Ричард ван Вагенинген, Orange Business Services: «Мы не знаем, что такое кризис»

DK.RU поговорил с генеральным директором Orange Business Services в России и СНГ Ричардом ван Вагенингеном о том, как голландцу удается строить бизнес в России и как он относится к «вечному кризису».

Приехав в Россию в 1990-х, Ричард ван Вагенинген застал самое «жаркое» время перестроечного и постперестроечного процесса, тем не менее, он остался здесь жить и работать. Более того – он работал не в одном российском регионе и знает специфику общения русских людей в разных концах страны.

Чем Россия оказалась так привлекательна для голландца, как он управляет персоналом и что для него значит кризис – об этом он рассказал DK.RU.

– Какие тенденции вы сейчас наблюдаете на рынке IT в России, что в тренде?

Как мы все заметили, ситуация в России за последние два-три года сильно изменилась, и это, конечно, влияет на рынок. Дело в том, что раньше компании покупали иностранное оборудование, это было дорого, а сейчас – и подавно (из-за курсов евро и прочего). Поэтому мы видим, что сейчас лучше развиваются услуги. Оборудование мы покупаем как поставщик, клиенты у нас покупают услуги. Этот тренд аутсорсинга с годами растет. Очень востребованы сейчас облачные решения (это тоже связано с тем, что оборудование покупать невыгодно). В первой половине 2015 года количество запросов на облачные услуги выросло на 70% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В этой ситуации еще играют роль индивидуальные особенности общения компании с клиентом. Мы с клиентами стараемся общаться, как с друзьями, они нам доверяют, то есть видят не только качество услуг, но и хорошее отношение – отсюда спрос.

– С какими рынками вы работаете чаще всего?

Очень часто к нам обращается ритейл, банки. Они часто просят построить для них облачные решения, и мы либо разворачиваем платформу на площадке клиента, либо у нас в дата-центре. Часто просят развернуть решение у них, потому что чисто психологически им кажется – так безопаснее. Но на самом деле здесь очень большую роль играет человеческий фактор, и самая большая  опасность часто находится внутри компании.  Многие клиенты понимают, что более безопасно, когда платформа строится у нас, и разворачивают решение в нашем ЦОД.

– Как вам работается с российскими компаниями?

Мы знаем всех своих заказчиков, знаем их клиентов, к каждому подходим индивидуально. Поэтому у нас складываются человеческие и уважительные отношения со всеми, с кем мы работаем. Это важно. У меня есть друг, который работал и в России, и в Голландии, и в Канаде – вот за границей было иначе, чем в России. Там с клиентами немного другие отношения. Люди не запоминают каждого клиента в лицо, на встречах не отключают телефон, более того – могут взять трубку и разговаривать. В Германии такого не бывает, например. И там все – на «вы», как и в России, кстати. В Голландии все – на «ты», хотя эти страны рядом, соседи. То есть все везде очень по-разному, поэтому я не стал бы сравнивать Россию с Европой или США, делить на «мы» и «они», потому что везде свой менталитет, свои правила общения с партнерами, свои отношения. Это немного опасный подход. В конце концов, каждый человек сам принимает решение, как ему общаться с людьми, как руководить. В России наверное иерархия и субординация, в том числе внутри компании, играют бОльшую роль, нежели в Европе. Мне вполне комфортно работать так, как принято в России.

– Вы как управленец замечаете у людей различия в отношении к работе, в менталитете вообще?

Я думаю, в России более эмоциональный подход ко всему. У европейцев – более рациональный. Я много работал в России, потом возвращался в Голландию, потом снова приехал сюда, и я не могу сказать, что я на 100% голландец, поэтому мне близок и тот, и этот менталитет. На самом деле мой основной опыт работы и коммуникаций наработан именно в России, поэтому эти эмоции мне близки, я понимаю русского человека. Например, наша отрасль в нынешней ситуации работает, как термометр: мы очень хорошо видим, каким рынкам хуже, каким – лучше. Наш рынок растет. И если бы мы задавались вопросом – «как?» – мы бы так не росли. В этом – русский менталитет, это характер русского человека. Да, есть кризис, да, мы видим, что другие компании сокращают сотрудников и им плохо, паниковать и плакать легко, но это ничего не изменит. И я думаю, что именно это понимание, это отношение характерны для россиян, для которых это не первый кризис и не последний. Но этот подход – что вместе мы все сможем сделать – он работает, и работает хорошо. За время кризиса, благодаря такому подходу, мы ни одного клиента не потеряли. Мы единственный оператор в России, который имеет фокус только на крупные компании, и да, мы дороже, чем какие-то другие операторы, но мы даем за это нужное качество, клиенты это понимают, поэтому неудивительно, что клиентов мы не потеряли.

– Когда вы говорите про Россию, всегда употребляете оборот «у нас в России» – уже ассоциируете себя с этой страной? Почему?

Все началось с 1990-х. Мой лучший друг попал в Россию и жил здесь какое-то время. Он позвонил мне и сказал: «Тут классно! Давай отметим новый год в Москве!» Мы тогда были студентами, и прилететь на каникулы было несложно. Я прилетел. Прилетел ночью, поехал на каком-то непонятном такси в общежитие, в котором жил мой друг, потом в метро – и на Красную площадь, это было 23:00 вечера, шел снег, это меня настолько впечатлило, что я вернулся летом, чтобы найти здесь работу, устроился программистом, познакомился с будущей женой. Потом я снова улетал в Голландию, работал в Саудовской Аравии, затем опять вернулся в Россию. Я застал все перестроечные процессы. Однажды я сидел на чердаке, работал, занимался программированием, и услышал взрыв – взорвался мерседес под окнами, в общем, было много всего… Я пережил с Россией много разных событий и все равно вернулся. Может быть даже именно поэтому.

– Чем перспективы здесь показались вам удачнее, чем на родине?

У меня здесь был друг, я ехал не в никуда. Ему здесь нравилось, он «заразил» этим меня, я видел, что это страна контрастов, и мне это нравилось. Здесь более теплые отношения между людьми, более неформальные отношения, более «дружественные». В Голландии, например, мы всегда «голодны» в 6 вечера – независимо ни от чего мы садимся в 6 вечера ужинать. И если, не дай Бог, мы сели полседьмого, и ко мне зашел друг, моя мама ему скажет: «Ричард сейчас ужинает, зайди через полчаса», и для меня это было нормально! Сейчас я считаю, что это такая грубость! Более того – в России я могу прийти к другу хоть ночью, и он уложит меня спать, даст мне денег, если они будут мне нужны, и точно посадит за стол вместе с собой, если я зашел во время ужина. Это богатство, которое не сравнится ни с чем.

– Отношения с сотрудниками и клиентами у вас строятся по такому же принципу?

Да, совершенно точно.

– Есть ли планы когда-то вернуться на родину или просто в Европу?

У меня есть один принцип: я живу и работаю там, где мне нравится. Здесь я уже больше 10 лет, и мне здесь нравится. Пока я на самом деле никогда четко не планировал карьеру, даже в России я не работал никогда на одном месте – был в разных регионах. Главный принцип жизни нормального человека – это работа и жизнь в удовольствие.

– Вы как бизнесмен чего ждете от следующих лет работы на рынке, когда отступит кризис? И что вы делаете для того, чтобы сосуществовать с ним «безболезненно»?

У каждого кризиса есть начало и есть конец – я в этом уверен. Вот мы смотрим, внутри компании: если сейчас не время, например, покупать кучу новых машин, новую технику то мы этого делать не будем – то есть сокращаем тем самым расходы. Общаемся с поставщиками, ищем новые возможности. Стараемся найти новые технологии, чтобы получать бОльший результат с наименьшими затратами. Клиентов это тоже заботит. Для них ведь тоже плата зависит от наших трат. Мы много ресурсов вкладываем в обучение сотрудников, чтобы не потерять людей, их знания и опыт, ибо их потеря обойдется нам намного дороже, чем обучение и поддержание квалификации. То есть у нас такая стратегия – мы экономим на ненужных вещах и вкладываемся в то, что принесет нам больше результата.

– Кстати, о рынке труда: трудно найти и удержать молодых специалистов, у которых ценности совпадали бы с ценностями вашей компании?

Чаще всего у нас люди работают годами, есть много таких, которые уже по 10-20 лет в компании. Бывает, что молодые специалисты уходят, если им где-то предложили зарплату чуть больше, но это уже разница в отношении поколений к работе. Хотя я должен сказать, что наша компания может похвастаться балансом в отношениях между поколениями, у нас одинаково уважительно и к работе, и друг к другу относятся люди разных поколений, и мы стараемся избегать «возрастных» столкновений. Средний возраст у нас в компании – 34 года. Если человек себя чувствует современным, он может в любом возрасте активно и успешно работать в такой прогрессивной отрасли, как наша, можно и в 80 лет разделять те ценности, которые  сегодня на переднем плане. Но можно себя не чувствовать современным и в 15 лет. У нас – партнерство поколений: кто-то стремительно летит вперед и не замечает каких-то вещей, которые может заметить опыт, поэтому в компании нужны очень разные сотрудники – и со свежим креативным взглядом, и с большим опытом.

– И напоследок: как вы понимаете слово «кризис»?

Мы  не знаем, что такое кризис. В 1998 году это не был кризис, это была новая жизнь, никто не знал, что впереди, и что ждет нас через 2 года – просто работали и все. Нам было все интересно. Такое же отношение осталось к жизни и к работе сейчас – нам все интересно. Кризис… ну да, что-то происходит в политике, на финансовых рынках, но это происходит всегда, это было и сто, и двести лет назад, и наверное будет еще. Поэтому работаем и всё, не думая о неудачах.

Самое читаемое
  • Крах мировой долларовой системы и его последствия. Прогноз от Михаила ХазинаКрах мировой долларовой системы и его последствия. Прогноз от Михаила Хазина
  • Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?
  • Иностранные компании по-прежнему хотят уйти из РФ — десятки заявок каждый месяцИностранные компании по-прежнему хотят уйти из РФ — десятки заявок каждый месяц
  • Иран ратифицирует договор о стратегическом партнерстве с РоссиейИран ратифицирует договор о стратегическом партнерстве с Россией
  • Wildberries собирается продавать квартиры на своей площадкеWildberries собирается продавать квартиры на своей площадке
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.