Специалист Яндекса рассказала, как превратиться из иммигранта в аборигена цифрового мира

Российский бизнес в 21 веке поделился на две части: те, кому пришлось осваивать интернет, и те, кто в нем родился. Как сделать диалог между оффлайн и онлайн-сферами гармоничным?

К какому типу относится ваш бизнес: цифровые аборигены или иммигранты? 

Аудитория сегодня живет в интернете. Этот факт подтверждают и исследования, и простые наблюдения. Но многие компании по-прежнему предпочитают держаться за офлайн. Сегодня в Новосибирске на конференции «Рекламные технологии для бизнеса» выступила Анастасия Августовская из «Яндекса». Она рассказала, почему всем компаниям рано или поздно придется научится жить в диджитал-мире. «Деловой квартал» публикует часть ее выступления. А по ссылке можно увидеть прямую трансляцию конференции

В «Яндексе» я отвечаю за работу с консервативными брендами. Это клиенты, до сих пор предпочитающие офлайн-рекламу цифровой. Процессы, которые мы с командой наблюдаем, мне до боли знакомы. То же самое я видела, когда работала в «Желтых страницах». Помните толстенные справочники? Когда-то на моих глазах этот «бизнес мертвых деревьев» торжественно перекочевал в интернет.

Примерно двадцать лет назад в нашу жизнь пришли мобильная связь и интернет, цифровые технологии. Мы планируем путешествия онлайн, заказываем еду, такси, консультируемся с врачами, общаемся с родными. «Цифра» стремительно меняет повседневную жизнь и наши привычки. И люди научились приспосабливаться к этой новой реальности.

Социологи поделили нас на две большие группы: «цифровых иммигрантов» и «цифровых аборигенов». «Аборигены», или digital natives, – молодые люди, которые родились в эпоху интернета и живут с ним с детства. Иммигранты – те, кто родился раньше, но «переехал» в интернет под воздействием быстро меняющейся среды.

И кто же переводит бабушек через дорогу на сторону светлого цифрового будущего? Мои проводники, а я типичный «диджитал-иммигрант», – дети и молодые коллеги. Моей маме 78 лет, и она тоже нашла свой путь в цифровой мир. Не все дается ей легко, но газонокосилки и парники заказывает в интернете виртуозно. Когда она забывает пароль от скайпа или происходит еще какая-то коллизия из разряда: «я что-то нажала и все исчезло», мы ее спасаем. Как правило, рядом с каждым «иммигрантом» есть «абориген», который придет на помощь. Так что в повседневной жизни к цифровой реальности люди адаптируются довольно успешно.  

Предложенное социологами деление можно распространить и на компании: есть бизнесы, построенные в интернет-среде изначально, а есть «иммигранты», которые вдруг оказались в новой реальности. Последние часто не спешат диджитализироваться и рассуждают так: «На наш век хватит, клиенты дойдут до нас ногами, мы привыкли к ним, а они к нам, будем жить и работать по-старинке…».

Многие бизнесы-иммигранты думают иначе. Они не хотят терять рынок, закрываться и начинают осваивать онлайн. Те, кто побольше, покупают целые интернет-компании, чтобы сразу заполучить готовое технологическое подразделение внутри. Те, кто поменьше, нанимают специалистов из интернет-отрасли, кто-то идет за этими услугами к подрядчику, агентству, студии. Но опыт общения с самыми разными клиентами показывает, что все эти активности приживаются только в том случае, если бизнес открыт для изменений, и вникать, погружаться в новые процессы готова вся команда. Завести внутри своего бизнеса какую-то сущность – вещь в себе, которая отвечает за интернет, – недостаточно. Трансформация возможна в том случае, когда все процессы в компании перестроены с учетом того, что в реальной жизни, для реального человека нет границы между офлайном и онлайном. Мы всегда онлайн, если не находимся в горах, тайге или глубоко под водой. Оглянитесь, прямо сейчас рядом с вами наверняка есть кто-то одновременно и в офлайне, и в онлайне: одним ухом слушают собесденика и смотрят в свой смартфон. И все мы чьи-то клиенты, которым многие бизнесы готовы сделать интересные предложения. Согласитесь, странно не учитывать наш образ жизни и модель поведения.

Кстати, у бизнесов, рожденных в интернете, тоже есть свои вызовы. К ним приходят клиенты-«иммигранты», для которых надо наращивать службу поддержки, писать подробные инструкции, создавать голосовых помощников, делать очень понятные и доступные интерфейсы.

Цифровому и нецифровому поколениям нужно приспосабливаться друг к другу. И узнать друг друга намного лучше, чем сейчас. Многие рекламодатели – среди них, к слову, есть и аборигенты, и иммигранты – часто пренебрегают золотоносной аудиторией женщин старше 45 лет.  Взгляд на эту аудиторию примерно такой: пожилые, не умеют скачивать приложения и говорят про кабачковую икру. В защиту пожилых женщин и кабачковой икры могу сказать: когда мне в голову ударяет икра, я деятельно ищу в интернете рецепт консервирования. И нахожусь на таком пике интереса к теме, что мне можно продать не только специи в банках с нано-крышками, но и какую-нибудь инновационную духовку вместе с кухней. Но не продают! А зря. Ведь я отличный клиент. У каждого из нас в интернете есть свой «цифровой след», из которого складывается очень точный портрет человека. Алгоритмы не интересует как зовут пользователя и сколько ему лет, он может очень точно уловить интерес и спрогнозировать будущие действия так, чтобы продавцы кухонь и инновационных плит могли показать мне в интернете свое предложение в момент, когда я ищу рецепт консервирования кабачковой икры или читаю биржевые новости.

Бизнесам-иммигрантам важно научиться так действовать. Ведь в интернете эти компании очень ждет их аудитория. 

Самое читаемое
  • Себестоимость строительства коммерческих объектов в Екатеринбурге выросла на 30-40%Себестоимость строительства коммерческих объектов в Екатеринбурге выросла на 30-40%
  • «Берите ситуацию в свои руки»: как строить промышленные объекты при ключевой ставке 21%«Берите ситуацию в свои руки»: как строить промышленные объекты при ключевой ставке 21%
  • «В ближайших планах этого нет». Скоростных поездов между Екатеринбургом и Москвой не будет«В ближайших планах этого нет». Скоростных поездов между Екатеринбургом и Москвой не будет
  • Ресторатор Виктор Новиков открывает пятый проект в ЕкатеринбургеРесторатор Виктор Новиков открывает пятый проект в Екатеринбурге
  • Свердловская область занимает шестое место среди регионов РФ по объему госдолгаСвердловская область занимает шестое место среди регионов РФ по объему госдолга
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.