Станислав Токарев: «Консалтерам приходится вырывать клиентов зубами»
В кризис бизнесменам стоит особенно тщательно проверять топ-менеджеров и среднее звено на порядочность, убежден генеральный директор «Новосибирского аудиторского товарищества».
Консалтеры сегодня – пожалуй, одни из главных помощников бизнеса любого уровня. К ним все чаще обращаются предприниматели, передавая на аутсорсинг бухгалтерию, решение юридических и кадровых вопросов. Но можно ли сказать, что такой формат работы стал нормальной практикой для российских бизнесменов? О современном состоянии российского рынка консалтинга в целом и новосибирского, в частности, его перспективах и тенденциях рассказал генеральный директор Новосибирского аудиторского товарищества (НАТ) Токарев Станислав Юрьевич.
Станислав Юрьевич, каков сейчас новосибирский рынок юридического и бухгалтерского консалтинга и аудита? Насколько он развит?
– Могу с уверенностью сказать, что новосибирский консалтинговый рынок развит очень хорошо. По сравнению с другими крупными городами Сибири – Кемерово, Барнаулом, Томском, Красноярском – Новосибирск в этом плане несомненный лидер.
Об этом красноречивее всего говорит высокий уровень конкуренции среди консалтеров и аудиторов. Рынок стал тесным, специалистам приходится серьезно бороться за клиентов, буквально вырывать их зубами. И это неудивительно: каждый сегмент рынка имеет по 3-5 компаний с аналогичным уровнем развития и набором услуг, это довольно много, это уже большой конкурс.
С чем связано такое интенсивное развитие отрасли?
– В Новосибирске сейчас сосредоточены практически все административные ресурсы. Это город, обладающий богатым культурным и научным потенциалом, поэтому запрос бизнес-аудитории на услуги аудиторов и консалтеров очень высок. Но пока, к сожалению, не настолько высок, насколько высоко предложение.
Какие услуги особенно востребованы бизнесменами и почему?
– Прежде всего, это юридические услуги в части консультирования по вопросам хозяйственной деятельности. Урегулирование судебных споров, касающихся налогов, – тоже очень популярный запрос предпринимателей.
Дело в том, что государство иногда проявляет повышенную активность, облагая бизнес чрезмерными санкциями и сборами. И предпринимателям приходится доказывать свою правоту, чтобы снизить размер налоговых отчислений.
И, конечно, в топе самых популярных консалтинговых услуг находится бухучет. Это из разряда «любовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда». Какие бы времена ни были, вести бухгалтерский учет нужно в любом случае.
Аудит сейчас востребован?
– Что касается аудита, то тут ситуация сложнее. Это специфическая услуга, потребность в которой у предпринимателей возникает лишь в особых случаях. Например, когда надо заключить контракт с иностранным партнером или участвовать в торгах. Если предприятие не имеет подобных амбиций, то и в аудите не нуждается. Поэтому спрос на услуги аудиторов меньше.
Выгодно ли передавать ведение бухгалтерии и юридической составляющей консалтерам в кризис?
– На этот вопрос однозначно ответить сложно. Например, крупным компаниям выгодно обращаться к консалтерам, чтобы передать им ведение кадрового учета и расчет заработной платы. Благодаря этому работодатель обезопасит себя от рисков неверного начисления зарплаты, передав ответственность за это сторонней организации.
Но, например, бухучет в этом случае лучше вести штатному специалисту, который в курсе всех дел предприятия, который знает о его планах и объемах все досконально и может участвовать в стратегическом планировании.
Что касается МСБ, то как раз таким компаниям лучше всего на аутсорсинг вывести бухучет, кадры и юридическую сферу. Объясню, почему. В этом случае предприниматель получает за небольшие деньги отличного специалиста, которого содержать в штате – дорогое удовольствие. Да и загрузить полностью работой высококвалифицированного эксперта у собственника малого или среднего бизнеса вряд ли получится. Поэтому выгоднее и безопаснее всего передать бухгалтерию в ведение наемной фирмы.
Кроме того, консалтинговые фирмы не ходят в декрет и отпуска, не берут больничные и не опаздывают на работу. Им не нужно дополнительное рабочее место со всеми вытекающими отсюда расходами и в случае их ошибки все расходы на покрытие убытков своего клиента они берут на себя.
Профессиональная ответственность НАТа, например, застрахована на сто двадцать миллионов рублей в «Ингосстрахе», если возникнет сложный случай, то мы произведем все выплаты.
Какие рекомендации можете дать предпринимателям для оптимизации работы в сложный экономический период? На что руководству компаний следует обратить особое внимание?
– Из очевидного: сокращение издержек, «утягивание поясов», повышение качества оказываемых услуг и выпускаемой продукции – вот что эффективно работает в кризис.
Но прежде всего, порекомендую бизнесменам провести налоговый аудит своей компании, чтобы специалист выявил все налоговые риски предприятия, и тем самым устранить возможность для налоговиков начислить штрафы и дополнительные сборы.
Также советую тем, кто покупает готовые компании, проверять их в кризис особенно тщательно, чтобы не нести ответственность за то, чего не совершали. Для этого нужно с помощью специалиста досконально изучить их историю и правильно оценить все финансовые риски, связанные с приобретением.
И, конечно, в кризис бизнесменам особенно тщательно нужно проверять своих топ-менеджеров и среднее звено на порядочность. Я говорю об экономических преступлениях: незаконном выводе средств и откатах, например. Пресекать такие инициативы важно сразу. Для этого есть свои методы, которые мы также можем предложить своим клиентам.
Каковы перспективы развития консалтинговой отрасли? Что ждет рынок бухгалтерского и юридического консалтинга, по вашему мнению?
– Рынок будет расти и дальше. Это очевидно. Бизнесмены уже давно поняли все выгоды сотрудничества с консалтерами. Это цивилизованный путь развития дела, позволяющий компании экономить, не теряя при этом в качестве.