Сохраняем репутацию театральной столицы

Посещаемость театров в Новосибирске стремится к абсолюту: зрительные залы полны иногда вопреки спорному подбору репертуара. В новосибирских театрах охотно ставят спектакли и столичные режисеры.

Одна из тенденций уходящего года – неослабевающий интерес к классике. Режиссеры иногда тщетно ищут себя в новой драматургии, ставят скандальные спектакли, но, оставшись внутренне неудовлетворенными, обращаются к вечному. И тогда появляются «Маскарад» и «Мещанин во дворянстве» в «Красном факеле», «Иоланта» в оперном, «Доходное место» в «Первом театре», «Дубровский» в музкомедии. И доверчивый зритель идет на премьеру в предвкушении красивого, благородного, светлого, поучительного.

 

 

Интерес к классике только растет

 

 

Почему в 21-м веке театры берут в репертуар классические произведения? Сергей Афанасьев, художественный руководитель городского драматического театра, считает, что обман (а театральное искусство – обман в самом прекрасном понимании этот слова) – должен нас возвышать, но большинство современных авторов не возвышают, а втаптывают в грязь, показывая всю человеческую изнанку и комплексы вовсе не по Достоевскому, а весьма тривиально. А главное, говорит Сергей Афанасьев, театр по-прежнему тяготеет к настоящей драматургии, а не к публицистике или графомании, вот и берет классику с внятным сюжетом и хорошим русским языком.

 

 

Классика - это беспроигрышно. Но - классика осовремененная. Так в прошлом сезоне художественно-вольно обошлись в театре оперы и балета с «Князем Игорем» Тимофей Кулябин и Игорь Гриневич, а в нынешнем сезоне с «Иолантой» - Игорь Гриневич, Михаил Панджавидзе и Евгений Волынский. Постановщики имеют право экспериментировать, переносить место действия, переписывать финал, использовать компьютерную графику в оформлении, как, впрочем, и критики имеют право не принять «Князя Игоря» на фестиваль «Золотая Маска», а некоторые зрители вправе уйти после первого акта «Иоланты», говоря: «Ну, спасибо, хоть музыку не переписали».

 

 

Свою версию балета «Лебединое озеро» показали в мае 2010 г. хореограф-постановщик Игорь Зеленский и художник-сценограф Луиза Спинателли. С одной стороны, это балет с классической хореографией и сценографией в духе средневековья, а с другой стороны – новаторский спектакль с использованием современных технологий. Хотя и эта версия устроила далеко не всех критиков.

 

 

Главным событием сезона стал в театре «Глобус» спектакль «Возвращение», поставленный по рассказу советского классика Андрея Платонова молодым режиссером Олегом Юмовым. Оргкомитет «Золотой Маски» выдвинул эту работу на соискание премии сразу в пяти номинациях.

 

 

Молодые режиссеры ярко заявили о себе

 

 

Особенно обожают экспериментировать с классикой начинающие режиссеры. Иногда – удачно. Например, спектакль «Доходное место» театра-студии «Первый театр» стал сенсацией прошлого сезона. Режиссер Павел Южаков радикально осовременил Островского.

 

 

По мнению профессора Российской академии театрального искусства

 

(ГИТИС) Нины Шалимовой, которая в ноябре посмотрела «Доходное место» и поделилась своими впечатлениями с «ДК», - спектакль получился вихрастый, шалый от избытка талантливости молодых актеров, и произвел фурор в театральной среде. Островский прозвучал современно и даже политически остро. Тут вам и коррумпированные чиновники, куклы и кукловоды, вместо патриархальной Москвы – российские железные дороги… Когда Островский писал «Доходное место», он обещал - здесь будут наши гражданские слезы. В спектакле Павла Южакова слезы более холодные, злые, ироничные.

 

 

Молодая режиссура ярко заявила о себе и на фестивале – конкурсе театров Сибири, Урала и Дальнего Востока «Ново-Сибирский транзит», который в 2010 г. возрожден по инициативе «Красного факела». Все члены жюри во главе с известным театральным критиком Алексеем Бартошевичем отмечали, что основное событие фестиваля – это обилие новых имен. В 2010 г. успешно работали Андрей Корионов («Мещанин во дворянстве»), Андрей Прикотенко («Сильвестр»), Павел Южаков («Ужин с дураком»), Тимофей Кулябин («Маскарад» и «Без слов»), Николай Горбунов («Конек-Горбунок»). «Молодая режиссура – тренд 2010 года и будущего десятилетия»,- утверждает директор театра «Красный факел» Александр Кулябин.

 

 

Но любые эксперименты помимо творческих порывов требуют как минимум сценической площадки. А вот с этим в нашем городе не все в порядке. Большие профессиональные театры не всегда принимают смелые задумки молодых режиссеров. «Первый театр» нашел пристанище в ДК им. Октябрьской революции, другие Дворцы культуры время от времени предоставляют свои залы молодым режиссерам, антрепризные спектакли идут на сцене Дома актера. Но чаще всего начинающие режиссеры и их команды ютятся в неприспособленных для творчества помещениях и подвалах. Да что там говорить о молодых. Признанный всеми театр под руководством Сергея Афанасьева до сих пор задыхается в подвале.

 

 

Новосибирск попал в «пролетарский дрейф»

 

 

Во всем мире в культуре (и в театральном искусстве в том числе) происходят процессы, которые американский социолог Пол Фассел определил как «пролетарский дрейф», сползание уровня культуры к низшим, простейшим потребностям и упрощенным эмоциям - расслабиться, посмеяться и забыть. И Новосибирск театральный не миновало такое явление, как «пролетарский дрейф». Иначе чем объяснить, что на спектакле краснофакельцев «Только для женщин!!!», где актеры демонстрируют тела, в зале всегда аншлаг?

 

 

Но у вовлеченности города в мировой культурный процесс есть и позитивная сторона.

 

2010 г. был знаковым для российской культуры: театральные актеры, художники, музыкальные коллективы демонстрировали все лучшее во Франции, а мы в свою очередь знакомились с французской культурой. Год культуры России во Франции начал в январе камерный оркестр Новосибирской филармонии, выступив в Париже на официальном открытии этого проекта. Затем эстафету принял театр оперы и балета. В июле балетная труппа театра участвовала в фестивале «Танцевальное лето Парижа».

 

 

На сцене театра Шатле было дано 18 показов лучших балетных постановок. Взыскательной парижской публике были представлены балеты «Баядерка», «Лебединое озеро», программа одноактных балетов Дж.Баланчина. Сибиряки имели шумный успех. В финале последнего выступления аплодисменты не смолкали в течение 20 минут. Правда, и мы в долгу не остались. В сентябре Парижская Национальная опера представила новосибирской публике самую полную постановку балета «Пахита». И новосибирцы стоя аплодировали звездам главного театра Франции.

 

 

Тамара Венцимерова

 

Самое читаемое
  • Штурм головного офиса Wildberries с перестрелкой и убитыми. Что известно?Штурм головного офиса Wildberries с перестрелкой и убитыми. Что известно?
  • Владиславу Бакальчуку предъявили обвинение в убийстве и задержали на 48 часовВладиславу Бакальчуку предъявили обвинение в убийстве и задержали на 48 часов
  • Коллектора ЭОС, принадлежащего немецким акционерам, собирается купить ГазпромбанкКоллектора ЭОС, принадлежащего немецким акционерам, собирается купить Газпромбанк
  • Татьяна Бакальчук стала беднее почти в два разаТатьяна Бакальчук стала беднее почти в два раза
  • Как сохранить аутентичную историческую среду? Опыт Ирбита, Омска и ЕкатеринбургаКак сохранить аутентичную историческую среду? Опыт Ирбита, Омска и Екатеринбурга
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.