Предприниматель, будь бдителен. Что нужно сделать прямо сейчас?
Как защитить бизнес от угроз, избежав дополнительной нагрузки на бюджет предприятия, рассказала директор юридической компании «Подразделение «Д» Юлия Демидова.
Юлия Демидова, директор юридической компании «Подразделение «Д»:
– Большинство превентивных мер по защите бизнеса требуют разработки гибкой стратегии, грамотной оценки рисков, что влечет за собой серьезные расходы на услуги специалистов. Что может предпринять руководитель и владелец компании в текущей экономической ситуации без значительных нагрузок на бюджет? Главное, чтобы руководитель нацелился на решение этой задачи, то есть оценил риски и захотел потратить время на внедрение предлагаемых мер.
Своим клиентам мы рекомендуем выстраивать работу с учетом приведенных ниже приоритетов.
Защита активов компании
Важно понимать, кто и в каком порядке принимает решение о совершении сделок по отчуждению имущества организации, то есть знать не только свои полномочия, но и полномочия других лиц компании, принимающих решения. Владельцу фирмы стоит контролировать, а в ряде случаев необходимо ограничить возможности генерального директора. Генеральному директору, в свою очередь, следует ответственно оценивать предлагаемые на подписание контракты. Внимательно относитесь к изменению устава организации, если не хотите утвердить одни положения, а получить совсем иную редакцию. Руководству просто необходимо контролировать выдачу доверенностей и вникать в передаваемые полномочия.
Предотвращение корпоративных конфликтов. Структурирование бизнеса
Тема большая и сложная, поскольку вариантов причин и последствий корпоративных конфликтов практика знает множество. Что делать малому и среднему предпринимателю, чтобы не погрязнуть в корпоративном конфликте? Регистрировать компанию на себя одного (без соучредителей), заключать брачные контракты, нанимать проверенных и лояльных сотрудников. Если у вас есть партнер, необходимо до принятия решения о совместной работе юридически верно оформить свои договоренности, как минимум в уставе. В ряде случаев рекомендую использовать новый инструмент – корпоративный договор, при этом особенно важно поработать с положениями, касающимися ответственности сторон, в противном случае нет смысла его и заключать.
Оценка возможной ответственности «контролирующих лиц» компании
Бизнесменам важно оценивать не только экономическую ситуацию в стране, но и меняющуюся судебную практику, а ряде случае вообще забыть, как «делали раньше». В Гражданском кодексе теперь есть статья 53.1 «Ответственность лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица». Таким образом, к ответственности могут быть привлечены:
- физические лица (генеральный директор, председатель, правление, дирекция и проч.), составляющие или входящие в исполнительные органы юридического лица, т.е. органы, которые действуют от его имени;
* При этом, даже если директор совершил сделку (или совершил иное действие) с одобрением совета директоров или общим собранием, то есть действовал во исполнение указаний таких лиц, с него все равно могут быть взысканы убытки, потому что он несет самостоятельную обязанность действовать в интересах юридического лица добросовестно и разумно.
- участники компании и другие лица, имеющие фактическую возможность определять действия юридического лица;
- физические лица, входящие в коллегиальный орган управления корпорации (член совета директоров, наблюдательный совет и проч.);
* К ответственности могут быть привлечены те члены коллегиального органа, которые голосовали за решение, принесшее убытки юридическому лицу.
- временный единоличный исполнительный орган;
- управляющий или управляющая организация;
- ликвидатор (члены ликвидационной комиссии);
- внешний или конкурсный управляющий;
- арбитражный управляющий.
В случае привлечения юридического лица к публично-правовой ответственности (налоговой, административной и т.п.) понесенные в результате этого убытки юридического лица также могут быть взысканы с таких лиц.
Взыскивать долги
Несмотря на то, что предприниматели дорожат своими клиентами, стараются выстраивать долгосрочные отношения и часто терпеливо ждут оплаты своих услуг, чтобы не потерять клиентов, мы все же рекомендуем активнее принимать решения о взыскании долгов, просто потому что потом может быть поздно и взыскивать будет нечего. Например, должник обанкротится или будут пропущены сроки исковой давности.
Безусловно, это управленческое решение, которое должно быть взвешенным, но как показывает практика, несвоевременность обращения в суд приводит к потере своих денег. Поэтому рекомендация одна – идти в суд даже с небольшими долгами, тем более что в порядке упрощенного производства расходы компании на юристов будут минимальными.
Исполнение своих обязательств по договорам
Необходимо провести анализ действующих договоров на предмет возможных претензий со стороны контрагентов. Дело в том, что неисполнение ряда процедур, которые порой кажутся руководителю несущественными, может привезти к обоснованным претензиям другой стороны договора и как следствие финансовым потерям. Это могут быть акты (в том числе промежуточные, акты осмотра), которые должны быть оформлены должным образом. Руководство должно контролировать переписку с клиентом и отправить ее на анализ юристу, поскольку в ряде случаев от этого зависит перспектива возможного спора.
Проявление должной осмотрительности в выборе контрагентов. Оценка налоговых рисков
Сотрудники налоговой службы и следственного комитета загружены работой и обладают большим количеством информации о нарушениях предпринимателей. Если не хотите с ними встречаться, необходимо действовать добросовестно и с должной осмотрительностью.
Например, недобросовестность директора считается доказанной, если он:
1) действовал при наличии конфликта между его личными интересами (интересами аффилированных лиц директора) и интересами юридического лица;
2) скрывал информацию о совершенной им сделке от участников юридического лица (в частности, если сведения о такой сделке в нарушение закона, устава или внутренних документов юридического лица не были включены в отчетность юридического лица) либо предоставлял участникам юридического лица недостоверную информацию в отношении соответствующей сделки;
3) совершил сделку без требующегося в силу законодательства или устава одобрения соответствующих органов юридического лица;
4) после прекращения своих полномочий удерживает и уклоняется от передачи юридическому лицу документов, касающихся обстоятельств, повлекших неблагоприятные последствия для юридического лица;
5) знал или должен был знать о том, что его действия (бездействие) на момент их совершения не отвечали интересам юридического лица, например, совершил сделку (голосовал за ее одобрение) на заведомо невыгодных для юридического лица условиях или с заведомо неспособным исполнить обязательство лицом (фирмой-однодневкой и т.п.).
Рекомендуем хотя бы регулярно отслеживать информацию о контрагентах из открытых источников (сайт ФНС, сайт Арбитражного суда и проч.), это позволит не потерять время.
Организация кадровой работы, подбор персонала
В последнее время существенно усложнили жизнь предпринимателям их сотрудники, и не всегда бывшие. Уровень правовой грамотности вырос у граждан, и это очень хорошо, но, к сожалению, все чаще наши клиенты сталкиваются с провокацией и даже шантажом со стороны своих работников. В результате компании подвергаются проверкам со стороны трудовой инспекции, прокуратуры, несут судебные расходы.
Рекомендации: правильно оформляйте кадровые документы, проверяйте своих сотрудников не только на предмет профессиональных знаний, но и на предмет их психологической и моральной надежности.
Справка:
Юлия Демидова – директор юридической компании «Подразделение «Д».
Член НРО «Ассоциации юристов России».
Ключевая специализация - корпоративные конфликты и безопасность бизнеса.
E-mail: dua@podrazdelenie-d.ru
Сайт: uk.podrazdelenie-d.ru
Телефон: (383) 319-54-74, 20-20-746