«В кризис настольные игры — очень прибыльный сегмент». Опыт магазинов «Мосигра»

«Мосигра» появилась, можно сказать, случайно, и за 10 лет выросла до сети с собственным издательством и производством. Ее основатель Дмитрий Кибкало рассказал о преимуществах кризиса и разработке игр.

Как появилась идея продавать настольные игры?

— Всевозможные игры, от футбола до монополии, я люблю с детства. Помню, играл с родителями в настольную игру «Шакал», где нужно было бродить по острову и искать клады. Я был уверен, что это известная игра, но оказалось, что ее придумали студенты МГУ в 70-х, и мало кто о ней знает. Став взрослым, я решил воссоздать эту игру и подарить отцу на Новый год. Вместе с дизайнером мы долго работали над иллюстрациями, затем я заказал в Китае пластиковое поле и оловянные фишки, и из-за строгих требований к объему пришлось в итоге сделать не 10, а сразу сто экземпляров.

Часть игр мы раздарили. Встал вопрос: куда девать остальные коробки? Мы предложили магазинам, но дорогой и неизвестный товар им показался неликвидным. Тогда вместе с другом Димой Борисовым мы решили создать свой интернет-магазин: сами придумали и нарисовали логотип, заняли денег у друзей на создание сайта, а когда он был готов, выложили в продажу вместе с нашим «Шакалом» несколько известных настольных игр, примерно 20 наименований. Первые заказы развозили сами, а когда за два месяца вложения окупились, мы смогли нанять курьерскую службу.

В феврале 2009-го года мы сильно разнообразили ассортимент и открыли первую точку самовывоза. А в 2010-м появился первый полноценный магазин с вывеской «Мосигра». К нам выстраивались длинные очереди, и работать в зал выходили все — от начальников до кладовщиков. Это было очень насыщенное время, мы стремительно развивались, совершали кучу ошибок, учились строить бизнес, сотрудничать с партнерами и выстраивать отношения с клиентами.

Это доходный бизнес? Какие у него перспективы?

— Парадокс, но в кризис настольные игры — это очень прибыльный сегмент: люди стараются выбирать бюджетные развлечения и меньше ходят в рестораны и кино. В этом плане настольные игры — идеальный вариант развлечения: они стоят сравнительно недорого, удовлетворяют потребность в качественном общении, могут использоваться много раз и сразу несколькими людьми. Поэтому мы взяли разгон, «оседлали волну» популярности настолок, но когда кризис закончился, были вынуждены пересмотреть свой поход: сократить расходы, оптимизировать процессы, перезаключить договоры с поставщиками и т. д. Мы узнали, что такое «пик несезона», и научились выживать.

Когда мы начинали, рынок настольных игр в России только развивался, и любая компания с выручкой в 20 миллионов рублей считалась заметным игроком, новичку можно было легко раскрутиться. Сейчас рынок существенно подрос, и запускать проекты стало намного сложнее. При этом мы наблюдаем большое пространство для роста. Уровень проникновения настолок среди аудитории 25-35 лет все еще низок (намного ниже, чем по сравнению со странами Европы, например). В будущем сегмент станет расти во многом за счет популяризации настольных игр как отличного вида досуга, а также как крутого инструмента в образовании.

Как вы распространялись по городам?

— На первом этапе всю прибыль мы вкладывали в новые магазины, открывая их один за другим. Но, оказалось, чтобы быть успешными в регионах, одного напора мало. Нужно учитывать кучу особенностей. Например, выяснилось, что жители регионов не хотят покупать настольные игры за те же деньги, за которые их готовы покупать москвичи. Что в небольшом городе срабатывают другие маркетинговые стратегии и т.д. В общем, часть магазинов первой волны мы были вынуждены закрыть. Но, получив опыт и перенастроив процессы, мы вернулись в города и развивали свои магазины уже с умом.

Наш первый франчайзинг носил сугубо понятийный характер: мы договаривались с партнерами на словах, не требовали паушальный взнос и роялти, но нашим условием было то, что франчайзи должен работать только с нами и платить комиссию. Именно так мы начали сотрудничать, например, с ребятами из Киева, которые хотели запустить магазин игр и искали поставщика. Но франчайзинговая сеть выросла, мы начали подходить к вопросу системно: заключать договор, предоставлять пошаговое руководство, предлагать помощь в поиске места для точки и в обучении персонала.

Сейчас у нас 76 магазинов, 46 из которых открыты по франшизе. В партнеры мы выбираем единомышленников, которые обожают настольные игры и хотят заниматься чем-то «кармически положительным». И надо отметить, что нам очень повезло со многими региональными франчайзи: они сделали очень много для развития бренда. Например, во Владивостоке — городе, до которого не каждый федеральный бренд добирается, — у нас три магазина, и мы понимаем, что это заслуга людей, курирующих этот регион. Мы с огромным уважением относимся к бизнес-опыту, которым с нами делятся наши партнеры — франчайзи. И, конечно, они — первые, с кем и мы делимся опытом и советами по ведению бизнеса.   

Как вы отбираете игры на продажу и для издательства?

— Если коротко, то хорошая игра — это игра с быстрой партией, короткими правилами, где количество игроков — от двух человек. Не менее важна понятная и простая механика — то, что иногда оттачивается годами, а иногда рождается за 5 секунд. Если при этом игра выполнена в актуальном сеттинге (мир, в котором действуют герои) и красиво оформлена, то есть большая вероятность, что на полке ее ждет успех.

Разумеется, бывают супер-успешные сложные стратегии, рассчитанные на двух игроков с большим количеством компонентов, и несколькими томами правил. На такую игру может уйти несколько часов. Такие игры тоже присутствуют в нашем ассортименте, но мы делаем ставку на патигеймы и простые семейные стратегии. Причина — массовый товар лучше продается.  

А какие это игры, например (самые продающиеся)?

— Самыми популярными на рынке настольных игр остаются игры для больших компаний — так называемые патигеймы («Активити», «Элиас», «Крокодил», «Имаджинариум»), карточные игры с короткой партией («Уно», «Свинтус», «7 на 9») и семейные стратегии («Шакал», «Колонизаторы», «Каркассон»). На протяжении многих лет не теряет своей популярности старая добрая «Монополия», у нас ее можно найти в самых разных вариациях, в том числе в виде «Антимонополии». А в будущем, я думаю, игрокам будут нравиться игры-гибриды, которые находятся на стыке между настольной и планшетной игрой, либо включают в себя нетипичные элементы.

Создаете ли вы собственные игры?

— У нас есть два способа создания новой игры — это сотрудничество с издательствами или отдельными разработчиками и реализация своих идей. Мы сотрудничаем с зарубежными издательствами, локализуем те игры, которые имеют шанс стать популярными в России. Локализация — это не только про перевод текстов. Часто это почти как придумать игру заново с учетом специфики российской аудитории. При покупке лицензии мы платим комиссию 5–10% от объема продаж, а продавать лицензированные игры можем только в тех странах, на которые распространяются лицензионные права.

Разработка собственных игр включает работу с тремя компонентами: сеттингом (место действия), механикой (принцип взаимодействия игроков) и визуальным оформлением. Путь от возникновения идеи до появления игры в магазине занимает около полугода. Обычно идея игры возникает как ответ на конкретный запрос от аудитории. Например, нужна карточная семейная игра, со временем партии 30 минут и ценой в 500 рублей. Под этот запрос наши разработчики собирают идеи, мы их тестируем и выбираем лучшие.

Еще каждый год ездим на крупные отраслевые выставки, где можно выгодно продать лицензию на свою игру. Из наших игр на пике популярности на Западе сейчас — «Данетки», «Кошмариум», «Нефариус». Самая перспективная из них — «Данетки».

Есть ли у «Мосигры» своя особая философия?

— Мы считаем так: бизнес должен быть для людей. Мы заботимся о клиенте. Человек, который приходит к нам в магазин, — не просто клиент, а друг, которому мы всегда с радостью поможем, даже если потребуется предложить ему услуги конкурентов (что легко может произойти в случае, когда у нас по каким-то причинам нет нужного товара). Такой подход позволяет нам сохранять в посетителях лояльность вне зависимости от того, приобрели они у нас что-либо или нет. Если клиент ушел от нас в хорошем настроении, значит, он вернется. Каждый продавец знает: мы продаем не настолки, а эмоции.

Также нас отличает нетрадиционный подход к продажам. Мы первые на рынке поняли, что хорошая игра сама себя продает, и стали снимать пленку с коробок и предлагать посетителям не просто заглянуть внутрь, но и сыграть прямо в магазине. Потом мы решили, что этого мало, и начали устраивать игротеки. Игротека — это большая встреча любителей настолок, на которой можно просто поиграть и ничего не нужно покупать. А в правилах помогают разбираться специальные аниматоры. Если вышла новая игра, вы можете потестировать ее прямо на месте и абсолютно бесплатно. Такой подход помог нам в первый же год удвоить продажи.

Куда движетесь дальше?

— До конца года планируем открыть еще несколько магазинов в России по франшизе. В следующем году — выйти на рынки Польши и Турции, совершенно разные по своим характеристикам. В Польше у нас партнеры, там продается наша продукция. А вот Турция — совершенно неизведанный рынок. Он похож на Россию 2000-х. В итоге мы хотим построить сильную международную компанию, стать главным экспертом по настольным играм в мире.

В планах издательства также и выход на зарубежный рынок с нашими разработками. В этом году везем на крупнейшую в Европе отраслевую выставку в Эссен несколько новинок.

 

Самое читаемое
  • Наталья Зубаревич: «Передел собственности — главный риск для крупного бизнеса»Наталья Зубаревич: «Передел собственности — главный риск для крупного бизнеса»
  • «Екатеринбургу пора дать больше самостоятельности»: что думают о городе власти и бизнес«Екатеринбургу пора дать больше самостоятельности»: что думают о городе власти и бизнес
  • Новое деревообрабатывающее производство построят в Свердловской областиНовое деревообрабатывающее производство построят в Свердловской области
  • В Екатеринбурге наградили 12 местных компаний, за них проголосовали жителиВ Екатеринбурге наградили 12 местных компаний, за них проголосовали жители
  • Доля бедных растет: 31% россиян экономит на едеДоля бедных растет: 31% россиян экономит на еде
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.