Стираются границы между онлайн и офлайн-торговлей. Новосибирский маркетолог — о трендах
«Из-за роста популярности продуктов в интернете торговые сети стали интегрировано «подходить» к покупателю. Человек сам решает, как ему приобрести товар».
Управляющий партнер и основатель результативного брендингового агентства A.STUDIO Анна Собянина
По данным РИА «Новости», 76% россиян покупают в интернет-магазинах непродовольственные товары: одежду, книги, косметику; 17,3% считают, что покупать онлайн дешевле, чем в обычном магазине. С целью комфорта и экономии времени потребители также стали чаще заказывать готовую еду и доставку продуктов на дом.
Рассмотрим, что представляет из себя онлайн-торговля сегодня.
На каких площадках заказывают
По данным SimilarWeb, 94% россиян заказывают товары с Ozon. Если раньше этот интернет-магазин предоставлял только книги и электронные товары, то сейчас там можно приобрести одежду, продукты и т. д. За последние два года объем продаж свежих продуктов на «Озоне» увеличился в 15 раз. Согласно данным Российской газеты, чаще всего там заказывают замороженную и молочную продукцию, охлажденное мясо и птицу, а также свежие овощи, фрукты и зелень.
На Wildberries заказывают товары онлайн 97% российских потребителей и только 24% — на AliExpress. Сервис аналитики показывает, что российский потребитель все-таки больше доверяет российским интернет-магазинам.
Предпосылки покупок продуктов онлайн
Из-за роста популярности продуктов в интернете торговые сети стали интегрировано «подходить» к покупателю. Человек сам решает, как ему приобрести товар: заказать онлайн или поехать в супермаркет. При этом цены будут одинаковыми. В больших городах это становится обычным делом. В Москве, например, есть доставка продуктов у «Перекрестка» и «Окей». В Новосибирске — Instamart, который привозит продукты из Metro.
Свои собственные службы по доставке готовой еды запускают и такие крупные агрегаторы, как Яндекс, Mail.Ru. В одном из Московских районов Яндекс открыл Dark Store и в тестовом режиме начал доставлять продукты и товары для дома. Все это говорит о том, что происходят изменения в культуре потребления еды, и крупный бизнес это использует.
Потребление в Москве в сравнении с регионами
Специалисты PwC выяснили, что потребители регионов больше заинтересованы в отслеживании своего заказа (63%) и бесплатном возврате (56%), а в Москве и Санкт-Петербурге больше ценят доставку в день заказа (60%) и выбор конкретного времени доставки (51%). В столице увеличивается количество людей, которые приобретают продовольственные товары с помощью интернета: 56% потребителей в группе 26-35 лет и 20% в группе 50-59 лет делают покупки онлайн ежемесячно. Получается, что даже старшее поколение москвичей более мобильно, чем «старики», которые ведут более спокойный, тихий уклад жизни в регионах.
Люди в маленьких городах имеют представление о покупках в интернете, но часто не заказывают: вдруг заказ не дойдет или не оправдает ожиданий. На это влияют низкие и средние доходы потребителей, по сравнению с Москвой. А также то, что до регионов дольше доходит цифровизация, и, как правило, медленнее развивается компьютерная грамотность.
Тренды онлайн-шопинга:
— Стираются границы между онлайн и офлайн-торговлей. Современный потребитель, даже находясь в обычном магазине, онлайн ищет отзывы о товаре и сравнивает цены. Когда мы даем клиентам заполнить техническое задание, то видим, что сейчас они реализуют свои товары не только в обычных магазинах, но и на Ozon и Wildberries.
— Развитие таких площадок как marketplace — заказ покупок с различных онлайн-носителей и мобильных приложений.
— Поведение покупателей меняется. Их приоритетом становится экономия времени: стремятся купить необходимые товары без поездки в магазин. По данным PwC, потребители даже готовы переплатить за доставку в день заказа.
— Основная доля онлайн-покупателей — это поколение миллениалов, которое с детства вовлечено в цифровые технологии. Поэтому ритейлеры должны уделять больше внимания сервисности интернет-магазинов.