Продавец лояльности

******************************************************************************************************досье Алексей Бородин родился в январе 1977 г. в Юрге (Кемеровская область) Образование: в 2002

Сегодня дисконтными карточками никого не удивить. Но когда семь лет назад братья Бородины предлагали магазинам вступить в их дисконтную систему «Золотая середина», директора торговых предприятий крутили у виска, считая их мошенниками или сумасшедшими. Сегодня скидку по системе «Золотая середина» предоставляют 2500 предприятий в 18 городах России, а ее карточками пользуются 400 тыс. человек.
******************************************************************************************************
досье
Алексей Бородин
родился в январе 1977 г. в Юрге (Кемеровская область)
Образование: в 2002 г. окончил факультет бизнеса Новосибирского государственного технического университета по специальности «Информационные системы в экономике».
Карьера: 1999-2001 гг. – менеджер отдела поставок, менеджер по развитию компании «Виорика».
2001-2005 гг. – директор по продажам компании «Золотая середина».
С 2005 г. – генеральный директор компании «Золотая середина».
Хобби: сплавы, походы, рыбалка, роликовые коньки, сноуборд.
******************************************************************************************************

«Многие думают, что мы делаем деньги из воздуха: придумали идею и ходим, деньги собираем безо всяких усилий. Ничего подобного. Бизнес дисконтной системы чрезвычайно сложный. Нужно приложить в два раза больше усилий, чем на обычном торговом или производственном предприятии. Почивать на лаврах не получается», – утверждает Алексей Бородин, директор «Золотой середины». Сергей Бородин, старший брат Алексея и основатель компании, сравнивает бизнес дисконтных систем с железнодорожным составом: требуются большие усилия, чтобы сдвинуть с места, но если состав встал на рельсы и поехал, остановить его еще тяжелее. За шесть лет существования «Золотой середины» в Новосибирске предпринимались десятки попыток запуска аналогичных дисконтных систем, но на рынке удержались только международные проекты, такие как CountDown, DinersClub, IDC.
Низкий старт

Идея бизнеса принадлежала Сергею Бородину. До 1999 г. он был оптовым торговцем парфюмерией и косметикой. Принадлежащая Сергею компания «Виорика» в 1995 г. занимала шестое место в России по объемам продаж парфюмерии и косметики. В 1999 г. Бородин продал «Виорику» и решил заняться производством полиэтиленовых пакетов. Как говорит Сергей, на тот момент эта ниша была не занята.

В 2000 г. Сергей гостил у московских родственников, где увидел дисконтную карточку «Отечество». Такая карта была в диковинку сибиряку. Узнав более подробно, как устроено «Отечество», Бородин подумал, что дисконтные системы – интересный и перспективный бизнес.

Сергей поделился соображениями со средним братом Виктором. В октябре 2000 г. Бородины зарегистрировали фирму «Золотая середина». Виктор стал директором компании, Сергей – директором по развитию, через полгода к ним присоединился младший брат Алексей, став директором по продажам. Инвестором выступил Сергей, вложив в «Золотую середину» часть средств, полученных от продажи «Виорики». Первоначальные затраты составили $50 тыс., через год Сергей вложил еще столько же. При этом единовременные затраты в собственно организацию бизнеса составили около $5000, остальные средства пошли на рекламу и продвижение, зарплату персонала.

Братья планировали, что уже за первые полгода они смогут охватить весь город, подключив в свою дисконтную систему сотни предприятий. «Для реализации планов мы наняли молодых менеджеров. Нужны были люди, которые обегут всю розницу. Но все оказалось намного сложнее», – вспоминает Алексей. Только через несколько лет компания «Золотая середина» достигнет тех результатов, которых хотела добиться за год.

А. Б.: «Первые два месяца мы проработали с отрицательным результатом. Не было заключено ни одного договора с торговыми предприятиями. Никто из директоров магазинов не верил в перспективы и выгодность дисконтных систем. Нас не поддержали даже друзья и знакомые».

Эта ситуация стала шоком для братьев, они не ожидали, что дело потребует таких усилий. Бизнес смогут вытянуть только очень опытные продавцы, решили братья. И сменили команду менеджеров.

Как заманить дорогих менеджеров на рядовые позиции

Найти «звезд», готовых бегать по магазинам, помогли старые связи. Сергей обратился к бывшим сотрудникам «Виорики». «На тот момент они уже работали в крупных компаниях на руководящих постах. Пятеро оставили свои должности и пошли к нам простыми менеджерами. Они нам доверяли и были рады вернуться в знакомую команду», – рассказывает Сергей. Эмоциональную привязанность братья подкрепили высокими зарплатами и обещанием участия в прибыли компании.

Ставка на профессионалов в сфере продаж сработала. «Мы очень быстро пошли вперед. В первые же месяцы заключили десятки договоров с магазинами», – говорит Алексей. Одновременно с директорами магазинов надо было убедить и простых покупателей приобретать карточки «Золотой середины». Представления новосибирцев о дисконтных системах были крайне скупы, поэтому «Золотой середине» приходилось заниматься просветительством. «Это сейчас все знают, что такое дисконт, а тогда нет. Нас даже с финансовыми пирамидами сравнивали. Приходилось тратить много сил на разъяснение, надо было завоевать авторитет надежной и стабильной компании», – добавляет Алексей. По его словам, 80% маркетингового бюджета расходовалось не на продвижение компании и ее продукта, а на объяснение, что такое дисконтная карточка и как она работает.

А. Б.: «Наш продукт не является вещью первой необходимости, потому очень многое зависит от того, как его преподнесешь. Мы старались придумывать нестандартные кампании. Были и совсем бредовые идеи, например запустить самолет и разбросать листовки по городу. Правда, власти не разрешили мусорить».

Смена менеджмента увеличила обороты

На начальном этапе сложности с привлечением партнеров усугублялись еще и тем, что за вхождение в систему «Золотой середины» магазин должен был заплатить взнос за год присутствия в системе 3000 руб. (позже взнос несколько раз увеличивался и сейчас составляет 15 тыс. руб. С недавних пор подключаемому к системе предприятию предоставляется выбор: либо заплатить первоначальный взнос, либо перечислять 1% от каждой покупки, совершенной с помощью «Золотой середины»). «Конечно, бесплатно к нашей системе были готовы подключиться многие. Но в таком случае мы не могли гарантировать предоставление скидки владельцам карточек. Многие другие дисконтные системы погорели именно на том, что бесплатно подключали магазины, которые быстро забывали о своих обязательствах», – говорит Алексей Бородин.

Новая команда менеджеров сумела вызвать доверие у директоров магазинов. К апрелю 2001 г. скидку по карточкам «Золотой середины» предоставляли первые 120 новосибирских предприятий, было около 4000 карт. К концу 2002 г. владельцами карт стали уже 45 тыс. человек. Увеличить на порядок продажи карточек помог совместный проект с платежной системой «Золотая середина». Партнеры выпустили 25 тыс. кобрендинговых карт, работавших и как карта для безналичных расчетов, и как «дисконтка». К середине 2003 г. держателями «Золотой середины» являлись более 50 тыс. человек, а скидку по карте можно было получить в 600 новосибирских магазинах и предприятиях сферы услуг. Ежедневно к дисконтной системе присоединялось одно-два предприятия. Алексей считает, что компании удалось закрепиться на рынке потому, что количественный рост числа партнеров был подкреплен качественными характеристиками: каждого потенциального партнера сотрудники «Золотой середины» оценивали с точки зрения выстроенности сервисного обслуживания; поддерживалась представленность разнонаправленных партнеров – в системе было не более 10% предприятий из одной сферы.

В 2003 г. стартовые инвестиции окупились. Вскоре старшие Бородины, Сергей и Виктор, потеряли интерес к дисконтному бизнесу и покинули компанию. С ними ушли и трое ключевых менеджеров. Генеральным директором стал наемный топ-менеджер компании Евгений Кривов. Но через год ушел и он. В 2005 г. генеральным директором «Золотой середины» стал Алексей Бородин.

А. Б.: «Я долго сопротивлялся этой должности, но в итоге сдался, так как понял, что кроме меня некому, иначе компания развалится. Наемный менеджер потерял интерес к работе, в итоге начинали падать продажи, произошел застой. Компании нужна был встряска».

Первое, что сделал Алексей в качестве генерального директора, – расширил полномочия руководителей подразделений. «Они могли самостоятельно принимать решения в своей области без согласования со мной. Менеджеры почувствовали себя неотъемлемой часть компании и «стали рыть не ямки, а котлованы под собой», – улыбается Алексей.

Сегодня скидку по карте «Золотой середины» предоставляют около 700 предприятий в Новосибирске и 1800 – в других 17 городах России, где компания имеет франчайзинговых партнеров (Барнаул, Кемерово, Омск, Екатеринбург, Тюмень, Уфа, Краснодар, Ростов-на-Дону, Владикавказ, Рязань и др.). Владельцев карт в Новосибирске – 250 тыс. человек, в других регионах – 150 тыс. Годовая выручка компании составляет около 25 млн руб.

Каталогизация клиентов

Основных источников дохода у компании два – кобрендинговые проекты (партнеры, желающие получить выход на аудиторию «Золотой середины», платят компании за размещение логотипа на карточках «Золотой середины». Всего выпущено 600 тыс. кобрендинговых дисконтов по всей России) и продажа собственных дисконтных карт. «Золотая середина» выпускает несколько видов карт: с годовым сроком действия (500 руб.), бессрочная (1500 руб.) и vip-карта (4500 руб., скидки по ней в полтора-два раза выше, чем по обычным). «Высокой ценой мы стараемся регулировать количество vip-карт. Изначально они стоили 1500 руб., но стали так быстро распродаваться, что проект грозил стать массовым, а не нишевым, как было задумано. Тогда мы подняли цену, тем самым приостановив продажи vip-карт. Сейчас vip-картами владеют 1500 человек. Это узкий круг людей, мы знаем, кто они, какой у них доход», – рассказывает Алексей.

Теперь «Золотая середина» стремится знать все не только о своих vip-клиентах. В прошлом году вместо пластиковых карточек с идентификационным номером компания стала выпускать магнитные карты. После того как большая часть держателей «Золотой середины» перейдет на новые карты, Бородин планирует внедрить автоматизированную базу данных, позволяющую собирать и анализировать информацию о тратах и покупательских предпочтениях каждого владельца карты. Этот опыт поможет «Золотой середине» не только более качественно «продавать» свою аудиторию ритейлорам и предприятиям сферы услуг, но и выполнять разработку и внедрение корпоративных систем лояльности. По словам Алексея Бородина, сейчас «Золотая середина» разрабатывает первые корпоративные проекты.

Корпоративные дисконтные карты, которых становится все больше, – косвенные конкуренты глобальной системы. Зачем Бородин собирается своими руками помогать создавать конкурентов? Он считает, что у глобальных и локальных систем разные задачи и объединение их усилий может дать максимальный эффект.

Первоочередная задача корпоративной системы – удержать существующих покупателей, а глобальной – привлечь новых, объясняет Алексей. Приобретая карту глобальной дисконтной системы, человек знакомится со списком предприятий, включенных в систему. Когда владельцу карты понадобится какой-то новый товар или услуга, он с большей вероятностью обратится туда, где гарантированно получит скидку. Там, возможно, клиент получит уже корпоративную «дисконтку», по которой скидка порой оказывается больше, чем у глобальной карты.

Контракты с магазинами «Золотая середина» заключает всего на год. Не все партнеры рвутся продлять отношения: кто-то считает отдачу от системы недостаточной, кто-то предпочитает концентрироваться на развитии собственной программы лояльности. «Когда мы только выходили на рынок, продвигать дисконты было тяжело, потому что о них никто ничего не знал. Сегодняшняя проблема – переориентация на корпоративные дисконтные и бонусные системы», – говорит Алексей. Чтобы не потерять стремящихся к самостоятельности клиентов, «Золотая середина» планирует развивать услугу разработки корпоративных систем лояльности. Еще одна идея Бородина – объединить локальную и глобальную дисконтные системы. Как это будет реализовано, он пока не рассказывает.

Продажа франшизы помогает осваивать регионы

Помимо услуг по разработке систем лояльности, «Золотая середина» занялась еще несколькими новыми направлениями. В прошлом году компания открыла линию по производству пластиковых карт, издательский дом (издает каталоги и журнал «Золотая середина. Все о лояльности клиентов») и учредила орден «Сибирский меркурий», которым раз в году награждают динамично развивающиеся сибирские компании. В дальнейших планах, по словам Алексея, создание рекламного агентства: «Разрабатывая программы лояльности, периодически мы сталкиваемся с необходимостью рекламного сопровождения. Так или иначе, мы уже занимаемся рекламой».

Географическую экспансию «Золотая середина» предпочитает осуществлять посредством франчайзинга. В 2003 г. барнаульский знакомый Бородиных предложил братьям открыть «Золотую середину» на Алтае. Через полгода появился партнер в Кемерове. А с 2004 г. компания стала целенаправленно искать франчайзи в разных городах. Партнеры «Золотой середины» в 17 городах России платят владельцу торговой марки 30% от розничных продаж дисконтных карточек.

А.Б.: «Заработок от филиалов незначительный, больше затрат на обслуживание владельцев карт, чем доходов. Но мы идем на это ради присутствия в других регионах. Это работа на перспективу».

Открытие филиалов потребовало бы больших вложений средств и времени. Во многих регионах сложности с профессиональными кадрами, организовать с нуля работу на нужном качественном уровне очень тяжело. Продажа франшизы намного проще. Как правило, нашими партнерами выступают социологические или маркетинговые компании, имеющие полное представление о системах лояльности. Для них дисконтная система является дополнительной услугой».

В этом году «Золотая середина» планирует открыть франчайзинговые офисы еще в 20 городах России, а в Москве хочет создать единственный собственный филиал. «Наша цель – охватить большинство крупных и средних городов России. Тогда мы сможем работать с компаниями федерального масштаба», – рассчитывает Алексей.

Этим амбиции Бородина не ограничиваются. Он хочет вовлечь в свою систему зарубежные магазины и предприятия сферы услуг, расположенные на популярных у россиян курортах. «Это будет 100-процентное попадание: отдыхающий пойдет именно в тот ресторан, гостиницу или магазин, которые будут указаны в нашем каталоге», – грезит Бородин.

 

детали
Как работают локальные и глобальные дисконтные системы
Термин «дисконтная карта» произошел от английского слова «discount» – скидка. Главное назначение дисконтных карточек – позволить владельцу уменьшить расходы при оплате товаров, услуг в определенных, заранее оговоренных местах. Различают локальные и глобальные дисконтные карты. Основное их отличие в том, что держатель локальной дисконтной карточки может получить скидку лишь в рамках одного конкретного магазина (предприятия). Глобальная дисконтная карта охватывает сразу множество разнопрофильных магазинов (предприятий), которые предоставляют систему скидок. Наиболее распространены локальные дисконтные карты в супермаркетах, сетях магазинов, торгующих техникой, и крупных торговых центрах. Примеры международных глобальных дисконтных систем: CountDown, DinersClub, IDC.

детали
Чем занимается «Золотая середина»
ООО «Золотая середина» основана в 2000 г. Специализируется на продаже дисконтных пластиковых карт и развитии программ лояльности. В 2006 г. преобразована в группу компаний «Золотая середина», объединяющую глобальную дисконтную систему «Золотая середина», производителя пластиковых карт «Ла Пластик», издательский дом «Золотая середина», орден «Сибирский меркурий».
В дисконтную систему «Золотая середина» входят 2500 российских компаний (магазины бытовой техники, одежды, мебели, аптеки, предприятия сферы услуг и др.). Дисконтными карточками «Золотая середина» владеют 400 тыс. человек. Компания имеет франчайзинговые офисы в 17 городах России. Выручка «Золотой середины» – около 25 млн руб. в год. Владельцы компании не раскрываются.

К середине 2003 г. держателями «Золотой середины» являлись более 50 тыс. человек, а скидку по карте можно было получить в 600 новосибирских магазинах и предприятиях сферы услуг. Ежедневно к дисконтной системе присоединялось одно-два предприятия.

Самое читаемое
  • Коллектора ЭОС, принадлежащего немецким акционерам, собирается купить ГазпромбанкКоллектора ЭОС, принадлежащего немецким акционерам, собирается купить Газпромбанк
  • Сергей Скорович: «Без доверия между игроками и тренером команду построить не получится»Сергей Скорович: «Без доверия между игроками и тренером команду построить не получится»
  • Владиславу Бакальчуку предъявили обвинение в убийстве и задержали на 48 часовВладиславу Бакальчуку предъявили обвинение в убийстве и задержали на 48 часов
  • Обман на собеседовании: почему кандидаты и работодатели скрывают правду?Обман на собеседовании: почему кандидаты и работодатели скрывают правду?
  • В Екатеринбурге запустили первое в России производство тактических спортивных перчатокВ Екатеринбурге запустили первое в России производство тактических спортивных перчаток
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.