«Студенты не могут требовать больше пенсионеров»: главное из интервью министра образования
Дмитрий Ливанов, министр образования и науки России, дал интервью, в котором рассказал о необходимости увеличения числа школ в стране, сокращении вузов, итогах реформы РАН, a также о будущих пионерах.
«По закрытию вузов и филиалов нет количественных показателей»
Министр рассказал в интервью РБК, что в 90-е годы в России произошла девальвация качества высшего образования, и сейчас эту ситуацию нужно исправлять.
«Вместо 500 вузов, которые были в пределах РСФСР, к началу 2000-го насчитывалось около 3,5 тыс. вузов и филиалов. Ничего страшного нет в количестве, плохо то, что их значительная часть занималась обманом студентов, по существу, торговала дипломами. Вот эта система должна быть сломана», - сказал Ливанов.
Министр подчеркнул при этом, что цели сэкономить на высшем образовании не было, объем господдержки только рос.
«Задача не в том, чтобы сэкономить на высшем образовании или сократить количество студентов, хотя оно сокращается в силу демографии, а в том, чтобы гарантировать качество высшего образования для каждого студента», - говорит министр.
Дмитрий Ливанов пояснил, что сокращаются негосударственные вузы, в редких случаях объединения государственных вузов их здания, например, не высвобождались и оставались в системе высшего образования, потому что количество студентов не уменьшалось, количество преподавателей тоже.
«Все имущество как было государственным, так и осталось. Единственно, где происходит серьезная экономия, — это административные издержки. Мы оцениваем, что при каждом объединении высвобождается примерно 10–15% средств, но и они остаются в вузе, могут быть направлены на развитие или выплаты преподавателям», - подчеркивает Ливанов.
По словам министра образования, нет никаких количественных целей по закрытию вузов и филиалов.
«Мы видим, что только за последние три года число негосударственных вузов сократилось почти в два раза — с 440 до 230, а число филиалов — с 1600 до 730. Наверное, и дальше будет сокращение, поскольку уровень требований мы понижать не намерены. В Рособрнадзоре есть план проверок: иногда после них выносится запрет на прием, иногда прекращается аккредитация», - подчеркивает Ливанов.
Также у него спросили, как он оценивает неравномерное распределение средств среди вузов, которое выявила счетная палата при проверке программы 5/100 (ее цель — включение пяти российских вузов в сотню лучших по версии авторитетных мировых рейтингов; участники программы — 21 отечественный вуз — получают специальную господдержку). Тогда был сделан вывод, что многие вузы не улучшили свои показатели в рейтингах.
«Замечания к программе имели под собой основания. Мы не оцениваем выводы Счетной палаты, мы всегда принимаем их как руководство к действию. Эта программа, как и любая другая, не свободна от недостатков. Но здесь для нас важно, что ни рубля не было признано использованным нецелевым образом, все средства получили вузы на реализацию своих программ по расширению конкурентоспособности, финансирование новых проектов развития, обновление кадрового потенциала. Россия за три прошедших года потратила на программу около 30 млрд руб. и уже добилась определенных результатов и продвижения в рейтингах. Для сравнения можно сказать, что Китай, к примеру, на программу с аналогичными целями и задачами потратил за восемь лет более $9,6 млрд (примерно 732 млрд руб. по курсу ЦБ на 23 февраля), Франция с начала 2014 года — около $2,2 млрд (168 млрд руб.), - пояснил Ливанов.
При этом он подчеркнул, что эти решения по распределению средств принимает совет программы 5/100. В частности, совет решил, что деньги выделяются в зависимости от успешности вуза: учебные заведения были в результате тайного голосования разделены на три группы по объему финансирования — примерно 1 млрд, 750 млн и 500 млн руб.
«Мы регулярно проверяем наши вузы и выявили, что два-три вуза отчитывались о результатах научными публикациями в журналах, имеющих сомнительную репутацию, в которые можно что угодно направить и сказать, что ты опубликовал статью в международном журнале. Тогда члены совета приняли решения, что для этих вузов процент субсидий будет снижен по проценту таких «мусорных» публикаций. Так возникло то, что можно охарактеризовать как «неравномерность» (речь идет о Дальневосточном федеральном университете, Казанском федеральном университете и Высшей школе экономики, последнему вузу сократили финансирование меньше всего), - рассказал министр.
Школы: строить и еще раз строить
К 2025 году в школах России должна полностью исчезнуть третья смена и заметно сократиться вторая. Для этого будут строить новые школы и расширять действующие. Общий объем финансирования данной программы – 2,8 трлн. рублей.
«Третья смена, которая есть в школах всего трех регионов, исчезнет гораздо раньше. А к 2025 году все школьники будут учиться в одну смену. Программа была подписана председателем правительства в октябре 2015 года. В 2016-м законом «О бюджете» предусмотрено финансирование в размере 50 млрд руб., это только федеральная часть. Сейчас мы с каждым регионом разрабатываем региональную программу: на десять лет вперед в ней будут описаны конкретные мероприятия в каждом муниципалитете. Когда мы окончательно эти 85 программ согласуем, нам будет ясен объем регионального софинансирования. 2016 год — это первый год программы, нам важно, чтобы программа успешно стартовала», - разъясняет ситуацию со школами Дмитрий Ливанов.
«Речь идет о том, что субсидия из федерального бюджета будет предоставляться либо на выкуп регионом здания, которое уже построено, либо на компенсацию расходов регионального бюджета на строительство. В любом случае здание должно быть построено в соответствии с типовым проектом, должно быть оснащено всем необходимым по специальному стандарту, затем принято заказчиком, то есть регионом. И только после этого из федерального бюджета поступит субсидия на компенсацию всех расходов. Это сделано для того, чтобы обеспечить максимальную мобилизацию регионов по эффективной организации строительных работ. Чтобы не было долгостроя, необоснованных затяжек, ответственно осуществлялся выбор подрядной организации», - продолжает министр.
При этом Ливанов констатирует, что нынешней скорости – 100 новых школ в год по стране – явно недостаточно.
«Нам надо выйти на куда более высокие темпы, чтобы каждого школьника обеспечить в течение десяти лет возможностью обучаться в одну смену. Нам нужно около 6,5 млн мест создать за эти десять лет», - говорит министр.
Известно, что программой строительства школ будут заниматься специальные новые структуры — межведомственный совет и дирекция, о них также рассказал Дмитрий Ливанов.
«Дирекция создана, это наша подведомственная организация. Она получила госзадание, ее работа активно развертывается в эти дни. Экспертный совет тоже формируется. Мы получили предложение от Совета Федерации, ждем от Государственной думы. В совете будут и эксперты, и представители ведомств — не только Министерства образования и науки, но и Роспотребнадзора, Минстроя, всех, кто будет вовлечен в эту программу. Совет будет в ближайшее время создан», - рассказал он.
На вопрос о том, войдет ли в дирекцию холдинг «Просвещение» Аркадия Ротенберга и будет ли он участвовать в строительстве школ, Ливанов ответил:
«Не думаю, что издательство «Просвещение» будет как-то участвовать. Я знаю только главу дирекции, она работала в Высшей школе экономики. Она наберет остальных (сотрудников дирекции), на первом этапе человек шесть-семь. Потом, если в этом будет необходимость, увеличим численность до 10–12. Дирекция — это проектный офис, это люди, которые постоянно находятся в регионах, смотрят, как ведется работа, отслеживают фактическое состояние дел и так далее. Совет пока не сформирован, но не думаю, что туда будут входить представители каких-либо издательств».
Новый пионер: «в школе был серьезный воспитательный компонент»
В конце 2015 года появились сообщения о создании в стране Российского движения школьников – новых пионеров. Министр образования прокомментировал и эту новость.
«Российское движение школьников будет заниматься внеклассной внеурочной деятельностью, будет создавать возможности для воспитания и самореализации детей. Будет делать жизнь школьников более насыщенной и интересной, я бы так сказал. В некоторых школах уже есть нечто подобное, но есть школы, которые пустеют, когда заканчиваются уроки. Дети уходят, а могли бы развивать свои интересы и увлечения. Вот основной смысл Российского движения школьников — наполнить внеучебное время детей, чтобы это было интересно для них и полезно для их развития, - пояснил Ливанов. - Участие в движении будет добровольным. Это не обязанность, естественно, ребенок и родители сами решают, как проводить ученику свое внеурочное время. Но мы должны создать все условия для развития каждого ребенка. Вот в школе и вне школы и будут реализовваться какие-то проекты, детям будет предлагаться участвовать в каких-то инициативах. Например, волонтерство, включая заботу о тех, кто нуждается в помощи, краеведение, туризм и так далее».
Министр подчеркивает, что организацию можно сравнивать с пионерами в СССР, со скаутами в США, «но это будет все равно что-то новое и интересное. Уже и условия не те, что были в СССР, и живем мы не в США. Это будет наше, важное и интересное именно для наших детей. А конкретно все вопросы найдут ответы, когда будут сформированы управляющие органы. В ближайшее время будет как раз первый съезд движения, там будут выбраны лидеры».
Ответил Ливанов и на вопрос о том, собрались ли власти возобновлять идеологическое воспитание в школах.
«У нас всегда в системе образования, возьмем мы Российскую империю, СССР или постсоветскую Россию, в школе был серьезный воспитательный компонент. И это отличие российской традиции школьного образования от западного. В английском языке вообще нет прямого аналога слова «воспитание». И здесь нет ничего, связанного с геополитической ситуацией. Очень важно, чтобы наши дети вне зависимости от политической обстановки знали и уважали историю своей страны, ее традиции, знали тот город или село, где они живут, знали о своих земляках, которые так или иначе проявили себя. Мне кажется, что это знание и есть основа патриотизма. Плюс к этому важна вовлеченность детей в общественно полезные проекты, социальные практики, если сказать шире, в жизнь своей страны. Так воспитывается чувство коллективизма, товарищества, лидерские качества. Я думаю, что, безусловно, российское движение школьников одной из задач будет иметь именно усиление воспитательного компонента в школе».
О РАН, науке и ученых
Министр образования считает, что уже можно подводить некоторые итоги реформы Российской академии наук.
«Те задачи, которые ставились перед Федеральным агентством научных организаций (ФАНО), за эти два года решены. Значительная часть объектов имущества, которые были не зарегистрированы, в отношении которых права Российской Федерации не были закреплены, сейчас зарегистрированы. Я видел цифру — больше 90% (объектов госсобственности теперь оформлено), а было меньше 40%. Это главный результат этих двух лет, потому что именно эти задачи перед ФАНО и ставились», - пояснил Ливанов.
«К сожалению, сама Академия наук как ведущая экспертная научная организация пока в полной степени своими новыми полномочиями не пользуется. Речь идет о том, что Академия наук призвана, и это установлено законом, осуществлять экспертизу научной деятельности, экспертизу государственных программ и научных, реализуемых в том числе вузами, научными институтами, компаниями. И в целом экспертно поддерживать развитие российской науки. Это пока не очень получилось, но я думаю, что время еще есть», - дополняет министр.
О стипендиях: «мы не можем дать студентам больше, чем пенсионерам»
Дмитрий Ливанов подчеркивает, что не ожидает роста социальной напряженности в регионах страны.
«В каждом регионе приняты достаточные бюджеты, сейчас важно держать руку на пульсе и смотреть, как развивается ситуация. Мы ведем контроль по вопросам выплаты зарплаты педагогов вместе с Общероссийским народным фронтом и Всероссийским профсоюзом работников народного образования, поднимая информацию с уровня муниципалитетов и школ.
Мы пока исходим из действующего закона о федеральном бюджете, он принят парламентом, подписан президентом и вступил в силу. И те ассигнования на образование, которые предусмотрены в законе, позволяют решить все задачи, стоящие в системе образования на федеральном уровне. Например, запустить проект по строительству школ, который подразумевает очень серьезную помощь регионам. Мы бы хотели более существенного роста, но имеем что имеем», - говорит министр.
По данным министерства, консолидированный бюджет на образование растет. Самые большие траты идут по линии госпрограммы «Развитие образования», утвержденной на 2013–2020 годы: например, до 2016-го дошкольное образование должно стать доступным для всех детей от 3 до 7 лет, а 25% образовательных учреждений необходимо сделать удобными для лиц с ограниченными возможностями. Непосредственно Министерству образования и науки из федерального бюджета в 2016 году будет выделено 368,5 млрд руб., в 2015-м сумма была больше — 388,4 млрд руб.
«Стипендии будут проиндексированы чуть пониже, чем в прошлом. Законом предусмотрено, что индексация стипендиального фонда произойдет в сентябре этого года на 4%. Так же будут проиндексированы пенсии. Логика здесь такая: пенсионеры — более незащищенные люди, чем студенты. И увеличение социальной поддержки студенчества не должно быть, исходя из элементарной социальной справедливости, выше, чем у пенсионеров. Мы с этим согласились», - сказал Дмитрий Ливанов.