Рынок мототехники набирает обороты
экспертыИгорь Астапов директор «Мотомира» Андрей Бровкин исполняющий обязанности директора «Токидоки.ру–Новосибирск» Валерий Гоголев начальник отдела продаж салона «Планета Мото» Анатолий Киселев п
эксперты
Игорь Астапов
директор «Мотомира»
Андрей Бровкин
исполняющий обязанности директора «Токидоки.ру–Новосибирск»
Валерий Гоголев
начальник отдела продаж салона «Планета Мото»
Анатолий Киселев
президент объединения мотоциклистов «Вымпел»
Александр Кузин
директор «Клуб Мототехсервиса»
Андрей Маслов
старший менеджер продаж «НБСмотор»
Евгений Никипелов
директор по продажам сибирского регионального центра «АльфаСтрахование»
Святослав Турбин
заместитель директора «ИСТ-МОТОРС Сибирь»
«Новосибирский рынок мототехники переживает свое «второе рождение», — уверен и.о. директора «Токидоки.ру–Новосибирск» (оказывает услуги по приобретению автомобилей с аукционов Японии и Сингапура) Андрей Бровкин. — Появляются активные новые игроки. Если раньше мотоциклы были доступны только группе населения с высоким уровнем дохода, то сейчас их покупают и люди со средним достатком, ведущие активный образ жизни». По мнению эксперта, ежегодный прирост рынка в этом секторе составляет не менее 20%.
«Двухколесный транспорт активно начинают приобретать для работы коммерческие и властные структуры, в частности, ДПС», — отмечает Андрей Маслов, старший менеджер продаж «НБС- мотор». Оценила мобильность двухколесной техники и страховая компания «АльфаСтрахование», пересадившая на скутеры своих аварийных комиссаров. В распоряжении компании с лета прошлого года — два мопеда. «С одной стороны, мопеды, безусловно, более мобильны, с другой — их нельзя использовать в холодное время и при пасмурной и дождливой погоде, и это существенный минус, — оценивает директор по продажам сибирского регионального центра компании «АльфаСтрахование» Евгений Никипелов. — Мы предоставляем своим инспекторам право выбора транспортного средства. Мопеды они не любят и пересаживаются на них в случае, когда пробки на дорогах действительно серьезные».
Эксперты отмечают, что пока рынок слабо развит. Директор компании «Мотомир» Игорь Астапов оценивает степень его заполнения на 55-60%. «В год процентный рост — около 20-25%», — считает эксперт.
Заместитель директора компании «ИСТ-МОТОРС Сибирь» Святослав Турбин утверждает, что активно пересаживаться на мотоциклы горожане начали с прошлого года. Если два года назад заказы были единичными, то сейчас продажи в этом сегменте значительно возросли.
В качестве причин увеличения спроса на мототехнику участники рынка называют «пробки» на дорогах, растущую популярность активных видов отдыха, повышение благосостояния людей, наличие кредитных схем покупки и улучшение качества городских дорог. Кроме того, по мнению Андрея Бровкина, очень важны такие показатели, как ценовая доступность, широкий ассортимент и развитие культуры мотоспорта. По словам Святослава Турбина, самыми покупаемыми сегодня являются дорогие модели мотоциклов — дороже 150 тыс. руб. «Чем дороже модель, тем больше внимания его владелец привлекает в своей байкерской среде. Повышается популярность спортивных моделей», — соглашается с Турбиным президент объединения мотоциклистов «Вымпел» Анатолий Киселев. Стоимость новых скутеров, объемом двигателя до 50 куб. м, по информации компании «Клуб Мототехсервис», составляет от 23,5 до 39 тыс. руб.; скутеров большего объема — от 39,5 до 49,8 тыс. руб., квадроциклов — от 36 до 215 тыс. руб. Диапазон цен на мотоциклы в «Панавто–Новосибирск» (официальный дистрибьютор Yаmaha) широк: от 47,3 до 665,8 тыс. руб. В «НБСмотор» разбег цен на аукционные мотоциклы — от 30 тыс. руб. до 570 тыс. руб.
В Новосибирске сегодня представлены почти все ведущие бренды мототехники. По словам Андрея Бровкина, это весь японский мотопром. Немецкие и американские марки присутствуют, но и их немного. Преобладают Honda, Suzuki, Kawasaki, Yamaha. В незначительном количестве представлены: Bombardier, Arctic Cat, Polaris, Lifan. Есть и отечественные производители: «Русская механика», ЗиД, «Уральская мотоциклетная компания». По словам Валерия Гоголева, начальника отдела продаж салона «Планета Мото», не более пяти компаний являются дилерами производителей, остальные в абсолютном большинстве занимаются продажей аукционной техники.
«Продавцов аукционной техники на рынке намного больше, и продажи у них значительно выше, чем у продавцов новой мототехники. Это связано с тем, что люди пока еще не готовы выкладывать большие суммы за новые мотоциклы», — объясняет Святослав Турбин.
«На рынке преобладает подержанная техника, — соглашается Андрей Бровкин. — Ключевым оказывается вопрос цены. Подержанная техника дешевле. Мотоцикл, выехав из салона, теряет от 10% своей стоимости».
Участники рынка существенно расходятся в оценке доли подержанной и новой мототехники на рынке. Валерий Гоголев отдает 10% — новой и 90% — подержанной, Маслов из НБСмотор говорит о соотношении 25% на 75%. Игорь Астапов и директор компании «Клуб Мототехсервис» Александр Кузин убеждены в обратной расстановке сил. Они полагают, что существенно превалирует новая — не менее 75%, остальные 25% — б/у.
Александр Кузин говорит о постоянном увеличении количества компаний-продавцов мототехники, но в большинстве это «фирмы-однодневки», которые завозят мототехнику небольшими партиями из Китая.
Эксперты отмечают увеличение спроса на всю мототехнику. А вот в определении сегмента, где этот рост наиболее заметен, расходятся. Александр Кузин говорит, что увеличение покупательского спроса в большей степени распространяется на мотоциклы и скутеры (мотороллеры). Игорь Астапов согласен с отнесением к этому списку мотоциклов, но добавляет в него снегоходы, квадроциклы и катера. «В 2008 г. заметно большее количество клиентов салона интересуются снегоходами и аквабайками», — отмечает Валерий Гоголев.
«Самый большой спрос на мотоциклы. Какой русский не любит быстрой езды? — объясняет увлечение новосибирцев этим видом транспорта Андрей Бровкин. — В условиях все большей загруженности автомагистралей, думаю, потребность в данном виде мототехники будет расти».
Одним из факторов, влияющих на повышение спроса на мототехнику, является развитие мотокультуры в городе, но нет смысла покупать технику, если ее негде опробовать.
Анатолий Киселев считает, что городу сейчас очень не хватает качественных мототрасс: «Спрос на мотоциклы напрямую зависит от наличия в городе клубов и трасс. Есть необходимость в отдельном мотодроме, — считает Киселев. — В разное время многие, в том числе и мы, пытались создать такой мотодром, но дальше выбора площадки — в районе городского аэропорта — дело так и не сдвинулось».
А вот в соседнем Красноярске, по данным «ДК», спрос на мототехнику за последний год увеличился более чем в два раза. Важной причиной эксперты называют появление в этом городе гоночных трасс.
«Ключевым фактором является и организация общих мероприятий для мотоциклистов, — говорит Святослав Турбин. — Например, участие компании в проведении мотофестивалей».
Одним из перспективных способов повышения внимания к мототехнике участники рынка называют открытие собственного мотоклуба на базе компании-продавца.
«В Новосибирске подобной практики нет, — отмечает Андрей Бровкин. — Мотоклубов много, но они абсолютно самостоятельны, хотя создание клуба, инициированное продавцом, может быть эффективным в привлечении новых покупателей».
«Это достаточно эффективный ход, но он требует огромной организационной работы и существенных финансовых затрат», — рассказывает Валерий Гоголев.
По словам Святослава Турбина, в городе — около пяти крупных самостоятельных клубов для мотоциклистов. Один из них — NoRules, его поддерживает в проведении различных мероприятий «НБСмотор», другой клуб — «Вымпел» обеспечивает призами при проведении мероприятий магазин «Мото».
Сдерживающим развитие рынка фактором, помимо низкого уровня мотокультуры, эксперты называют резкое колебание спроса. Если у продавцов широкого ассортимента товаров для активного отдыха, например «Клуба Мототехсервис», «Планеты Мото» и «Мотомир», есть возможность чередовать продажи гидроциклов в летнее, а снегоходов — в зимнее время, то тем компаниям, которые специализируются только на мотоциклах, например «Токидоки.ру» и «ИСТ-МОТОРС», приходится сложнее. «Естественно, с наступлением холодов спрос на мотоциклы резко снижается», — признается Андрей Бровкин. По мнению Андрея Маслова, борьбу с сезонными колебаниями спроса может выдержать только крупная фирма — маленькие торговцы осеннее-зимнего застоя не выдерживают. Валерий Гоголев рассказывает, что в периоды спадов продаж его компания принимает заказы на мототехнику и занимается продажей экипировки и аксессуаров.
Среди покупателей мототехники абсолютным большинством лидируют мужчины. Женщин, по словам экспертов, единицы. «По моим наблюдениям, женщин-покупателей мототехники в настоящее время не более 1%. Рост наблюдается, но незначительный», — считает Александр Кузин. Игорь Астапов оценивает долю женщин, управляющих мототехникой, в 3% от общего объема продаж.
Если с автомобилей на более сложные в управлении мотоциклы женщины пересаживаться и не торопятся, то экстремальная мототехника, вроде снегоходов и гидроциклов, их привлекает все больше, отмечают эксперты. «Порядка 5-10% наших покупателей — женщины», — утверждает Валерий Гоголев. Это объясняется сложностью управления. К тому же мотоцикл является «траспортным средством повышенной опасности», управление которым требует особой подготовки.
В связи с расширением целевой аудитории и повышением спроса новосибирский офис Токидоки.ру в ближайшее время планирует открыть отдел розничных продаж, говорит Бровкин.
Среди клиентов продавцов мототехники, помимо розничных покупателей, есть и оптовые представители от туриндустрии и прокатных пунктов. Наличие на базе отдыха мототехники в последние годы стало обязательным условием ее конкурентоспособности. У клиентов турбазы в обязательном порядке летом должна быть возможность прокатиться на гидроцикле, зимой — на снегоходе. «Мототехника, по сути, и есть развлечение, — говорит Бровкин. — Туристическим базам необходимо закупать квадроциклы и гидроциклы в летний сезон. Зимой на горно-лыжных курортах необходимы снегоходы».
А вот мотоциклы в индустрии развлечений не востребованы. «Сложности оформления и страхования мототехники не позволяют с выгодой использовать мотоциклы для развлечений, — объясняет Андрей Маслов. — Обычно на всю прокатную технику в обязательном порядке оформляется КАСКО. Но ни одна компания не даст страховку на мотоцикл старше трех лет, и стоимость ее при этом будет очень высокой. Весной 2008 г. ГИБДД разрешила раз в месяц сдавать экзамены на права категории «А» экстерном, без обучения в мотошколе». «Нам пошли навстречу, — комментирует Анатолий Киселев. — Школ, готовящих водителей категории «А», в городе осталось очень мало: одна или две. Поэтому решение ГИБДД своевременно. Это позволит увеличить число любителей мототехники», — рассчитывает Анатолий Киселев.