«Так исследовать или нет? Мой ответ Стиву Джобсу». Колонка Алены Вочковской

«Что общего у Джобса и меня? Ну, что может объединять всемирно известного миллиардера-инноватора, создателя, (о, Боже!) айфона, и маркетолога-исследователя из Новосибирска?»

Да то, что мне, маркетологу из Новосибирска, города, о котором великий создатель даже и не знал поди, приходится отдуваться перед бизнес-сообществом за его фразу «Это действительно сложно – создать продукт с помощью фокус-групп. В большинстве случаев люди не знают, чего хотят, пока ты им это не предложишь». И дальше пошло: «По мнению Джобса, маркетинговые исследования бесполезны!», «А вот Стив Джобс их не проводил!», «Вот, если бы Джобс тестировал айфон на потребителях и спрашивал бы у них, чего они хотят, то никакого айфона бы и не было» и т.д. Не каждый день, конечно, но уже и не пару раз. Я-то, конечно, очень уважаю его, не критикую, он гений! Но давайте разберёмся всё же с его позицией и сделаем правильные выводы, а не те, которые приходят на ум, просто потому, что, на первый взгляд, подтверждают и ваше собственное мнение.

Поправка: говоря «вы» и «вашу», я не имею в виду конкретно вас, читатель. Я обращаюсь к любому среднестатистическому бизнесмену или желающему стать им. Так что заранее прошу прощения, если вы почувствовали, будто на вас «наезжают».

Итак. Первое. Фокус-группа и маркетинговые исследования – не синонимы.

Поэтому распространять легендарную фразу на все маркетинговые исследования нельзя. Фокус-группа – это всего лишь один из видов исследований, имеющий свои определённые задачи. И в них, как ни странно, не входит тестирование и уж тем более разработка продукта. Со мной тут могут не согласиться мои коллеги, так как на практике эту методику действительно часто используют именно для теста продукта и/или идеи. Но я считаю, что метод фокус-групп имеет ряд ограничений. Потому что большинству людей сложно раскрыться в присутствии группы чужих людей. Потому что у участника фокус-группы просто нет времени и подходящей обстановки, чтобы «заглянуть внутрь себя», не говоря уже о появлении лидеров, которые могут подавлять инициативу окружающих высказывать своё мнение или неосознанно «давить» в поддержку своей позиции. Потому что потребители часто не являются экспертами в исследуемой области. Потому что большинство из нас не обладает достаточно «гибким умом», который может создать что-то кардинально новое. Поэтому ожидать, что в результате фокус-группы у вас могут появиться прототипы или хотя бы концепции действительно новых, революционных продуктов, конечно, не стоит.

Фокус-группа – это всегда комната. Причём участник, идя туда, настроен на то, что его будут исследовать, анализировать. Его поведение неестественно в такой среде. Тестировать продукт следует в реальной обстановке. Лучше дайте нескольким правильно отобранным людям попользоваться вашим продуктом пару дней или понаблюдайте за ними в естественной среде. Проведите индивидуальные глубинные интервью, составьте карту эмпатии. Включите в выборку не только «пользователей», но и «не-пользователей».

Второе. «Изучать» потребителя нужно. Точка. Вопрос лишь в методиках и профессионализме исследователя.

Кто-то ещё приводит в пример следующий кейс: «Перед появлением мобильных телефонов среднестатистических американцев спрашивали в исследовании потребителей, как они хотят улучшить телефонную связь. Респонденты отвечали, что хотят шнур подлиннее». Внимание вопрос: какую принципиальную ошибку допустили исследователи? Они неправильно сформулировали вопрос! Конечно же, нельзя спрашивать напрямую у потребителя, как он хочет улучшить ваш продукт. Но нужно спросить, с какими проблемами он сталкивается, используя ваш продукт. Какие задачи он решает. Попросить его описать весь процесс пользования. Попросить показать, если есть такая возможность. И из ответов на эти вопросы делать выводы. Но, честно говоря, даже при получении ответа «шнур подлиннее» любой минимально думающий человек в состоянии сделать вывод – потребителю нужна подвижность, мобильность. И уже только от команды разработчиков зависит, каким образом они будут обеспечивать эту мобильность: длинным шнуром или отказом от шнура как такового.

По мне, ведя бизнес в текущих условиях, как минимум странно сознательно игнорировать своих потребителей и не использовать этот ресурс для корректировки или разработки продукта. Но это и не означает, что нужно срочно бежать составлять-печатать анкетки, которые ваши сотрудники будут подсовывать клиентам, а те – ставить галочки. У каждой исследовательской методики – свои задачи, возможности и ограничения. Получить результат от маркетинговых исследований можно, нужно просто «уметь их готовить». Может, Стив Джобс и не проводил традиционных исследований потребителей, но он точно понимал их, знал мотивы и проблемы, которые движут ими при использовании телефона. А вы знаете?

В следующем блоге я поделюсь методикой «придумывания» идей новых продуктов, действительно удовлетворяющих потребности людей. 

Основательница компании SpeakerExpert.ru Алена Вочковская

Самое читаемое
  • Недалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропаНедалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропа
  • 10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники
  • Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»
  • В уральскую фирму ворвались вооруженные люди. Это рейдерский захват?В уральскую фирму ворвались вооруженные люди. Это рейдерский захват?
  • Прогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделийПрогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделий
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.