Рынок госзакупок для СМП: головная боль или новые возможности?
Директор НОУ ДПО «Институт закупок» Вадим Крюков рассказал о рынке госзакупок, и о том, какие возможности он открывает бизнесу.
Отношение представителей среднего и малого бизнеса к работе на рынке госзакупок неоднозначно: одни предприниматели избегают работы с государственными и муниципальными заказчиками, объясняя это сложностью и непониманием правил игры, другие, напротив, стараются сделать данное направление ключевым. Однако, если отойти от субъективности и обратиться к цифрам, очевидна положительная динамика доли участия СМП и СОНКО в сфере госзаказа.
По данным Минэкономразвития России в 2015 году у СМП и СОНКО было размещено 869 590 извещений общим объемом порядка 637,5 млрд. рублей, что на 27% и 34% соответственно превышает показатели 2014 года. Средняя цена контракта, заключенного с СМП, СОНКО по итогам 2015 г., осталась на уровне 2014 г. и составила 557,1 тыс. рублей.
В целом объем госзакупок в 2015 г. вырос на 9,6 % по сравнению с показателем 2014 г. (6,02 трлн рублей) и составил около 6,6 трлн рублей на 3 072 330 извещений. Средняя цена контракта, заключенного в 2015 г., составила 1,64 млн рублей, а в 2014 году – 1,98 млн рублей.
Контрактная система стала действенным механизмом поддержки субъектов малого предпринимательства. Так, в качестве оплаты только по прямым контрактам малому бизнесу было направлено более 490 млрд рублей, что на 41% превышает аналогичный показатель 2014 г.
В 1,5 раза выросло среднее количество заявок участников закупки из числа СМП, СОНКО на одну процедуру определения поставщика (2015 г. - 3,1).
В количестве обращений в ФАС России также зафиксирован рост - 69 883 жалобы в 2015 г., что в 1,2 раза больше показателя 2014 г.
Однако, несмотря на положительную тенденцию, вовлеченность СМП и СОНКО в сферу госзакупок на общероссийском уровне в 2015 г. составила лишь 24 %, а в Новосибирской области и вовсе 15 %.
Что же останавливает поставщиков? Какие барьеры препятствуют освоению нового канала сбыта?
Пожалуй, ключевой причиной здесь является высокая степень бюрократизации и регламентации процедур закупок. Начинающих поставщиков на рынке B2G зачастую пугает не сама работа с государственными и муниципальными заказчиками, а необходимость освоения законодательства контрактной системы, грамотная его трактовка и применение. Эффективной мерой решения данной проблемы видится создание центров решений, которые консолидировали бы информацию обо всех участниках контрактной системы и оказывали консультационную помощь поставщикам.
Затрудняет выход на новый рынок и необходимость вовлечения значимой доли ресурсов для участия в закупках и исполнения контракта. Поставщику нужно быть готовым не только к возложению дополнительной нагрузки на кого-либо из сотрудников (или даже расширению штата), обеспечению соответствующего уровня квалификации специалиста, но и к должной финансовой обеспеченности.
Не радуют поставщиков и так называемые «длинные деньги», когда срок окупаемости вложений увеличивается по сравнению с работой с коммерческими контрагентами, что вызывает опасения по поводу неоплаты контракта.
И, конечно же, распространенное мнение о нечестных закупках, сохранившееся с 90-2000-хх годов. Стереотип «все куплено» прочно засел в сознании ряда поколений, но является именно стереотипом.
Признавая тот факт, что названные сложности имеют место быть в текущей экономической ситуации, сомневающемуся поставщику стоит задаться вопросом «Как и почему это делают другие?»
Прежде всего, потому, что государственные и муниципальные структуры нуждались, нуждаются и будут нуждаться в удовлетворении своих потребностей, а ввиду того, что контрактная система – это единственный для этого способ, то поток государственных заказов можно считать стабильным. Рынок госзакупок стоит рассматривать как дополнительный канал продаж, который можно и нужно развивать наряду с другими.
Кроме того, государство – наиболее платежеспособный партнер, поведение которого в рамках контрактной системы жестко регламентируется и контролируется со стороны проверяющих органов. Федеральным законом № 44-ФЗ предусмотрены следующие преференции субъектов СМП в сфере госзакупок: не менее 15 % в совокупном годовом объеме закупок госструктур должно приходиться на СМП и СОНКО, а срок оплаты по контракту сокращен до 30 дней.
Несоблюдение заказчиком данных регламентов, нарушение условий контракта приводит к наложению на него административного штрафа и дает поставщику основание обратиться в контролирующие органы для защиты своих прав.
Курс на поддержку и стимулирование увеличения доли малого и среднего предпринимательства в государственных и корпоративных закупках обозначен Президентом РФ и зафиксирован Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2015 г. N 287 "О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства".
Какие реальные шаги осуществляются в данном направлении?
Перспективной мерой является запуск в мае 2016 г. в Новосибирске проекта «Конкурент. Технологии госзаказа». Суть его заключается в интенсивном обучении поставщиков, не имеющих опыта работы с государственными и муниципальными заказчиками, принципам работы в контрактной системе, технологиям участия в закупках. Проект инициирован и организован НОУ ДПО «Институт закупок» и Комитетом поддержки и развития малого и среднего предпринимательства мэрии города Новосибирска. Данная инициатива не имеет аналогов в России, уникальность ее заключается в том, что в течение 9 недель бесплатного обучения поставщики будут взаимодействовать с ключевыми экспертами сферы госзакупок, представителями всех сторон данного процесса. Полученные компетенции позволят им грамотно организовать данное направление работы. По замыслу организаторов, после апробации проекта в Новосибирске данный опыт будет транслирован в другие регионы страны.
Помимо этого, в частности, экспертами «Института закупок» проводятся тренинги, мастер-классы, курсы повышения квалификации для поставщиков, существует система шефства и наставничества, осуществляется консультирование.
Большой популярностью пользуется проект «День открытых дверей», в рамках которого на безвозмездной основе для представителей бизнес-сообщества проводятся занятия, где развеиваются основные мифы сферы государственных и коммерческих закупок, участники получают ответы на вопросы по запуску направления и уже сложившимся сложным ситуациям.
На стадии согласования находится проект создания вышеупомянутого центра решений – своеобразной точки входа в сферу госзакупок.
Актуальность этих и других реальных мер по поддержке представителей СМП сложно подвергнуть сомнению, особенно беря во внимание систематические изменения и дополнения, происходящие в контрактной системе. Можно предположить, что в ближайшем будущем они будут связаны с совершенствованием единой информационной системы, переходом на электронный документооборот, повышением прозрачности исполнения контрактов, введением обязательных требований к уровню квалификации специалистов в сфере закупок в соответствии с профстандартом.
Директор НОУ ДПО «Институт закупок» Вадим Крюков