Торговый минимум

В начале 2009 г. «Компания Холидей» резко поменяла планы развития, отказавшись от премиального направления в пользу кардинально противоположного — магазинов-дискаунтеров. Стратегия себя оправдала:

«Компания Холидей» начала развивать формат жесткого дискаунтера — магазинов с минимальным ассортиментом, аскетическим дизайном и предельно простой выкладкой. Ритейлор уже открыл пять таких магазинов и намерен до конца года довести их число до двадцати.

В начале 2009 г. «Компания Холидей» резко поменяла планы развития, отказавшись от премиального направления в пользу кардинально противоположного — магазинов-дискаунтеров. Стратегия себя оправдала: популярность дискаунтеров растет, по выручке с кв. м они не уступают обычным супермаркетам.

Покупатели отвернулись от премиальных товаров
Еще годом ранее руководство «Компании Холидей» говорило о желании прежде всего расширять и углублять премиальный ассортимент. Флагманом этого направления призвана была стать новая сеть супермаркетов «Турне», где покупателя ждали десятки видов настоящей итальянской пасты, французские колбасы «ручной работы», средиземноморские вяленые томаты и прочие радости гурманов. Средний класс, казалось, хотел в буквальном смысле попробовать на вкус свое растущее благосостояние и был готов щедро оплачивать товарное разно- образие на полках.
Однако осенью грянул кризис, и приоритеты покупателей быстро поменялись. Пусть в среднем доходы упали не сильно, но в целом ряде отраслей — недвижимости, торговле автомобилями, услугах, рекламе и т.д. — множество людей было вынуждено или согласиться на куда меньший заработок, или отправиться на поиски новой работы.
Это не могло не сказаться на розничной торговле. И в первую очередь, разумеется, пострадал «премиальный» сегмент. Мало того, что упала платежеспособность потенциальных покупателей, так еще и товары этой группы подорожали из-за падения курса рубля (поскольку практически все они были импортными). Сработал и психологический фактор. Имея уверенность в завтрашнем дне и заработок в 40-50 тыс. руб. в месяц, можно было регулярно баловать себя «заграничными» изысками. Потеряв в доходах, большинство потенциальных покупателей «Турне» переориентировались на более доступные отечественные продукты.
«Люди стали более рациональны в покупках, имиджевая ориентация отходит на второй план. Если раньше ориентировались на известные бренды и напрямую соотносили цену товара и его качество, то сейчас даже состоятельные покупатели выбирают товары подешевле», — говорит генеральный директор «Компании Холидей» Алексей Захаров. В результате проект «Турне» было решено свернуть как неперспективный. Изменения произошли и в магазинах «Холидей». Алексей Захаров: «Мы стали уменьшать долю премиальных товаров в ассортименте своих супермаркетов. Сократили и сам ассортимент — с 9,6 тыс. наименований до 8 тыс. Это позволило ускорить оборачиваемость товаров и увеличить выручку с 1 кв. м (сейчас она достигла 20 тыс. руб.)».
Проблемы возникли и у самого ритейлора. Активно занимая деньги в период роста (на них строились новые магазины и покупались компании-конкуренты), «Холидей» вошел в кризис с более чем 7 млрд руб. кредиторской задолженности. В ситуации, когда банковские ставки резко рванули вверх, перекрывать эти долги новыми кредитами стало куда труднее. В результате бюджет развития в 2009 г. сжался до минимума.
Еще одной проблемой компании стала необходимость оптимизации самой торговой сети. Бурное развитие конкурентов привело к тому, что не все объекты стали показывать должную степень эффективности. К тому же сеть «Холидея» к началу 2009 г. состояла из магазинов разных компаний, которые в разное время были поглощены этим ритейлором. Часть магазинов находилась в непосредственной близости с магазинами «Холидея», часть оказалась окружена универсамами других сетей. Для того чтобы решить эту проблему, не теряя объемов продаж, нужно было предложить рынку какой-то иной формат, не вступавший в прямую конкуренцию с большинством объектов. Этим форматом и стал дискаунтер.
Новосибирские сети не раз предпринимали попытки открыть магазины-дискаунтеры, но ни одна не увенчалась успехом. «Компания Холидей» все же решила рискнуть. «Пока рынок не был заполнен, людям хотелось насыщения и выбора. Чтобы дискаунтер стал успешен, необходимо, чтобы часть покупателей этим выбором пресытились и начали подходить к покупкам более прагматически», — объясняет провалы конкурентов Алексей Захаров.
Руководитель отдела маркетинга «Компании Холидей» Дмитрий Кувшинов отмечает, что, разрабатывая новый формат, руководители компании действовали скорее интуитивно. «Просто в один момент сели и сказали: «А давайте попробуем, почему бы и нет». «Мы не проводили никаких исследований, знаете, это был такой «наш ответ Чемберлену» — попытка что-то изменить в условиях кризиса, предложить что-то новое покупателям», — объясняет он.
Проще, меньше, дешевле
Магазины-дискаунтеры назвали «Холди». Первый был открыт в марте этого года на Бердском шоссе в помещении, оказавшемся лишним для компании, — склада размером 750 кв. м. По словам Дмитрия Кувшинова, товарную матрицу в новом магазине формировали методом проб и ошибок. «Причем пробы и ошибки были связаны не столько с покупателями, сколько с поставщиками. Некоторые взяли на себя «повышенные соцобязательства» — по цене и срокам доставки, но не смогли их выполнить. Нас не устроила ситуация, когда ценник есть, а товара нет. Мы были вынуждены заменить поставщиков», — рассказывает он.
Пришлось «помучиться и проявить фантазию» и при выкладке товара. Связано это с тем, что в некоторых случаях дискаунтеры размещены в помещениях, планировка которых не слишком удачна. Как объясняет Дмитрий Кувшинов, зачастую там сложно расставить паллеты с товаром — мешают, например, колонны.
«В ассортименте дисконт-центра всего 650 наименований товаров. Несмотря на то, что средний чек в «Холди» всего 200 руб. (в супермаркетах «Холидей Классик» — 300 руб.), выручка с кв. м в дискаунтере ничуть не ниже — примерно 20 тыс. руб. в месяц», — рассказывает Алексей Захаров. Убедившись в эффективности такого формата, компания открыла уже пять таких магазинов — три в Новосибирске и по одному в Омске и Кемерове.
От других торговых объектов компании «Холди» отличается предельным минимализмом. Весь товар выложен в коробках, которые достаточно только довезти до полки и открыть. А раз нет необходимости выкладывать товар на полку (да еще следить за тем, чтобы он постоянно там присутствовал), значит и персонала нужно куда меньше. По словам Алексея Захарова, затраты на персонал «Холди» оказываются почти вдвое ниже, чем у обычных супермаркетов компании. Все это позволяет снизить стоимость товаров на 10-14%.
В ближайшей перспективе «Компания Холидей» собирается сделать «Холди» основным форматом для развития. Три новых магазина этой сети должны заработать в Барнауле и еще два появятся в Новосибирске. Новый формат позволяет значительно уменьшить расходы не только на содержание магазинов, но и на их открытие — не нужно ни дорогого оборудования, ни современного ремонта. Всего сеть «Холди» к концу года должна достичь 20 магазинов.
«С точки зрения конкуренции, «дискаунтеры» неуязвимы. Они не конкуренты супермаркетам и гипермаркетам, поскольку логика совершения покупок в них иная», — говорит Алексей Захаров. Первые попытки создать дискаунтер
Первым новосибирским дискаунтером в 1996 г. стал магазин «Оазис». Но вскоре он был переориентирован на торговлю стройматериалами. Пять магазинов-дискаунтеров открывала в Новосибирске кемеровская сеть «Бриз» — все они были закрыты в 2003-2004 гг. «Сибириада» до объединения с «Холидеем» развивала дискаунтеры «Эконом», но позже их преобразовали в супермаркеты. Дискаунтеры также открывали «Быстроном» и «Сибирский гигант». Впрочем, сейчас магазины «Быстроном» отличаются от крупного супермаркета разве что типом торгового оборудования, а «Сибирский гигант» сделал ставку на развитие супермаркетов «Горожанка».
 
 
Сколько заработала «Компания Холидей»

134 
 
магазина входят в сети «Холидей Классик» и «Холди»
 

23 млрд руб.

 

выручка «Компании Холидей» в 2008 г.

 

609,9 млн руб.

 

стоимость чистых активов «Компании Холидей»

 

 

Источник: «Компания Холидей».

Самое читаемое
  • «В нашей работе случаются чудеса»: как «РМК Поиск» спасает туристов, грибников и детей«В нашей работе случаются чудеса»: как «РМК Поиск» спасает туристов, грибников и детей
  • Москва и Вашингтон хотят урегулировать украинский кризис: итоги саммита на АляскеМосква и Вашингтон хотят урегулировать украинский кризис: итоги саммита на Аляске
  • В День города «Золотое Яблоко» открыл первый собственный ПВЗ в ЕкатеринбургеВ День города «Золотое Яблоко» открыл первый собственный ПВЗ в Екатеринбурге
  • «Доктор Хаус — яркая мечта, в жизни успех лечения обеспечивают школа и комплексный подход»«Доктор Хаус — яркая мечта, в жизни успех лечения обеспечивают школа и комплексный подход»
  • В центре Екатеринбурга началось строительство нового квартала на месте ветхого фондаВ центре Екатеринбурга началось строительство нового квартала на месте ветхого фонда
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.