Предложения президента приведут к росту доверия? Эксперты — о грядущих новшествах в РФ
Президент РФ озвучил инициативы, призванные изменить подход к формированию и исполнению законов в стране. Как это скажется на россиянах, и насколько их участие во внедрении новшеств будет эффективным?
Послание Президента РФ Федеральному Собранию было состоялось 15 января 2020 г. Глава государства Владимир Путин предложил новые подходы к работе власти. По его мнению, Конституция РФ образца 1993 г. требует некоторых изменений.
Предлагаемые новшества должны, как считает президент РФ, усилить роль парламента и сбалансировать влияние исполнительной и законодательной ветвей власти. Например, Владимир Путин предложил передать Госдуме утверждение кандидатов в премьер-министры, всех вице-премьеров и федеральных министров — глава государства будет не вправе их отклонить, но за ним остается право отстранять премьер-министра, его заместителей и других министров в случае утраты доверия или ненадлежащего исполнения обязанностей.
Также в Конституцию предложено внести еще несколько изменений, в том числе закрепить повышенный статус Государственного совета и закрепить приоритет Конституции над международными договорами.
Говоря об изменениях, президент предложил вынести их на голосование граждан. Что это значит? Как отметил руководитель аналитического отдела Тайги.инфо Алексей Мазур, на самом деле, «о принятии конкретного решения на основании волеизъявления народа речи нет»:
Некоторые неокрепшие умы уже назвали его словом «референдум». Объясню разницу между референдумом и всенародным голосованием. Референдум является актом прямого действия. После того как жители на референдуме проголосовали «за», решение сразу становится законом. «Голосование граждан» не имеет правового статуса. Оно носит рекомендательный характер, о чем Владимир Путин совершенно ясно и сказал. Более того, председатель Центральной избирательной комиссии РФ Элла Памфилова уже официально сказала, что референдум маловероятен: «Есть и другие формы обсуждения». То есть о принятии конкретного решения на основании волеизъявления народа речи нет, — прокомментировал он.
ДК попросил экспертов НГУЭУ прокомментировать грядущие изменения и пояснить, какие последствия они за собой ведут.
Конституция РФ
Заведующий кафедрой административного, финансового и корпоративного права НГУЭУ, кандидат юридических наук Олег Шерстобоев:
Процедура внесения поправок в Конституцию РФ предусмотрена в гл. 9 этого акта. Известно, что, согласно ст. 136 поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.
Главы 1,2,9 меняются в более сложном порядке, который закрепляется в ст. 135 Конституции РФ.
1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции РФ не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Госдумы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.
То есть, для внесения поправок в любую из норм 1, 2 и 9 главы требуется как минимум созвать Конституционное Собрание. Порядок его формирования и функционирования в Конституции РФ не предусмотрен, а закон, который бы его предусмотрел, пока также отсутствует. Если в ближайшем будущем образуется инициатива с проектом закона о Конституционном Собрании РФ, то можно прогнозировать, что изменения коснутся основ конституционного строя, и через некоторое время мы фактически можем получить новую Конституцию РФ.
Если этого не произойдет, то поправки будут вноситься в главы 3–8. Конституция РФ останется прежней, но с существенными поправками в части, определяющей правовой статус всех высших органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления и отчасти роли региональных властей.
С появлением в Конституции РФ нового органа государственной власти — Государственного Совета РФ — может быть изменен механизм сдержек и противовесов. Здесь важно помнить, что государственная власть функционирует на основании системы разделения властей, они независимы при осуществлении их компетенции, а механизм сдержек и противовесов нужен, чтобы сдерживать ветви власти, но ни в коем случае не ограничивать их.
Поэтому людям, которые будут готовить поправки, следует очень аккуратно выдерживать должный баланс всех ветвей власти. Слово «разбалансировка» здесь говорит само за себя и не требует дополнительных комментариев. Референдум, народное голосование, по вопросам поправок мог бы стать площадкой для наиболее широкого обсуждения новой системы организации власти в стране, что может дать положительный эффект, минимизировать риски от поспешных изменений основополагающих норм российского конституционного права.
Увеличение числа бюджетных мест в вузах
Как это изменит подход к среднему и высшему образованию?
Начальник отдела организации приемной комиссии НГУЭУ Александр Ломоносов:
Увеличение бюджетных мест по программам высшего образования позволит дополнительно мотивировать выпускников школ продолжать образование в вузах, поэтому ожидается рост потока талантливых абитуриентов не только из Новосибирска, но и из регионов, расширение географии поступающих, повышение среднего балла ЕГЭ вуза.
Увеличение бюджетных мест на высшем образовании окажет незначительное влияние на поступающих на программы среднего профессионального образования, так как это другая целевая группа, для них существует отдельный конкурс на поступление.
А вот увеличение квот на целевой прием поможет решить проблему нехватки кадров. С увеличением бюджетных мест у госкомпаний и компаний с государственным участием появилось больше возможностей готовить себе целевые кадры за счет бюджетных средств. Работодатель вправе рассчитывать на высококвалифицированного молодого специалиста, который будет целенаправленно подготовлен для определенной компании. Поэтому в первую очередь нужно синхронизировать процесс увеличения бюджетных мест в вузах с востребованностью кадров в регионе.
Материнский капитал увеличат на 150 тыс. руб.
Кандидат философских наук, доцент кафедры социологии НГУЭУ Евгения Комф:
Точно предсказать реакцию российских семей на новое предложение президента, направленное на увеличение рождаемости, довольно сложно. Увеличение суммарного коэффициента рождаемости с 1,5 до 1,7 к 2024 году, скорее всего, достичь не удастся — слишком мало времени.
Самый мощный отклик на эти предложения будет со стороны наименее обеспеченных семей. В основном в регионах со слабой экономикой, в сельской местности, в неполных семьях. Наиболее подготовленная, образованная, ответственная часть семейного фонда, способного рожать детей, ждет более фундаментальных предложений: рост реального производства, строительство современных школ, детских садов и яслей, строительство жилья в малых городах, кардинального улучшения ситуации с социальными объектами на селе.
Более точно реакцию общества будет возможно отследить через 1-2 года, когда всем станет ясно, что «все это» всерьез и надолго, т.к. основная здоровая часть семейного фонда понимает, что главное не родить ребенка, а вырастить и воспитать его в последующие годы.
Предложения президента, высказанные в послании, приведут к росту доверия относительно его персоны, но продолжительность и степень этого доверия будут недолгими, если через 1-1,5 года не последует реальных изменений в объявленных сферах. Но если через полгода число беременностей резко вырастет, то можно будет сказать, что доверие к руководству страны есть.