Продажи у них и у нас. Чем отличаются специалисты России и Казахстана

«В Казахстане придается большое значение возрасту, который там равен статусу». Наблюдения новосибирского бизнес-тренера.

Бизнес-тренер Елена Василькова, тренинговая компания «SÒVA»

Бизнес всегда заинтересован в сбыте — хотим больше клиентов, шире географию, объемнее заказы, лояльнее существующие партнеры, вот это вот все, как сейчас модно говорить.

Я же последние 15 лет с интересом и воодушевлением провожу обучение, помогающее компаниям это прекрасное будущее приблизить. Раньше это называлось просто «тренинг по продажам», сейчас…. Сейчас все сложнее и интереснее!

Но рассказать я сначала хочу о другом. Недавно тренерская судьба дала мне возможность посетить Казахстан все с той же целью — помочь компании получить больше продаж.

Интересно было увидеть отличия между «нашими» и казахскими специалистами в сфере продаж. Наблюдения основаны на одной группе казахских продавцов и сотне групп российских, не претендуют на объективность и статус исследования.

В России «продажники» — это большей частью энергичные юноши и напористые, яркие девушки. Если участник старше, строже, тверже и в костюме — это руководитель. Куда деваются у нас люди старше 50, лучше вообще не задумываться.

В Казахстане же придается большое значение возрасту, который там зачастую равен статусу. На тренинге было много менеджеров непривычного для сферы продаж возраста. Я, еще перед тренингом изучая анкеты, ощутила интерес и азарт — нечасто на моих тренингах встречались «продажники» старше 50. Здесь же примерно половина группы была старше 50 и даже 60 лет.

А что может следовать из такого, казалось бы, банального параметра, как возраст? Совершенно другая скорость общения, уверенность, никакой нервозности и суеты в поведении. Уважительное, а иногда и покровительственное, отношение к собеседнику, возможность использовать роль «отца» для влияния на партнера по переговорам.

Впрочем, далеко не всегда хорошие качества приходят с годами, иногда годы приходят одни.

У девушек-казашек очень красивые глаза. Их они молча опускали в ответ на вопросы и поднимали, когда опасность миновала. Думаю, что такое поведение — одна из культурных особенностей страны, уважение к старшим, более опытным, ну и к мужчинам. Иносказательно говоря — желание не лезть вперед батьки в пекло. Удивительно, но в практической части тренинга, при моделировании реальных переговоров, девушки показывали себя целеустремленными и гибкими переговорщиками, всегда достигающими результата. Они не отступали и не кисли, и да, у них были очень красивые глаза, что давало убойное и очень эффективное сочетание.

Что еще? Рассмотрим такие широко известные качества сейлзов, как напор и говорливость. Да, российские «продаваны», к сожалению, выучены брать настырностью и давлением. Это давно не работает, но по старинке многие из них как будто хотят заговорить клиента до смерти. Казахские менеджеры больше молчат, делают паузы, чаще слушают. Отсутствие мельтешения перед клиентом — это огромное преимущество! Жаль, что вопросов они задают так же мало, как и российские специалисты в сфере продаж.

Для меня как для тренера НЕжелание/НЕумение продавцов интересоваться клиентом и его бизнесом — неоднозначное обстоятельство. С одной стороны, хорошо, что на рынке останутся и будут успешны наиболее гибкие и обученные сотрудники, с другой — для очень многих продажников скоро не будет работы, и рынок их просто отторгнет.  

Интересно, что в Казахстане идут те же процессы, что и в России, везде специалисты по продажам заметили, что рынок изменился, клиент стал совсем другим. Менеджеры, стартовавшие в профессии в нулевых и тогда же учившиеся продавать, сейчас недоумевают: «Что с ними (клиентами) не так»? То, что работало раньше, теперь вызывает совсем другую реакцию. Методы из славного «продажного» прошлого воспринимаются клиентом нынче как допотопные, он сам знает все эти «формулы работы с возражениями».

Не заметили изменений пока только менеджеры, долгие годы сидящие на своих больших уютных базах с регулярными заказами. Но легко предсказать, когда это открытие дойдет и до них — например, при смене работы, когда им придется нарабатывать новую базу. Или, когда их завидных клиентов переманят более адаптивные и внимательные менеджеры компаний-конкурентов.

Да, мир устроен так, что ничего не дается нам раз и навсегда, и право занимать свое место нужно постоянно доказывать. Как говорила Алиса в сказке: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!»

Если раньше достаточно было закончить ВУЗ и работать на одном месте, считая, что ты в своей жизни уже отучился, то теперь с этим подходом можно разве что мыть полы. Хотя и в этой сфере наверняка произошли значительные изменения.

Постоянное обучение теперь норма жизни, и радостно видеть наших клиентов это осознающих. Все по Дарвину, не самые умные, не самые сильные, а самые адаптивные правят миром. Делать же они это могут хоть из Казахстана, хоть из России.

Самое читаемое
  • Наталья Зубаревич: «Передел собственности — главный риск для крупного бизнеса»Наталья Зубаревич: «Передел собственности — главный риск для крупного бизнеса»
  • «Екатеринбургу пора дать больше самостоятельности»: что думают о городе власти и бизнес«Екатеринбургу пора дать больше самостоятельности»: что думают о городе власти и бизнес
  • Доля бедных растет: 31% россиян экономит на едеДоля бедных растет: 31% россиян экономит на еде
  • В Екатеринбурге наградили 12 местных компаний, за них проголосовали жителиВ Екатеринбурге наградили 12 местных компаний, за них проголосовали жители
  • Чью сеть укрупнят 1200 магазинов «Верный»?Чью сеть укрупнят 1200 магазинов «Верный»?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.