Виталий Иванов, МРСК Сибири: «Цифровизация даст возможность видеть каждого потребителя»
Гендиректор ПАО «МРСК Сибири» рассказал о том, как можно использовать цифровые технологии в энергетике, сколько потребуется финансовых ресурсов, и как изменится жизнь потребителей.
Словосочетание цифровая трансформация давно перестало быть явлением из фантастического будущего, более того, многие отрасли уже смогли просчитать инвестиции и возможные сроки окупаемости проектов, связанных с цифровизацией своих процессов.
Цифровизация сетевого комплекса Сибири — вопрос, которым давно занялась «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (дочка ПАО «Россети»). Ее генеральный директор Виталий Иванов на встрече с сибирскими журналистами рассказал о том, как компания видит процесс цифровой трансформации, к каким инвестициям она готова, и скажется ли это на кошельке потребителей.
Согласно глобальной инвестпрограмме «Цифровая сеть 2030», МРСК Сибири намерена через 11 лет реализовать крупнейший в истории Сибири энергетический проект, вложив в него до 240 млрд руб.
Среди пилотных проектов компании:
1) Цифровой центр управления сетями (с инвестициями 200 млн руб.), включающий центр управления энергообеспечением Универсиады, центр управления безопасностью энергообъектов Универсиады и четыре центра управления сетями в районах Красноярска.
2) Первая в России Цифровая подстанция им. М.П. Сморгунова (с инвестициями 340 млн руб.) трансформаторной мощностью 50 МВА.
До 2022 г. МРСК планирует построить 6 цифровых подстанций и создать 9 цифровых районов электрических сетей: Городской («Омскэнерго»), Павловский («Алтайэнерго»), Майминский («Горно-Алтайские электрические сети»), Усть-Абаканский («Хакасэнерго»), Каа-Хемский («Тываэнерго»), Прибайкальский («Бурятэнерго»), Читинский («Читаэнерго»), Топкинский («Кузбассэнерго-РЭС»), Емельяновский («Красноярскэнерго»).
По словам Виталия Иванова, поэтапная цифровизация позволит компании снизить потери, и возврат инвестиций точно не ляжет на плечи потребителей — роста тарифов не предусмотрено.
Что касается этапов инвестпрограммы, то к 2026 г. МРСК намерена наладить интеллектуальный учет (на 2017 г. было выполнено почти 19%), к 2030-му полностью автоматизировать сеть (12,5% выполнения на 2017 г.) и создать интегрированную систему управления (15% на 2017 г.).
Как это поменяет жизнь потребителей? Виталий Иванов привел пример: сегодня компания «не видит» каждого потребителя, из-за чего невозможно узнать, есть ли электроэнергия в квартире конкретного человека. Отследить можно только крупные подстанции, поэтому средняя продолжительность отключения по МРСК Сибири сегодня равна в среднем чуть более, чем полтора часа (кстати, ниже среднего показателя по стране примерно на 30 минут).
Цифровые сети же должны позволить отслеживать каждого конкретного потребителя вплоть до того, какой у него профиль нагрузки, и принять решение, стоит ли его увеличить или, к примеру, наоборот, уменьшить, а также оперативнее устранять аварийные ситуации.
Как уверяет гендиректор МРСК Сибири, это вовсе не фантастика, а реальность, которую компания уже постепенно создает, решая сопутствующие проблемы, среди которых, к примеру, кадры.
В 2017 г. компания запустила в Красноярске первую для России цифровую подстанцию класса напряжения 110 кВ. И чтобы ее обслуживать, нужен не просто релейщик, как раньше, а еще и IT-специалист. Однако и этот вопрос будет вскоре решен на рынке, считает Виталий Иванов.