«Следствием вынужденной изоляции станет рост конкуренции»

Управляющий партнер КГ «Управленческая практика» Роман Казанцев поделился мнением о том, как следует строить бизнес в меняющихся условиях, чтобы не потерять клиентов и выиграть будущую конкуренцию.

Управляющий партнер КГ «Управленческая практика» Роман Казанцев

Следствием вынужденной изоляции и, по сути, простоя большого количества бизнесов, станет рост конкуренции. Что объясняется достаточно просто — снижением платежеспособного спроса. Он в свою очередь влияет на многие факторы: это и выбор между дешевым и качественным, и отказ от потребления развлечений в пользу потребления продуктов, и так далее. В рамках отраслевой конкуренции все это способствует повышению требований к воспринимаемой потребителем ценности продукта или услуги — тому, за что он готов заплатить.  

Основные стратегии конкуренции строятся на следующих факторах:

— максимальной эффективности при создании ценности для потребителя (лидерстве по затратам),

— способности дифференцировать свое предложение с учетом конкретных потребностей различных групп потребителей;

— специализации в узкой рыночной нише. 

В зависимости от отрасли и рынка компания может использовать как один из способов конкуренции, так и их комбинацию. В целом такого рода выборы дают вполне оправданный результат, но при одном условии. Отдает ли собственник или руководитель себе полный отчет в том, почему именно такой способ конкуренции выбран. На практике часто встречаются ситуации, когда понимание, каким способом, и с какой целью именно так мы конкурируем, у собственников или руководителей отсутствует. 

По моим наблюдениям, среди компаний наиболее распространены два подхода к формированию представления своего продукта на рынке:

— исторически сложившаяся практика, которая давала в прошлом хороший результат; 

— копирование поведения конкурентов, как правило, основанное на предположении, что раз они так делают, значит, что-то от этого получают. 

При этом во втором случае мы часто забываем поинтересоваться, что на самом деле нужно и важно нашим клиентам. Как-то предложил знакомому руководителю отдела маркетинга и продаж (и так тоже бывает) спросить напрямую у своих клиентов, что они думают об очередном предложении от компании, и практически нанес личное оскорбление вопросом (не сомневаюсь ли я в компетентности этого руководителя). Хотя самопроверка вряд ли кому-то может помешать.

А вы задумывались, какой информацией владеете лучше: о конкурентах и их действиях или о клиентах и их потребностях? Печальна та ситуация, когда о конкурентах мы знаем все, а о клиентах имеем лишь смутное представление. И в действительности она встречается не так уж редко.

Важно понимать, что сегодня конкуренция за клиентов — это не отложенные действия на потом, после стабилизации ситуации. Можно уже сейчас в сложившихся условиях работать над повышением лояльности своих партнеров и заказчиков.

Знакомый предприниматель рассказал, как на следующий день после объявления режима самоизоляции ему позвонил один из крупных поставщиков и объявил, что отныне работать надо будет по предоплате. За десять лет сотрудничества предприниматель ни разу не подвел поставщика с оплатой, более того — имея отсрочку длительностью в месяц, оплачивал полученный товар на следующий день после получения. Теперь бизнесмену предложили либо работать по предоплате, либо подписать поручительство на личную недвижимость.

Когда мой знакомый согласился с предоплатой, но взамен также попросил поручительство у поставщика (риски в обратную сторону), бизнес-партнер отказал ему в таком обеспечении. В тот же день предпринимателю позвонил другой поставщик, и сказал, что ситуация изменилась, и нужно бы поменять правила работы (речь также шла бы о предоплате или поручительстве). Но, учитывая многолетнее сотрудничество и репутацию предпринимателя, он не будет этого делать. Кого в дальнейшем выберет в качестве партнера мой знакомый — очевидно. 

Конечно, решения каждого из поставщиков из примера неоднозначны, так как риски просматриваются в обоих случаях. Но второй бизнесмен-партнер посчитал, что для него опасность потерять проверенного клиента выше, чем получить невозвратную дебиторку. С учетом фактической отсрочки платежа за товар в один день и многолетней репутации риск невозвратной дебиторки, видимо, не представлялся столь большим.     

Какую ценность предложил второй поставщик моему знакомому? Доверие к его репутации. То, что нельзя определить такими параметрами, как цена на товар, его качество и условия отсрочки. Справедливости ради нужно сказать, что я видел достаточно много примеров, когда бизнес как выигрывал, так и проигрывал, полагаясь на репутацию партнера. И в каждом конкретном случае успех или провал определяла совокупность множества факторов и обстоятельств. Но вопрос же не в том, кто окажется прав в приведенном примере. Вопрос в том, что мы в условиях грядущих изменений готовы предложить своим клиентам, чтобы они сделали выбор в нашу пользу. 

Ситуация, когда мы находимся на вынужденной паузе, — время подумать, за что клиенты ценили нас до сих пор. Сегодня, когда все стремительно меняется, будут ли они продолжать ценить нас? И если да, то за что. 

Сейчас мы наблюдаем быстрое изменение ситуации с неопределенным влиянием на рынок и наших потребителей, располагая при этом только прогнозами и предположениями со слабым основанием. Однозначно оценивать будущие изменения потребностей своих клиентов сложно. И пока начальная стадия кризиса, характеризующаяся быстрыми, но хаотичными изменениями, не перерастет в состояние с более-менее выраженными трендами (и на них уже можно будет ориентироваться в среднесрочном периоде) стоит работать над сохранением своих клиентов и повышением их уровня лояльности.

Самое читаемое
  • Департамент по развитию туризма Свердловской области возглавит Татьяна БеликДепартамент по развитию туризма Свердловской области возглавит Татьяна Белик
  • «Предали интересы государства». Будет изъят очередной холдинг, обогатившийся на оборонке«Предали интересы государства». Будет изъят очередной холдинг, обогатившийся на оборонке
  • Екатеринбургский гостиничный оператор USTA Management вышел за пределы домашнего регионаЕкатеринбургский гостиничный оператор USTA Management вышел за пределы домашнего региона
  • Ищут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы ОслянкаИщут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы Ослянка
  • Ключевая ставка — вниз, а золото — вверх? Что ждет инвесторов в 2026 г.Ключевая ставка — вниз, а золото — вверх? Что ждет инвесторов в 2026 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.