возможностями, которые сегодняшний мир предоставляет, тогда рождается ощущение доверия и лояльности, — отметила спикер.

После выступления спикеров своим мнением поделились эксперты.

Анна Сидевич:

Послушав спикеров, я в очередной раз убедилась, что клиентский сервис — это ключевая компетенция компании, которая сегодня определяет конкурентное преимущество на рынке. Но начинать надо с сервиса. Моя кейтеринговая компания успешно растет и развивается на рынке уже шестой год, у нас есть клиентский сервис, а автоматизации нет. Наш бизнес — это люди, помноженные на технологии. Своих менеджеров я выращиваю с нуля. Смотрю, как они работают и общаются с заказчиками. И тех, кто совпадает с командой по базовым человеческим ценностям, дообучаю профессионально. Например, был у нас один кандидат на должность администратора, энергичная девушка. И на фуршете я за ней наблюдала. Пришло гостей больше, чем было заявлено — бывает такое. И когда к ней подошел гость и сказал, что ему нечем кушать салат, она ему, не задумываясь, ответила, что вилочки закончились. А ведь эта особа могла пойти быстро помыть грязную вилку! Или хотя бы спросить у меня, что же делать, ведь гостю нечем кушать! После этой истории мы с девушкой быстро расстались. Ведь клиентоориентированность должна быть у человека в крови, и важно искреннее желание помочь любому гостю в любой ситуации.  А дальше мы уже его можем обучать корпоративным стандартам работы. У нас есть чек-листы для каждой должности и отработанная цепочка бизнес-процессов. Отлично осознаю, что следующий этап — это автоматизация. И я даже познакомилась на Клубе Директоров со специалистом, с которым начали прорабатывать эту тему. Я считаю, там, где конкуренция наиболее высока, а клиентский сервис хорошо проработан, прописан, просчитан и является неотъемлемой частью бизнеса, его можно доверить роботам и, соответственно, максимально тиражировать. Такой уровень клиентского сервиса выглядит для меня как космический корабль. На рынке же кейтеринга я делаю ставку на человеческие качества и ценности, которые есть во мне и нашей команде. Сейчас мы на этапе стандартизации. Ну а задача ближайшего времени — следующий шаг, автоматизация. Просчитанная, обоснованная, с понятным сроком окупаемости.

Сергей Вепренцев:

Я удивлен, какой интерес вызвала тема автоматизации клиентского сервиса. Казалось бы, этот трудоемкий и технический процесс скучен, а роботы, которые обслуживают человека, у многих ассоциируются с назойливыми автоинформаторами. Но в ходе обсуждения стало понятно, что это уже не так — вовсю работающий искусственный интеллект не только повышает производительность и уменьшает ошибки, но и вполне себе обладает человеческим лицом.

Маргарита Шаракина:

Автоматизация в медицине имеет важную роль. Онлайн-записи на прием, оперативные ответы в чатах, электронные медицинские карты и электронные больничные листы, автоматическая отправка результатов анализов пациенту, возможность организовать консилиумы с врачами из разных городов и так далее. Все это позволяет пациенту экономить время, получать качественную помощь оперативно и своевременно, а ведь иногда речь идет о жизни человека. И если руководитель медицинского центра также большое внимание уделяет сотрудникам, которые взаимодействуют с пациентом, их профессионализму, развитию, доброжелательности, то автоматизация будет дополнять и улучшать качество клиентского сервиса.  Но вряд ли когда-нибудь роботы смогут заменить профессионализм, опыт и человеческие качества лечащего врача. Как и везде, здесь важен баланс и любовь к своему делу.

Самое читаемое
  • В Екатеринбурге построят трамвайную линию и мост через ИсетьВ Екатеринбурге построят трамвайную линию и мост через Исеть
  • Психолог Марат Габдрахманов: как определить критический уровень стресса у сотрудниковПсихолог Марат Габдрахманов: как определить критический уровень стресса у сотрудников
  • «Собственники могут начать уводить бизнес в тень»: реальные последствия повышения НДС«Собственники могут начать уводить бизнес в тень»: реальные последствия повышения НДС
  • АИ-95 в Екатеринбурге уже продают по 70 руб. за литрАИ-95 в Екатеринбурге уже продают по 70 руб. за литр
  • Матвиенко: пусть неработающие платят по 45 тысяч в год за медстраховкуМатвиенко: пусть неработающие платят по 45 тысяч в год за медстраховку
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.