Штрафовать за оскорбления нужно владельца аккаунта

Все чаще мелькают новости о реальных штрафах по делам, связанным с высказываниями в интернете. С точки зрения результата все равно, где вы оскорбили человека: в газете или в интернет‑публикации.

В последнее время все чаще мелькают новости о реальных штрафах и судах по делам, связанным с высказываниями в интернете. Последняя громкая история произошла в середине октября, когда Новосибирский областной суд оштрафовал бывшего сенатора Алексея Мананникова на 150 тыс. руб. за оскорбление в своем блоге федерального судьи.

Мы все помним время, когда сеть была уделом немногих избранных, человек мог зайти на форум под ником, оскорбить кого угодно, и ему за это ничего не было. Сейчас интернет стал средой массового общения. Постепенно пользователи понимают, что интернет — это не какое-то особое пространство со своими законами, а просто технологическая среда, в которой действуют реальные люди, и ответственность за их действия должна быть такая же, как в любой другой сфере. Постепенно мы входим в эру цивилизованного интернет‑общения, когда высказывания в сети приравниваются к публичным высказываниям.
 
Я считаю, что с точки зрения результата все равно, где вы оскорбили человека: в газете или в интернет‑публикации. Но с юридической точки зрения здесь есть сложность. Законы писались с оглядкой на печатные издания, и в них фигурирует понятие тиража. Как считать тираж в интернете? Частный дневник, который пишет один человек и читают еще два, может внезапно попасть в ТОП Яндекса, и его прочитают миллионы людей в течение нескольких часов. Конечно, можно ставить программу, которая автоматически будет блокировать доступ к записи после 999 просмотров, по аналогии с лицензированием печатных изданий тиражом более 1 тыс. экземпляров. Технически это можно сделать, фактически никто не будет этим заниматься.

Для наших законодателей интернет — это новая технологическая среда, и пока что в ее регулировании больше вопросов, чем ответов. Скорее всего, для нее придется разрабатывать иные способы регулирования и фиксации ответственности. Должен ли отвечать владелец ресурса за его содержание, в частности, за комментарии пользователей? В своей группе на Facebook я лично слежу, чтобы там не было ненормативной лексики. Если надо — захожу и удаляю комментарии. В моей группе 700 человек, я успеваю просматривать все записи. Комментаторов на новостных порталах намного больше, а количество пользователей в социальных сетях просто огромно. Естественно, что владельцы «ВКонтакте» или Facebook физически не смогут просматривать весь контент, какой бы штат сотрудников у них ни был.
Весь вопрос — в процедуре и скорости наступления ответственности. Если комментарии делать предмодерируемыми, значительно снизится желание людей что бы то ни было комментировать. При постмодерации возможны ситуации, когда некорректный комментарий будет находиться в общем доступе какое-то время, пока его не увидит модератор.

Я считаю, что самый эффективный механизм — жалобы пользователей. Написали жалобу — удалили комментарий. Конечно, в идеале жалобы должны подкрепляться решением суда. Но для этого судебный механизм их рассмотрения должен быть очень оперативным. Люди не хотят связываться с судами, потому что этот процесс растягивается на месяцы. В Израиле, например, есть специальные суды по рассмотрению мелких дел. Не удивлюсь, если у нас появится аналогичный механизм, который будет оперативно, без апелляций и кассаций рассматривать вопросы размещения той или иной информации в интернете. Может быть, эту функцию возложат на мировых судей.

В конце концов мы придем к ответственности. Анонимность интернета — это мнимая анонимность. Пока он находился в зачаточном состоянии, никто не обращал внимания на нарушения. Чем дальше он развивается и становится глобальной гражданской сетью, тем более упорядоченным будет. Возможно, со временем людям придется идентифицироваться по полной программе, как сейчас это происходит в области денежных операций и платежей. Тогда все будут знать, что ты — это ты, а не кошка на клавиатуру запрыгнула.

Так решится еще одна проблема — определение того, кто разместил порочащий комментарий. Аналогичная ситуация была с тем, на кого накладывать штраф: на автомобиль или водителя. А вдруг в момент превышения скорости за рулем был другой человек? Выход прост: в случае с автомобилем штрафуют хозяина, в случае с интернетом — владельца аккаунта, с которого была оставлена запись. Пусть он сам разбирается с тем, кому давал свой логин и пароль, и кто от его имени оставил противозаконный комментарий.

Самое читаемое
  • Штурм головного офиса Wildberries с перестрелкой и убитыми. Что известно?Штурм головного офиса Wildberries с перестрелкой и убитыми. Что известно?
  • Владиславу Бакальчуку предъявили обвинение в убийстве и задержали на 48 часовВладиславу Бакальчуку предъявили обвинение в убийстве и задержали на 48 часов
  • Татьяна Бакальчук стала беднее почти в два разаТатьяна Бакальчук стала беднее почти в два раза
  • Все банки Турции хотят прекратить работу с РоссиейВсе банки Турции хотят прекратить работу с Россией
  • Обман на собеседовании: почему кандидаты и работодатели скрывают правду?Обман на собеседовании: почему кандидаты и работодатели скрывают правду?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.