В новосибирском регионе банки ставят на ритейл

Финансовый ритейл стал приоритетом для новосибирских банков: на поле корпоративных услуг им уже не хватает доходности. Многие банки, нацеленные на частного клиента, уходят в мелкие форматы

В течение последнего года розница стала безусловным приориетом для банков — единодушны опрошенные банкиры. «Дело в том, что в корпоративном секторе доходности уже не хватает, — поясняет директор новосибирского филиала Металлинвестбанка Владимир Зборовский. — После кризиса разжалась пружина отложеного спроса: банки стали кредитовать предприятия по приемлемым условиям, а бизнес нашел ниши для вложения средств и воспользовался кредитами. Сейчас бурного роста на этом поле нет. Доходность обеспечивается развитием розницы, даже у тех банков, у которых традиционно превалировало корпоративное направление».

Розница: акцент на зарплатников

Наибольшую доходность в секторе ритейла обеспечивают нецелевые кредиты, говорят банкиры. «Традиционно самым развитым и большим сегментом банковской розницы являются кредиты наличными, — констатирует директор новосибирского филиала, руководитель дирекции «Сибирь» банка Хоум Кредит Анна Кувшинчикова. — Их доля в общем объеме розничных кредитов составляла по итогам первого квартала 2013 г. 48,7%. Это продукт прост и понятен потребителям, поэтому пользуется большой популярностью».

Конкурируя за клиентов, многие банки значительно смягчили требования к заемщикам, сообщила советник управляющего новосибирским филиалом ЮниКредит Банка по экономическим вопросам Ольга Фадеева. «Если раньше просрочка по прежним кредитам была недопустима, то сейчас многие банки закрывают глаза на просрочку в 30 дней, — комментирует топ‑менеджер. — Смягчены и требования к соотношению суммы взноса и месячного дохода заемщика. Раньше было желательно, чтобы сумма взноса составляла не более 30% от зарплаты, теперь эта планка почти повсеместно поднялась до 60‑70%».

Правда, маржа банков, предоставляющих прозрачные кредиты с честными условиями, уменьшается, отмечает директор по развитию бизнеса Бинбанка в Новосибирске Евгения Бояркина. Но банки стабилизируют доходы с помощью пакетных предложений для заемщиков за абонентскую плату. «Например, клиент получает у нас потребкредит, и за абонентствую плату мы обеспечиваем ему комплекс сервисов: возможность дистанционного регулярного гашения займа, услуги СМС‑информирования, интернет‑банкинг», — уточняет Евгения Бояркина.

«С целью увеличения базы заемщиков по потребкредитам банки делают акцент на направлении зарплатных проектов»,— говорит Ольга Фадеева. Для привлечения клиентов условия здесь становятся все более интересными: в частности все больше банков делают нулевые комиссии за зачисление зарплаты на счет, за снятие средств в банкомате.

Рыночным трендом стало объединение сетей банкоматов разных банков для удобства клиентов. К примеру, владельцы карт УБРиР могут снимать деньги без комиссии в банкоматах Альфа‑Банка. А Райффайзенбанк объединил банкоматные сети с Росбанком и с ЮниКредит Банком. «Зарплатные проекты — один из наших главных приоритетов, — говорит Владимир Зборовский. — Для зарплатников у нас особые условия по потребкредитованию. Надеюсь, что доля заемщиков в числе наших зарплатников будет расти и в идеале доостигнет 50%. А в ближайшее время наша цель довести ее до 30%».

Управляющий по розничному бизнесу новосибирского филиала Уральского банка реконструкции и развития Евгений Ковалев отметил, что для сотрудников организаций, участвующих в зарплатном проекте УБРиР, процентная ставка по кредитам начинается от 12%, что внушительно ниже рыночной планки.

На ипотеку большинство банкиров сейчас не делают особой ставки и прогнозируют серьезное замедление темпов ее роста, набирающих обороты в последний период. По данным ГУ Банка России по НСО за январь‑март 2013 г. заемщиками Новосибирской области получено 3,9 тыс. ипотечных кредитов на сумму 5,8 млрд руб., что на 25% больше, чем годом ранее.

По мнению Евгении Бояркиной, пик роста мы миновали. «Большинство благонадежных и платежеспособных заемщиков кредиты уже взяли, — говорит собеседница. — Кроме того, условия по ипотечным госпрограммам ужесточились. Теперь качество кредитных портфелей может ухудшаться, а просрочка — расти. С учетом этих рисков рентабельность ипотеки по доступным ставкам близка к нулевой. К тому же ипотека — самый трудоемкий для банка продукт. Вероятно, банки (кроме государственных) сейчас перестанут активно наращивать ипотечные портфели».

Бизнес: в ходу гарантии

В продуктовых линейках для бизнеса банкиры отмечают особенную востребованность беззалоговых кредитов. «Самым популярным у бизнесменов среди продуктов нашего банка традиционно остается беззалоговый кредит «ЛОКО‑Лайт», — констатирует директор филиала ЛОКО‑Банка в Новосибирске Марина Гирина.

«Мы готовы кредитовать без залога компании, к которым у нас нет вопросов по их финансовой деятельности, в частности, обладающими производственной базой, — заявляет Владимир Зборовский. — Ставка по таким кредитам для сегмента среднего бизнеса колеблется в районе 13‑14%». Другим продуктом, набирающим все большую популярность с развитием конкурсной системы государственных и частных заказов, банкир назвал банковскую гарантию. Это один из самых низкорисковых продуктов засчет понятной и конкретной цели клиента, пояснил он.

Направление проектного финансирования развивается в Новосибирске в основном в виде вливаний в строительство, утверждают банкиры. И застройщики уже не так пугают кредиторов, как раньше. «Строители, которые выстояли в кризисный период, могут быть надежными партнерами», — уверен Владимир Зборовский.

«Как правило, бизнес выбирает те продукты, которые оперативно одобряются, — рассказывает Марина Гирина. — Скорость особенно важна для малого бизнеса. В частности, для торговцев: когда нужно закупить партию товара и деньги нужны либо сегодня, либо никогда».

Есть и не очень востребованные бизнесом продукты. Ольга Фадеева среди них назвала кредит на приобретение нового оборудования. «Лизинг здесь оказался более конкурентоспособен, — объяснила она. — Риски такого кредитования высоки: чаще всего оборудование импортируется, а значит, возникают сложности с «растаможкой». А еще имущество нередко ввозится по частям, разукомплектованным, и его оформление трудоемко для банка».

Как и к частным клиентам, требования к юрлицам в последнее время смягчаются, говорит Евгения Фадеева. «Если раньше 100% банков, выдавая кредит, требовали от фирмы перевода оборотных средств на свои счета, то теперь этого почти никто не просит, — рассказывает топ‑менеджер. — Кроме того, подавляющее большинство банков для оценки финансового положения компании принимает не бухгалтерскую, а управленческую отчетность».

И Владимир Зборовский подчеркивает, что банки сейчас относятся к корпоративным клиентам не столько жестко, сколько внимательно. «Вместо суровых ограничений, «черных списков», мы используем современные методики, позволяющие выявить подлиную экономическую ситуацию в компании, — комментирует банкир. — Особое внимание уделяем изучению источников возврата кредитов. Детально изучаем контрактную базу заемщика».

А пресс-центр Сибирского банка Сбербанка отмечает, что в последние два года внимание всех банков переключается с сегмента крупного и среднего бизнеса на частных предпринимателей: в этой сфере ранок еще не поделен. Банки смягчают условия для малого бизнеса: в частности, в Сбербанке самым востребованным продуктом у этой категории клиентов является беззалоговый кредит «Доверие», запущенный в 2011 г.

Банкиры придумывают новые продукты

Одним из самых перспективных продуктов банкиры называют кредитные карты. «Сегодня это самый динамичный сегмент розницы, — уверяет Анна Кувшинчикова из Хоум Кредита. — За 2012 г. объем портфеля вырос на 90%. Мы уверены, что в 2013 г. этот продукт будет лидером в портфеле». Использование банковских карт становится все более популярным в России, вторит Марина Гирина. «Условия по картам в банках достаточно стандартны, — поясняет топ‑менеджер. — ЛОКО‑Банк привлекает клиентов льготным (беспроцентным) периодом до 45 дней, который распространяется как на оплату покупок, так и на снятие наличных в банкоматах».

«Приобрести кредитку мы советуем всем, кто берет потребительский кредит: это очень удобный способ взять денег до зарплаты, не занимая у знакомых. Особенно с учетом льготного периода в 50 дней»,— рассказывает пресс-центр Сибирского банка Сбербанка РФ. По данным на 1 мая 2013 г. количество кредитных карт, открытых клиентами Сибирского банка, составило порядка 720 тыс. штук — это почти вдвое больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.

Банкиры прогнозируют усиление в ближайшем будущем конкуренции в сегменте премиального обслуживания, которым новосибирский потребитель до сих пор не очень избалован. «Сейчас явные преимущества в виде отдельных офисов для VIP‑клиентов имеют в Новосибирске четыре банка — Альфа‑банк, Сбербанк, Русский стандарт и МДМ‑банк, — говорит Евгения Бояркина. — Другие банки, работающие в этом секторе, предлагают только специальные продукты и персонального менеджера, но некоторые из них начинают конкурировать засчет более выгодных условий».

С этим согласна и Марина Гирина: «Выигрывают сейчас те банки, которые предлагают клиентам высокое качество обслуживания на специальных условиях. В ЛОКО‑банке есть пакетный продукт, включающий премиальное обслуживание и более выгодные условия по ключевым розничным продуктам. При этом клиентам, разместившим депозит на сумму свыше 1 млн руб., пакет предоставляется бесплатно».

Евгения Кузьмина

Самое читаемое
  • Рубль продолжает укрепляться. Сколько это продлится и при чем тут ТрампРубль продолжает укрепляться. Сколько это продлится и при чем тут Трамп
  • «ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге«ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге
  • Из-за кадрового дефицита компании предлагают подросткам зарплату выше 80 тыс. руб. в месяцИз-за кадрового дефицита компании предлагают подросткам зарплату выше 80 тыс. руб. в месяц
  • IT-дайджест: Skype отключат, ChatGPT делает людей одинокими, а в России будет свой WeChatIT-дайджест: Skype отключат, ChatGPT делает людей одинокими, а в России будет свой WeChat
  • Для западных туристов закрыли Северную Корею. Россияне пока могут наслаждаться турамиДля западных туристов закрыли Северную Корею. Россияне пока могут наслаждаться турами
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.