Региональные энергетики нашли способ экономить миллионы на обслуживании сетей
Региональные электросети начали цифровую трансформацию, чтобы бороться с потерями электроэнергии, за год АО «РЭС» сэкономило 4 млн руб.
АО «РЭС» участвует в цифровой трансформации электросетевого комплекса региона. Несколько лет компания внедряет автоматизированную информационно-измерительную систему учета энергоресурсов потребителей.
В зоне ответственности АО «РЭС» в систему включено более 26 тыс. точек учета на 312 трансформаторных подстанциях. В 2020 г. планируется увеличить число точек автоматизированного учета электроэнергии еще на 6 тыс., установив интеллектуальные приборы на 63 подстанции.
Открытие цифровых подстанций, установка пунктов секционирования (реклоузеров), внедрение автоматизированной системы и систем дистанционного сбора данных позволяют измерять параметры электросети и управлять нагрузкой, фиксировать нарушения режима работы и уведомлять об этом, локализовать повреждения для сокращения времени отключения.
Также автоматизированный учет дает возможность оперативно выявлять мошенников и пресекать незаконное потребление электроэнергии; определять в регионе зоны повышенных коммерческих потерь электроэнергии, чтобы оперативно реагировать.
АО «РЭС» напоминает, что за незаконное потребление электроэнергии, вмешательство в работу приборов учета или повреждение объектов электросетевого хозяйства мошенникам, помимо выплаты компенсации, грозит административный штраф и даже уголовная ответственность.
В целом за 2019 г. только в зоне ответственности филиала АО «РЭС» «Приобские электрические сети» эффект от внедрения новой системы составил 1,7 млн кВт*ч или 4 млн руб.
Помимо сокращения коммерческих потерь, одна из основных целей расширения автоматизированной системы — формирование у потребителей более рационального и экономичного подхода к потреблению энергии с применением энергосберегающих технологий. Это позволит снизить нагрузку на электросети до расчетного уровня, чем обеспечить должное качество поставляемой электроэнергии.
Одной из первых в цифровую трансформацию отрасли включилась «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (дочка ПАО «Россети»). В прошлом году компания заявила о глобальной инвестпрограмме «Цифровая сеть 2030», в рамках которой МРСК Сибири намерена через 11 лет реализовать крупнейший в истории Сибири энергетический проект, вложив в него до 240 млрд руб.
Как объясняло руководство компании, автоматизация всех процессов и вообще цифровая трансформация отрасли заметно отразится на потребителях. Сейчас, к примеру, компании «не видят» каждого потребителя, из-за чего невозможно узнать, есть ли электроэнергия в квартире конкретного человека. Отследить можно только крупные подстанции, поэтому средняя продолжительность отключения (по МРСК Сибири) сегодня равна в среднем чуть более, чем полтора часа.
Цифровые сети должны позволить отслеживать каждого конкретного потребителя вплоть до того, какой у него профиль нагрузки, и принять решение, стоит ли его увеличить или, к примеру, наоборот, уменьшить, а также оперативнее устранять аварийные ситуации.
Все это приведет в конце концов к экономии себестоимости, и задача возврата инвестиций энергетических компаний не ляжет на плечи потребителей — тарифы расти не будут.