«В мире идет энергетическая революция». Новосибирский бизнесмен — об энергетике будущего
Основатель компании NEOSUN Energy Илья Лихов рассказал, зачем он работает в Китае, когда Россия начнет внедрять инновации в повседневную жизнь, и почему мы скоро будем ездить на электротранспорте.
Мир уже давно обратился к новым способам накопления энергии, а теперь учится, инвестируя, зарабатывать на ней. Как? Об этом ДК и узнал у Ильи Лихова.
— Ты занимаешься солнечными батареями, сейчас начал выпускать аккумуляторы. Расскажи, как ты понял, что накопители будут востребованы на рынке?
Последние три года я занимаюсь тем, что произвожу солнечные батареи и поставляю их в разные страны. Я много лет работаю в этой отрасли и могу сказать, без преувеличения, что сейчас в мире идет энергетическая революция. Я не хочу обидеть Россию, но мы от этой революции, к сожалению, пока остаемся в стороне. И в большей степени не потому, что мы не хотим, а потому что часто российские специалисты даже не подозревают о существовании современных решений, которые могут изменить саму инфраструктуру мировой энергетики. В мире последние два-три года, особенно в Европе, США и Австралии эта инфраструктура стремительно меняется, и обусловлено это тем, что большое количество электростанций строится на базе возобновляемых источников энергии — солнце, ветре. Сегодня солнечная и ветровая энергия являются самыми дешевыми — их стоимость намного ниже, чем угля, нефти, газа или других способов генерации.
Конечно, в России сейчас энергия одна из самых дешевых в мире, потому что те электростанции, которые построили еще при Сталине, Хрущеве, Брежневе, работают и не требуют капитальных затрат, есть только операционные расходы. Но эти электростанции не вечны, и когда-то придется переходить к новым, а новая генерация будет дешевой только на базе возобновляемых источников энергии. Сейчас в эту отрасль в мире ежегодно вкладываются сотни миллиардов долларов, разрабатываются новые способы получения энергии и ее использования.
Еще одним революционным шагом стала инновация Илона Макса, который заложил основу электротранспорта. Если 5-6 лет назад, когда он начинал им заниматься, это рассматривалось как игрушка для богатых, то сейчас, например, в Шеньжене, 20-миллионном городе на юге Китая, весь городской транспорт — электрический, даже такси. Сегодня в Евросоюзе порядка 5% автомобилей так или иначе являются электрическими, и эта цифра растет стремительно. Сейчас не стоит вопрос о том, будут ли в обиходе электромобили или нет, это уже вопрос времени — когда они войдут в нашу жизнь. По прогнозам экспертов, это произойдет в ближайшие 15-20 лет. И дело не в том, что это модно, круто или экологично, это, в первую очередь, экономично: стоимость использования электромобиля составляет 30 рублей на 100 километров, и в нем практически нечему ломаться. В этом виде транспорта очень много плюсов, помимо экологии, и сейчас такие автомобили стоят уже не так дорого, как стоили, например, 5 лет назад.
Так вот, неважно, о каком рынке мы говорим, будь то возобновляемая энергетика или электромобили, все это требует накопителей энергии. Сейчас и в Европе, и в США, где доля возобновляемой энергии в энергобалансе стран уже очень высока, возникла потребность в установке накопителей энергии, чтобы как раз балансировать мощности. Потому что солнце в основном генерируется днем, а потребление происходит вечером, так случается небольшая задержка, смещение генерации и потребления энергии на 5-6 часов, и вот на это время как раз и необходим аккумулятор. Раньше емкости сети хватало, чтобы эту энергию поглотить и в дальнейшем просто выдавать ее. Теперь нужны накопители — линий-ионные аккумуляторы. Плюс таких аккумуляторов в том, что они компактные, долговечные, с ними удобно работать.
По сути, их можно превратить в некие «гаджеты», которые легко поставить дома. Они выглядят круто, хорошо вписываются в интерьер. Сейчас в Евросоюзе выгодно ставить себе аккумуляторы и солнечные батареи, а не покупать электроэнергию из внешней электросети.
— Как эта «революция» влияет на рынок, на потребителей?
То, что сейчас развивается огромное количество аккумуляторов, и их стоимость постепенно снижается, позволяет устанавливать накопители, по сути, в каждый дом. И это касается не только частных домов. В первую очередь, речь идет о предприятиях. Это могут быть и муниципальные предприятия, — школы, больницы, — а могут быть и частные производства, которым такие накопители позволяют изменить в принципе саму структуру потребления, потому что они не зависят от мощности. Например, в России часто мыслят категориями выделяемой мощности на объект, но, по большей части, мы платим не за мощность, а за количество потраченной энергии, и получается, что порой приходится переплачивать за ненужную мощность. В России сейчас очень много говорят о том, что нужно модернизировать мощности или строить новые, потому что объекты генерации устаревают, но я считаю, что строить ничего не нужно, потому что в России мощностей хватит еще надолго. Просто проблема в том, что эти мощности нужно перераспределять, и именно для этого могут быть полезны аккумуляторы.
Как это происходит? Если, например, предприятие ставит у себя на производстве аккумуляторы, они могут в ночное время заряжаться, а в дневное выдавать эту запасенную электроэнергию. Потребление энергии происходит неравномерно: когда сотрудники включили станки и компьютеры, потребление резко возрастает, а когда все ушли на обед, оно снижается, и таких колебаний в течение дня происходит очень много. В итоге разница между пиковыми и средними мощностями может достигать 5 и 10 раз. Но если поставить на предприятие аккумулятор, он позволит сглаживать эти пики. Таким образом, вместо того, чтобы подключать себе 5 мегаватт, можно подключить всего один и поставить накопители, тем самым снизив зависимость от внешней сети. То есть, по сути, мы меняем сам способ потребления энергии.
— А какова окупаемость таких вложений?
Если мы говорим о России, то на производственных предприятиях, особенно находящихся на удалении от основной инфраструктуры, такие системы окупаются за 1-3 года. Если говорить о вновь строящихся зданиях, то они окупаются сразу же, потому что в этом случае нет необходимости подключать сразу большую мощность — можно изначально совершенно по-другому спроектировать систему. В России, к сожалению, проектировщики чаще всего в принципе не знакомы с такими решениями — у нас большая проблема с кадрами.
А ведь такие системы, помимо прочего, позволяют еще на этапе строительства сократить расходы и потратить меньше денег, чем при подключении к внешней сети. А если мы говорим про удаленные объекты (например, фермы, гостиницы на природе, поселки на севере), то такие решения и вовсе окупаются практически сразу.
В Евросоюзе и Северной Америке эти вещи уже давно понимают, и даже в вузах уже учат специалистов тому, как это делать. Учат строить так называемые микрогриды — это системы, позволяющие объединять организации в единую сеть, и в моменты, когда одно предприятие не пользуется энергией, оно может отдавать ее соседям. Так можно превратиться в инвестора, который вложил деньги в электростанцию и продает эту энергию, окупая свои вложения.
Такие решения давно существуют и в США, и даже в Украине. В этой системе можно быть и инвестором, и потребителем энергии одновременно. Это очень выгодно. В такой системе очень резко снижается зависимость от больших организаций типа Россетей или Новосибирскэнерго, потому что они нужны только как провайдеры и установщики «железа». Мы, по сути, превращаем энергоструктуру в подобие некой IT-компании.
— А в России кто-то этим пользуется?
Пока никто. Сейчас в нашей стране понятие микрогрид знают единицы. И этому есть много причин. На мой взгляд, одна из ключевых — в том, что мы закрываемся от новых решений и идей, которые уже где-то изобрели. Я всегда в своем бизнесе руководствуюсь принципом «не нужно изобретать велосипед». Если мы посмотрим на историю, то увидим, как Япония в 1868 году приняла решение не изобретать свои технологии, а скопировать то, чем пользовались в Великобритании; Сингапур в 1962 году решил отправить своих специалистов учиться в Лондон, чтобы набраться навыков и построить самую совершенную экономику в мире. И они это сделали буквально за 10 лет.
В Китае в 80-е годы, когда в России была перестройка, решили копировать европейские и американские технологии, и сегодня Китай одна из самых стремительно развивающихся стран. Я убежден, что нам не стоит изобретать то, что уже давно изобретено. Нам просто не хватает навыка учиться. В России очень много умных людей, и мы достаточно круты в технологиях, в программировании, но нас 150 миллионов, а в мире живет больше 7 млрд человек, и у них идей больше, чем у 150 миллионов. Когда мы не закрываемся, когда общаемся с другими странами, мы можем получать новые идеи, не изобретая их с нуля, внедрять их и отталкиваться от них, как от трамплина, идя вперед, как сделали Япония, Сингапур, Китай и другие.
Нам нужно учиться и учиться. Я хочу, чтобы у России тоже все это было! Я убежден, что это реально для нас, и у меня сейчас есть желание развивать некое предприятие по принципу стартапа: я хочу приглашать к себе людей, которым было бы интересно создавать что-то крутое и реализовывать это в рамках всего мира.
Я хочу передать свои навыки и знания другим людям, хочу подтолкнуть тех, кто открыт к созданию крутых технологий, реализовывать и продавать их не только в России, но также и в Европе или в США.
Убежден, что многие крутые идеи, которые рождаются в России, могут иметь гигантские возможности сбыта в США или Европе, при этом не обязательно там жить и работать, вполне можно иметь офис в Новосибирске и работать по всему миру. В этом нет ноухау.
Например, мы хотим открыть офис в Новосибирске, но работать будем за границей. Пока я вижу гигантский рынок сбыта и в России, пока он скрытый, неочевидный, потому что люди часто просто не знают того, что есть какие-то другие решения, и пока они не попробуют, то и не узнают. Люди привыкли ездить на лошадях и ездили, пока не появился паровоз. Потом привыкли ездить на паровозе и ездили, пока не появился самолет и так далее.
Новые технологии появляются постоянно, а люди часто консервативны, они не знают, что есть каике-то новые решения. Нам нужно время, чтобы до этого дойти, поэтому мы сейчас стараемся вести просветительскую работу в России.
Кстати, что интересно, из наших ближайших соседей очень большой рынок солнечной энергетики — в Украине, они очень хотят быть независимыми, и правильно делают, потому что еще 5-10 лет — и Газпром им уже будет не нужен. Они активно поддерживают развитие возобновляемых источников энергии, у них есть госпрограмма «зеленого тарифа», по которому людям выгодно ставить собственные электростанции, и каждый частник может поставить себе 30 киловатт, из которых для потребления ему достаточно лишь 5-6, а остальные 25 киловатт он продает через энергокомпании другим потребителям. И таких внутренних мини-инвесторов там все больше и больше.
— А где самая большая конкуренция у вашей компании?
Если говорить про СНГ, то как раз в Украине, там гигантский рынок сбыта, потому что правительство поддерживает эти начинания. В Казахстане этот рынок тоже быстро растет, потому что их правительство также уделяет этому большое внимание, рынок динамично развивается, но пока он находится в начальной стадии, поэтому мы понимаем, что имеем возможность хорошо на нем закрепиться.
Самая большая конкуренция сейчас, конечно, в США и в Австралии. Там очень много китайских компаний, и это очень крутые производители с точки зрения технологий. Я хочу отметить, что российские стереотипы по поводу китайских товаров в данном случае не действуют. В области энергетики они уже давно опередили и немецкие продукты, и многие другие.
По солнечным батареям конкуренция очень высокая, по накопителям ситуация другая: в мире сейчас дефицит накопителей энергии, и многие компании, работающие сейчас на этом рынке, очень сильно задерживают отгрузки продукции. Например, у Тесла большие проблемы с отгрузкой новых автомобилей, и одной из причин является нехватка аккумуляторов — сейчас половина Китая работает на Теслу, чтобы обеспечить их аккумуляторами. Поэтому этот рынок еще свободен для входа и развития на нем.
— С развитием рынка и ростом количества производителей стоимость накопителей очевидно будет падать. Сколько лет нужно для того, чтобы она упала до какой-то адекватной отметки?
На самом деле цена уже сейчас падает очень большими темпами. На солнечные батареи, например, цена в течение 10 лет снизилась в разы, и уже дошло до того, что самая дешевая энергетика сегодня — это солнечная и ветровая. Стоимость литий-ионных накопителей тоже снижается, и очень быстро, но здесь важно понимать и не сравнивать затраты только в абсолютных цифрах. Когда мы что-то строим, для нас это инвестиционный проект, а в инвестпроекте есть капитальные и операционные затраты. Так вот, если сравнивать литий-ионные накопители с другими способами хранения энергии, то они стоят в 1,5-2 раза дороже, чем обычные свинцовые, которые через 3-5 лет придется менять (а литий-ионный прослужит лет 20). Это означает, что на отрезке времени в один год литий-ионные аккумуляторы обойдутся, конечно, дороже, но если взять отрезок в 10 лет, то они выйдут в разы дешевле. А если добавить к этому еще более компактные размеры, другие рабочие характеристики, то сравнение будет точно не в пользу обычных аккумуляторов. Поэтому говорить, что литий-ионные аккумуляторы — дорогие, уже не очень корректно. Как инвестпроект они уже дешевле, чем традиционные. И, что важно, — электростанции на базе солнечной батареи, ветра и накопителей сейчас по капитальным затратам сопоставимы с дизельными или газопоршневыми электростанциями. Это что касается капитальных затрат, а в операционных их нельзя сравнивать, потому что такие станции не требуют солярку, газ, замену фильтров. Если поставить такую станцию, то нужно будет просто, грубо говоря, раз в год протирать пыль.
Поэтому рынок накопителей энергии сейчас переживает по-настоящему революционные времена, интересно наблюдать за его развитием и расти вместе с ним, тем более, возможностей для этого очень много. И я надеюсь, что в скором времени Россия тоже придет к этому пониманию.