«В Новосибирске другая логика...» Александр Ложкин — об ошибках по четвертому мосту

Известный новосибирский архитектор рассказал о том, почему четвертый мост в том виде, в котором его предлагают реализовывать, окажется неэффективным проектом.

Александр Ложкин, профессор Международной академии архитектуры (отделение в Москве), член Объединения разработчиков градостроительной документации (RUPA).

— Мой ответ, как специалиста, имеющего некоторое понимание о городском и транспортном планировании, на вопрос, заданный и.о. губернатора — «нужен ли четвертый мост?» — да, нужен! Как нужен и пятый, и шестой, и седьмой, предусмотренные генпланом. Нужен хотя бы потому, что когда у вас в городе на одном берегу реки живет почти миллион человек, а на другом ещё шестьсот тысяч, и все связи между берегами в центре города это два с половиной моста, вы никогда не обеспечите нормального функционирования такого города.

Нужен ли мост именно в этом месте? Ответ опять — да. Центральный створ имеет ряд преимуществ над другими вариантами. Хотя бы потому, что с двух сторон к нему уже построены существующие магистрали — Ипподромская и Станционная — и его строительство соединяет их в единую трассу, обходящую центр города, причем в западном направлении это вылетная трасса. Этим Центральный мост выгодно отличается от своего предшественника — третьего, Бугринского моста, который сможет заработать в полную силу только после того, как будет построен многомиллиардный Юго-Западный транзит, перспективы которого более чем туманны. Центральный мост будет опираться на твердые скальные грунты (именно поэтому 125 лет назад рядом возвели железнодорожный мост), можно применить стоечно-балочную конструкцию, куда более дешевую, чем арочная Бугринского моста, где были сложные наносные грунты русла Ини. По цене Центральный мост должен быть дешевле других: в 2009 г. специалисты петербургского института НИИПИ ТРТИ рассчитали стоимость мероприятий по строительству дорог, путепроводов и мостов, предусмотренных генпланом Новосибирска, и Центральный оказался самым дешевым — его строительство было оценено в 4,14 млрд. руб. (в ценах восьмилетней давности), что значительно дешевле, например, Ельцовского моста (почти 18 млрд. руб. с подходами на правом и левом берегах).

Поэтому я — за Центральный мост. Но не в том виде, в каком его планируют реализовать.
Начнем с того, что Центральный мост нельзя делать платным. Во всем мире в городах платность дорог, мостов, парковок, въезда в центр — механизм ограничения автомобилепользования там, где улично-дорожная сеть не справляется. Да, в Европе вы платите за скорость на трассах между городами, но в городе вы платите не за скорость, а за то, чтобы въехать туда, где автомобилей уже и без вас хватает. А вот объехать центр по кольцевым или хордовым транзитам можно бесплатно. У нас же делают платной именно транзитную магистраль, обходящую центр! Что мы стимулируем, движение транспорта через центр или в обход? Если исходить из логики ограничения автомобилепользования в центре, то транзитная магистраль Станционная-Ипподромская должна быть бесплатной, а вот Димитровский мост, ведущий в центр — платным. Но в Новосибирске другая логика...

Вторая претензия к проекту это развязки. Здесь ошибка в техническом задании, где проектировщикам было предписано обеспечить бессветофорную развязку ВСЕХ направлений. Это глупость, без светофоров должны проходить через развязку только магистрали непрерывного движения, каковая в данном месте только одна — это Станционная-Ипподромская. Все остальные улицы, входящие как на площади Труда-Энергетиков, так и на Южную (Будагова) — регулируемого движения, на них всё равно стоят светофоры. Задача бессветофорной развязки всех направлений бессмысленна и нерешаема, западные транспортные планировщики это знают. Попытки решить ее приводят к появлению т.н. «спагетти-развязок», где автомобили вынуждены двигаться по неоптимальным траекториям и заторы возникают на самих развязках. На левом берегу так и получилось, и на самых загруженных направлениях, например Станиславского — проезд Энергетиков, водители по воле проектировщиков будут выписывать многокилометровые кругаля. На правом берегу так и вовсе не удалось развязать новый мост с Большевистской, Красным проспектом и Фабричной, и он уходит на Ипподромскую, их не замечая. Но ведь транспортные потоки с этих направлений никуда не денутся и водителям, чтобы попасть на мост, надо будет по прилегающим улицам выезжать на Ипподромскую, загружая их. Итог: перепробеги транспорта, увеличение нагрузки на улично-дорожную сеть, неминуемое ухудшение дорожной ситуации как на левом, так и на правом берегах.

Чтобы «перепрыгнуть» построенную всего лишь несколько лет назад на Южной площади (ныне площадь Будагова) эстакаду, пришлось строить на ней пилон и подвешивать к нему на вантах путепровод. Это при том, что сам мост дешевой стоечно-балочной конструкции! Подозреваю, что в почти десятикратном увеличении стоимости моста по сравнению с оценкой восьмилетней давности, львиная доля — это вантовая конструкция путепровода.

Проблема четвертого моста в том, как его собираются строить и эксплуатировать. Мост нужен, но не в таком виде.

Самое читаемое
  • Рубль продолжает укрепляться. Сколько это продлится и при чем тут ТрампРубль продолжает укрепляться. Сколько это продлится и при чем тут Трамп
  • «ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге«ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге
  • Из-за кадрового дефицита компании предлагают подросткам зарплату выше 80 тыс. руб. в месяцИз-за кадрового дефицита компании предлагают подросткам зарплату выше 80 тыс. руб. в месяц
  • IT-дайджест: Skype отключат, ChatGPT делает людей одинокими, а в России будет свой WeChatIT-дайджест: Skype отключат, ChatGPT делает людей одинокими, а в России будет свой WeChat
  • Для западных туристов закрыли Северную Корею. Россияне пока могут наслаждаться турамиДля западных туристов закрыли Северную Корею. Россияне пока могут наслаждаться турами
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.