Виктор Толоконский: оборонка получит аванс

Правительство обещает предприятиям ОПК сделать гособоронзаказ привлекательным. Но Минобороны сможет создать только крепкий тыл. Основную прибыль предприятия должны получать от гражданской продукции.

Времена, когда на российскую «оборонку» невозможно было смотреть без слез, похоже, проходят. Государство заинтересовано в новых технологиях, а для их создания требуется планомерное обновление производства всех предприятий ОПК. А таких в Сибири около 70, не считая мелких компаний, обеспечивающих их всеми необходимыми комплектующими. О том, как в последнее время изменился оборонно-промышленный комплекс, «ДК» рассказал полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский.

Утром деньги — вечером госзаказ

Не так давно коммерческие компании не особо горели желанием работать с предприятиями ОПК. Государство выделяло деньги поздно, поставки комплектующих приходилось делать с верой в то, что деньги придут хотя бы в конце года.

Как финансируется гособоронзаказ сейчас и на какие средства предприятия проводят технологическое перевооружение, о котором так часто говорится?

— Действительно, было время, когда деньги на заказ приходили очень поздно, предприятия не успевали выполнить работу и оказывались «без вины виноватыми». На одном заводе невозможно выпускать все элементы готового изделия. Каждое предприятие, которое является исполнителем государственного заказа, должно было закупать комплектующие в сторонних, часто абсолютно не связанных с государством предприятиях. Гособоронзаказ не отличался большой серийностью и был ограничен по времени, поэтому контрагенты просили предоплаты, а у предприятий ОПК не было денег. В последние годы организация государственно-оборонного заказа значительно изменилась. Он стал более долговременным. Раньше заводы получали заказы на год, сейчас внедрено в практику заключение долговременных контрактов на три и более лет. Кроме того, практически все исполнители получают авансом 80-100% от суммы контракта сразу, как только подписано соглашение. Эти серьезные изменения сделали гособоронзаказ привлекательным, но одновременно возросла и ответственность за сроки его исполнения и качество поставляемой продукции.

Но ведь рентабельность предприятий, выполняющих оборонный заказ, жестко регламентирована. Не снижает ли это его привлекательность? Этой прибыли хватает для масштабного обновления оборудования?

— Жесткое ценообразование и ограничение рентабельности — это объективное требование. Здесь тратятся средства госбюджета, и значит, уровень эффективности должен быть очень высоким. На продукции собственного производства предприятиям разрешается зарабатывать 20%, на приобретаемые комплектующие «накрутка» не может превышать 1%. Иногда предприятия жалуются, что не могут в этот 1% уложить транспортные и другие сопутствующие расходы. Но, на мой взгляд, это нормальные условия. Предприятия должны оптимизировать логистику и технологии, развивать аутсорсинг, чтобы производство становилось дешевле. Если предприятие ничего не делает для сокращения издержек, а из-за инфляции увеличивается цена энергии, комплектующих и материалов — оно попадает в ситуацию снижения рентабельности и терпит убытки. С другой стороны, если под оборонный заказ предприятие проведет техническую модернизацию и быстро сократит издержки, оно получит дополнительную прибыль.
 
Этой прибыли хватает для масштабного обновления оборудования?

— Обновление оборудования происходит за счет нескольких источников (федеральные целевые программы, кредиты под госгарантии), и прибыль является только одним из них. Конечно, в идеале хотелось бы, чтобы прибыли предприятиям хватало на своевременную модернизацию производства и обслуживание привлекаемых на эти цели средств из внешних источников. И такая задача сегодня поставлена руководителями государства.

Работать за остатки

Летом Новосибирская областная общественная организация Всероссийского профсоюза работников оборонной промышленности обратилась к Президенту РФ с открытым письмом. Речь шла о том, что Министерство обороны РФ вместо того, чтобы обеспечить отрасль работой по утилизации устаревших боеприпасов, предпочитает взрывать их. От этого страдают жители окрестных территорий и лишаются работы коллективы заводов.

Почему утилизацию боеприпасов нельзя поручить профильным предприятиям?

— Функция утилизации боеприпасов у сибирских предприятий существует. Но, как правило, это сложные комплектные боеприпасы. Например, ракеты для систем залпового огня. Что же касается артиллерийских снарядов и боеприпасов малого калибра, то сейчас требуется их масштабная утилизация. У государства нет возможностей вложить в нее большие дополнительные ресурсы, поэтому необходимо изменить подходы и привлечь к этой работе не только предприятия ОПК, но и другие организации, готовые предложить приемлемые решения.

Есть ли «живые» примеры предприятий, готовых утилизировать патроны и снаряды?

— Конечно. Получив негативную социальную реакцию после подрыва боеприпасов с ударной волной и шумом, производственники нашли технологию «безболезненной» утилизации. Летом я был на Шиловском полигоне, где одна уральская компания показывала свою технологию. Они выжигали активное вещество снарядов без их подрыва. Мы находились на расстоянии около 300 метров без всякой защиты, и ни ударной волны, ни грохота не ощущали. Фактически, они изобрели технологию массовой утилизации старых боеприпасов в любом месте, даже не на специальных полигонах. Кстати, предприятие работало без какой-то специальной оплаты, по договору оно получало гильзы и цветные металлы. Для них это оказалось вполне выгодно.

Оборонке нужны идеи

Недавно на заседании Совета Безопасности при Президенте РФ обсуждалось развитие научных исследований в оборонной сфере. Государство понимает, что передовые военные технологии нам никто не продаст, а значит, их придется изобретать самостоятельно.

Как взаимодействуют местные предприятия с научным сообществом, с институтами СО РАН?

— Технологии производства космической, ракетной техники настолько быстро развиваются, что сейчас нельзя ориентироваться только на схему «заказчик-подрядчик». Промышленные предприятия должны использовать самые передовые достижения науки. У Сибирского отделения РАН существует программа исследований и разработок в интересах оборонно-промышленного комплекса, которая внесена в военно-промышленную комиссию при Правительстве РФ. Но нам очень важно развивать не только научные разработки, но и качественный инжиниринг. Все‑таки у СО РАН все достижения — это разработки фундаментальной науки. Они обязательно должны подкрепляться еще и наукой отраслевой.

Как именно?

— Помните, в советское время, когда какое-то промышленное министерство приступало к серийному изготовлению тех или иных образцов техники оборонного значения, это массовое производство готовили очень крупные конструкторские бюро, исследовательские институты прикладного назначения. Академическая наука для этого не приспособлена. Она делает образец, находит новые технологические и научные решения, но от образца до серийного производства нужно пройти достаточно большой путь. Нужна адаптация технологии, создание уникальных комплектующих и т.д.

Для этого на Совете Безопасности обсуждали вовлечение частных предприятий в гособоронзаказ?

— У нас и сейчас закон не запрещает привлекать к исполнению гособоронзаказа компании любой формы собственности. Другое дело, что есть предприятия, которые технологически более приспособлены для производства военной техники. Нельзя сказать, что все они государственные. Компании прошли акционирование и, фактически, перестали быть государственными. Кроме того, для повышения эффективности производства специальной техники требуется достаточно масштабный аутсорсинг. Но из-за того, что в гособоронзаказе есть закрытость и секретность, были достаточно серьезные ограничения на привлечение рыночных предприятий к изготовлению комплектующих. Сейчас эта процедура должна стать более доступной и простой.

В Новосибирске уже есть такие предприятия?

— Да, работает предприятие «Катод» и другие компании, которые выпускают комплектующие для оборонной промышленности, они обладают уникальными технологиями и могут быть партнерами сборочных производств. Очевидно, что со временем количество исполнителей и соисполнителей будет нарастать, и уровень специализации может стать очень высоким. Для производства современной сложной техники требуются порой тысячи отдельных узлов, которые производит огромное количество предприятий. Это уже рыночная сфера, которая не может быть полностью подконтрольной государству. Безусловно, останется своя специфика по допуску, получению разрешений, но без рыночного сегмента выполнить оборонный заказ сейчас невозможно.

Госзаказ не вечен

Недавно вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, курирующий «оборонку», сказал, что в стране нет «чистых» оборонных предприятий. На всех заводах, выпускающих военную продукцию по госзаказу, от 20 до 70% производства приходится на товары, ориентированные на рыночный сегмент.

Военная или гражданская продукция составляет львиную долю производства новосибирских предприятий ОПК?
 
— Общего универсального показателя нет, соотношение немного меняется каждый год. Как правило, общий баланс военной/гражданской продукции близок к паритету. Иногда гражданской продукции чуть больше. Нужно понимать, что не всегда производство можно четко разделить по технологии. Всегда есть продукция двойного назначения. Например, спутники, которые могут быть метеорологическими или гражданскими спутниками связи, а могут в той же комплектации поставляться по гособоронзаказу. Разделение здесь будет весьма условным, потому что технология одна, различается только источник финансирования.

Насколько предприятия заинтересованы в развитии сопутствующих гражданских производств, ведь гособоронзаказ стал гарантированным и долговременным?

— Предприятия, вовлеченные в оборонный заказ, все равно должны максимально увеличивать долю гражданского сегмента. Во-первых, гособоронзаказ четко зафиксирован во времени, он не может быть бесконечным. Даже если сейчас расходы государства на оборонную отрасль растут, это не будет длиться вечно. Часто гособоронзаказ дает возможность предприятию обновить технологии, но выиграть в экономике легче на открытом рынке. Поэтому все без исключения компании развивают у себя гражданские направления.

Есть ли в регионе хоть один пример производства, на котором принципиально нельзя производить гражданскую продукцию?

— Я не знаю предприятий, которые были бы ограничены только гособоронзаказом. Правда, не всегда можно выпускать рыночную продукцию на мощностях, которые предназначены для выпуска продукции оборонного значения. Есть такие технологии, которые трудно адаптировать к рыночной ситуации. На таких предприятиях конверсия идет за счет вспомогательных производств. Нельзя строить стратегию развития на гособоронзаказе, на нем предприятие хоть и стабильно, но очень мало зарабатывает. Пройдет 5-7 лет активного выполнения гособоронзаказа, и если у предприятия не будет дополнительной рентабельности, возможности инвестировать в обновление своего производства, оно станет очень уязвимым.

Андрей Чепурко

Самое читаемое
  • Штурм головного офиса Wildberries с перестрелкой и убитыми. Что известно?Штурм головного офиса Wildberries с перестрелкой и убитыми. Что известно?
  • Владиславу Бакальчуку предъявили обвинение в убийстве и задержали на 48 часовВладиславу Бакальчуку предъявили обвинение в убийстве и задержали на 48 часов
  • Татьяна Бакальчук стала беднее почти в два разаТатьяна Бакальчук стала беднее почти в два раза
  • Все банки Турции хотят прекратить работу с РоссиейВсе банки Турции хотят прекратить работу с Россией
  • Обман на собеседовании: почему кандидаты и работодатели скрывают правду?Обман на собеседовании: почему кандидаты и работодатели скрывают правду?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.